Причины кризиса Виктории Азаренко
За последние шесть месяцев лучшая белорусская теннисистка одержала восемь побед при семи поражениях. Такое бесславное выступление вынуждает ее сдавать позиции в мировом рейтинге. Бывший тренер Владимира Волчкова Сергей Скакун и бывший спарринг-партнер Виктории Азаренко Юрий Шелудяков, трудящиеся нынче в клубе "Аква-Минск", рассказали корреспонденту SPORT.TUT.BY о причинах затяжного кризиса экс-первой ракетки мира, а также – о чем мечтают юные белорусские теннисисты и почему мечтам большинства из них сбыться не суждено.
– Юрий, вы были спарринг-партнером Виктории Азаренко. В какой период? И почему сотрудничество было прекращено?
Юрий Шелудяков, тренер клуба "Аква-Минск": Работать с Викторией начал, кажется, в 2002 году. К тому времени у нее были хорошо развиты лидерские качества, поставлена техника. Она демонстрировала активный теннис, и все это вкупе заставляло верить в светлое будущее теннисистки. В ходе тренировочного процесса мы моделировали разные игровые ситуации. На этом этапе финансовую помощь ей оказывал Владимир Павлович Пефтиев, влиятельный бизнесмен и бывший руководитель теннисной федерации. Если бы не он, то не факт, что Азаренко, несмотря на одаренность, смогла бы вырасти в топ-игрока. А расстались мы с Викой вскоре после старта ее профессиональной карьеры. Он был сопряжен с отъездом: сначала в Испанию, потом – в Соединенные Штаты. Ее заметили спонсоры, и этому я был искренне рад.
– Сергей, а вы знакомы с Викторией?
Сергей Скакун, главный тренер клуба "Аква-Минск": Мы пересекались с Викой в начале 2000 года. Все дело в том, что я знаком с теми людьми, которые помогали ей состояться в спорте – это Николай и Виктория Хабибулины (знаменитый российский хоккейный вратарь и его жена. – Прим. ред.). С Викой и ее мамой Аллой мы как-то встретились на US Open… Проживая в Америке, я продолжал следить за событиями в белорусском теннисе. Когда я узнал, что Вика выиграла юниорский турнир серии "Большого шлема" (Australian Open-2005. – Прим. ред.), как это сделал в свое время покоривший Уимблдон Владимир Волчков, а также то, что она поднялась на первую строчку в юниорском мировом рейтинге, понял: она может добиться серьезных результатов и на взрослом уровне.
Сергей Скакун и Юрий Шелудяков (слева направо).
– Вы ведь, Сергей, работали вместе с Волчковым, когда он выиграл юниорский Уимблдон-1996. В каком возрасте вы взяли кураторство над Владимиром?
Сергей Скакун: Шел 1995 год, ему было шестнадцать.
– Почему вы уехали из страны, оставив здесь ученика?
Сергей Скакун: К сожалению, я был вынужден сделать это. Это сложная и запутанная история. В Беларуси я был не нужен… А для Володи оставался отцом в теннисе. В тот период мы проводили очень много времени вместе. Я видел результат нашей совместной работы, и он обнадеживал.
Юрий Шелудяков: Проблема Вовы Волчкова, на мой взгляд, состояла в том, что ему, в отличие от Вики, спонсоров найти не удалось.
Сергей Скакун: Ну почему? При мне у него были спонсоры. Американский производитель экипировки Wilson давал какую-то сумму. И Nike… Что случилось после 1998 года, я не знаю.
– А теперь, пожалуй, перейдем к главной теме. Находите ли вы объяснение неубедительным результатам Вики за последние шесть месяцев?
Сергей Скакун: Рассуждать о том, почему она проигрывает, когда не знаешь о том, чем она дышит, как построен ее день и как обстоят дела со здоровьем, довольно трудно. Я лишь недавно вернулся на родину из Америки и слежу за развитием карьеры Виктории всего пару лет. Мне кажется, что проблемы у нее начались после знакомства с Редфу. Думаю, она находится в состоянии внутреннего конфликта. И "противоборствующие" интересы здесь – это спорт и личная жизнь.
– Смотрите, то есть выиграть Australian Open-2013, турниры в Дохе и Цинциннати, где в финале Вика сражалась с Сереной Уильямс, дойти до финала US Open-2013 звездный бойфренд ей не мешал. С тех пор что-то изменилось?
Сергей Скакун: Результаты прошлого года стоит рассматривать как итог длительной планомерной работы. Можно сказать, что тогда все шло по накатанной. И новая встреча стала поводом для эмоционального всплеска. Я понимаю, что речь идет о чем-то новом, что пришлось ей по вкусу, а потому навредить не могло. Наоборот, яркие впечатления на том этапе усилили ее уверенность в себе. Но чем дальше, тем хуже стали обстоять ее дела на кортах. Как по мне, если ты профессионально занимаешься теннисом, то целиком и полностью должен отдаваться ему. А Вика, насколько я знаю, снялась в клипе, еще какими-то неспортивными вещами занималась.
– И так после US Open Вика одержала восемь побед и потерпела семь поражений. С такой статистикой действительно трудно претендовать на звание лучшей.
Юрий Шелудяков: Концовка минувшего сезона, когда Вика проиграла на старте двух турниров подряд, а потом уступила в двух из трех матчей на итоговом чемпионате, вероятно, получилась смазанной из-за недостатка физических и эмоциональных сил. Поэтому переживать за Викторию заставили уже события нового сезона. Турнир в австралийском Брисбене опустим, так как он рассматривался теннисистками как подготовительный этап. В этом плане итоги выступления на Australian Open-2014 более показательны.
Сергей Скакун: Сразу было видно, что фундамент на сезон Викой заложен не был. Любопытно, конечно, что послужило тому причиной. И теперь, когда она регулярно проигрывает, выбраться из психологической ямы непросто. Она готова к возможным поражениям, а это не есть нормально. Когда она вернулась в тур после очередной травмы, то не назвала физическое состояние оптимальным. Другими словами, настрой снова был отнюдь не победоносным.
Юрий Шелудяков: Психологическое состояние в спорте играет важную роль, каким бы целеустремленным ни был спортсмен. Вика однозначно просто так никому не проиграет. Хотя разговоров на эту тему, мол, "слила" кому-то или просто не захотела, действительно много. Зная Викторию, могу с уверенностью сказать, что это не про нее. Она выходит на корт только для того, чтобы выигрывать. В каком бы состоянии ни находилась. Другое дело, что нынче соперницы из первой сотни расслабиться не позволят. Они чрезвычайно мотивированы, встречаясь с топ-игроками. В прошлом году таковых было два – Серена и Вика. Даже Мария Шарапова находилась на ступеньку ниже этого дуэта лидеров мирового зачета. Сейчас же конкуренция в туре значительно возросла. На Ли, Елена Янкович, Агнешка Радваньска, Симона Халеп, Доминика Цибулкова и другие теннисистки сумели существенно прибавить в межсезонье.
Сергей Скакун: Кстати, турнир в Индиан-Уэллсе выиграла Флавия Пенетта, двадцать первая ракетка мира. Для этого ей потребовалось обыграть Халеп, Янкович, Ли, Радваньскую. Все эти девушки поверили в то, что они способны побеждать так же, как это делали на протяжении последних лет Уильямс-младшая и Азаренко. Тогда Серена и Вика на пути к финалу легко расправлялись со всеми подряд, пока кому-то из них не повстречается Шарапова. Нынче ситуация иная. В некотором роде это повторение истории Роджера Федерера. Когда в 2007 году швейцарец проиграл Гильермо Каньясу сначала в Индиан-Уэллсе, а затем и в Майами, игроки поняли, что он такой же человек, как они – из плоти и крови. Федерер стал проигрывать, потому что имел дело с куда более ожесточенным сопротивлением, чем прежде.
– Количество невынужденных ошибок, доходящее обычно до значения в сорок единиц за матч, говорит о том, что Вика сама проигрывает, так?
Юрий Шелудяков: Агрессивная манера поведения на корте – это ее стиль. Он вынуждает ее брать инициативу на себя.
Сергей Скакун: Она – не Сара Эррани, которая стоит на задней линии, чтобы только не допустить ошибку.
Юрий Шелудяков: Она чувствует себя комфортно в атаке. Соответственно, так и играет.
Сергей Скакун: Да, выматывает соперниц. А теперь ошибается потому, что физически не готова. Хватает ее только на короткий промежуток времени, а на длинные розыгрыши из восьми-десяти ударов на протяжении матча, турнира – уже нет… Технику она не меняла в межсезонье, что было замечено за Шараповой. Поэтому наиболее вероятная причина кризиса Азаренко – физическое состояние, неразрывно связанное с психологическим.
– Эксперты полагают, что Азаренко стала чересчур предсказуемой для соперниц. Может, ей стоило бы подумать о "сюрпризах"?
Юрий Шелудяков: У нее абсолютно предсказуемый удар справа и просто суперудар слева. Даже при всем этом нужно еще справиться со скоростью, которую предлагает Вика.
Сергей Скакун: Глядя на Вику в последних поединках с Уильямс-младшей и Радваньской, мне кажется, что она немного поправилась. Даже полкилограмма лишнего веса – это серьезная проблема для теннисиста. Их ведь нужно "возить" с собой по корту.
Юрий Шелудяков: Человек, который играет на задней линии корта, должен иметь постоянный рабочий вес.
Сергей Скакун: А коль она действительно набрала вес, то нагрузки на "больной" голеностоп, колени и спину мгновенно увеличились. Если тот же голеностоп не подкачать в период межсезонья, значит, миновать лазарет по причине травмы ноги в сезоне уже не получится. Что касается поражения в четвертьфинале Australian Open-2014. Радваньска физически выглядела лучше Азаренко, потому как умудрялась доставать даже самые сложные мячи. Кроме того, полька сумела заставить белоруску бегать за мячами по всему корту, что в поединке стало существенным преимуществом. Вышло, что все силы Вика оставила в борьбе за второй сет, а в третьем ничего не смогла противопоставить Агнешке. Затем появилась информация о травме стопы... Вернувшись после повреждения, Вика снова тяжело двигалась, играла в несвойственный ей теннис – от обороны. На лице читались гримасы боли. Проиграла она в Индиан-Уэллсе. Заметно, как сильно она хочет пораньше вернуться в игру, но всякий раз, как показывает практика, Вика оказывается не готова к этому. В чем причина такого подхода? Лучше ведь потратить время на качественное восстановление, потерпеть где-то неделю-другую, чем возвращаться и выбывать снова и снова, зализывать раны. –
Чем она сейчас и занимается. Но что дальше? Позиции Вики в мировом рейтинге непрочны.
Сергей Скакун: Не за горами грунтовые турниры, поэтому до их начала Виктории необходимо разобраться со здоровьем и подтянуть функциональное состояние. На песке ведь без "физики" играть нельзя. А что касается нынешних позиций Вики в рейтинге, то для нее падение в нем – это испытание. Великие чемпионы преодолевают подобного рода трудности, покоряют новые вершины, повышая уровень игры. Посмотрим, получится ли это у Азаренко.
Юрий Шелудяков: Этот кризис для нее – гораздо больший стресс, чем для тех, кто следит за ее выступлениями и поддерживает.
– Сергей, среди ваших воспитанников в Штатах были теннисисты, входившие в топ-10 юниоров Америки. Но их заинтересованность в занятии спортом, насколько я понимаю, была связана с возможностью получения высшего образования бесплатно. А к чему стремятся белорусские дети?
Сергей Скакун: Прежде всего, к тому, чтобы стать новыми Азаренко, Мирными, Волчковыми. И только в юношеском возрасте они впервые сталкиваются с реальными проблемами.
Юрий Шелудяков: Немногие родители талантливых детей способны потянуть траты на этом этапе.
– О каких суммах идет речь?
Юрий Шелудяков: О сотнях тысяч долларов. Столько стоит сделать из юниора профессионального игрока. Только на участие в турнирах необходимо тратить до пятидесяти тысяч в год. А ведь еще нужно тренироваться, нанять тренера. Следует учесть и то, что из года в год траты будут неизменно расти...
Сергей Скакун: Проблема белорусского тенниса заключается в том, что пятнадцатилетние игроки, имея рейтинг в Европе, но не имея финансовой поддержки, перестают расти в развитии. Они упираются в стенку, а когда осознают это, бросают спорт. Разрешением этой проблемы в настоящее время занимается наш клуб "Аква-Минск". Поиск спонсоров и заключение профессиональных контрактов с игроками нам видится выходом из положения. Реализовать озвученное на практике в нашей стране не так-то просто, но возможности есть. Генеральный директор клуба Александр Герасимович намерен ими воспользоваться. Он полностью на нашей стороне, лично заинтересован в развитии вида спорта. Надеемся, что у нас все получится!.. А Вике желаем скорейшего выздоровления! Ждем ее, голодной до побед, на кортах!