Федерер-Надаль или почему бог тенниса в очередной раз проиграл своему злому гению
Большой теннис считается одним из самых интеллектуальных видов спорта. Его даже называют «шахматами на корте». Одним из мастеров этой великолепной игры, художником, рисующим мячом с помощью ракетки на различных покрытиях - как Леонардо да Винчи на холстах - безусловно, является Роджер Федерер. Он способен обыграть любого, и не просто обыграть, а показать красивый, атакующий теннис, теннис от себя, теннис изящный и неповторимый. Жертвами блестящей игры швейцарского теннисиста были уже завершившие карьеру Пит Сампрас, Марат Сафин, Андре Агасси и действующие теннисисты Новак Джокович, Энди Маррей и Давид Феррер.
Однако есть теннисист, которого Федерер вот уже давно не может обыграть, и который является злым гением этого великолепного спортсмена. Рафаэль Надаль не уступает Федереру на турнирах Большого шлема с памятного Уимблдона 2007 года, когда Федерер «делал» в сезоне по три победы на Grand Slam. Величайшему теннисисту в истории постоянно чего-то не хватает для побед над своим главным оппонентом. В чем же причина проигрышей? Почему Роджер постоянно уступает Надалю, невзирая на свою форму и форму испанца? Что происходит с Федерером, когда он выходит на корт и видит напротив себя злейшего друга?
Мне кажется, что причина здесь – в понимании, философии игры. Ведь Федерер по-настоящему любит теннис, для него этот вид спорта – не просто работа, а работа любимая, своего рода хобби, к которому относишься как к главному увлечению в жизни. Роджер постоянно самосовершенствуется, и способен достигать высокого уровня игры (заметьте, не результата, а игры) даже в своем уже далеко не молодом возрасте. Что и позволяет ему обыгрывать и Новака Джоковича, и Хуана Мартина Дель Потро, и других ровесников Надаля. Но не испанца. И вот почему.
Для Роджера Федерера нет такого понятия, как защитный теннис, теннис от соперника. Причем не по ситуации, не когда ВЫНУЖДЕН защищаться, а специально, как план игры. Он всегда играет в атаку, играет от себя, любит выходить к сетке и разводить соперника по углам. И причины этого коренятся в детстве. Для швейцарца кумиром был Пит Сампрас, без преувеличения один из величайших теннисистов, который всегда играл в умный теннис, в теннис точный и экономный, в теннис целесообразный. Как в свое время писал русский писатель Иван Ефремов, «красота – это наивысшая целесообразность». Так и выглядит игра Федерера – целесообразной, и в этом ее красота. По сути, при таком стиле ранг соперника по ту сторону сетки не важен – важно, как ты сам действуешь. Но красота игры не всегда подкрепляется результатом, и это как раз и понял Рафаэль Надаль. Причина его стиля - с того времени, как тренер испанца, его дядя Тони переучил двенадцатилетнего мальчика наносить удары правой рукой, считая леворукость преимуществом в игре. Скорее, это нельзя назвать преимуществом, это можно назвать неудобством для противника. Обратите внимание – дядя Надаля учил племянника играть НЕУДОБНО ДЛЯ ОППОНЕНТА. Не навязывать свою волю, не атаковать, а защищаться, ждать ответа соперника, а не рисковать самому. В этом весь Надаль - когда он бьёт, сильно закручивая мяч, в результате удар приобретает сверхнадежность, а мяч попадает в корт даже тогда, когда удар сильный. В этом же его блестящие обводки, когда соперник выходит к сетке. Надаль хорошо защищается, и в этой защите его не пробить, не перебороть, не переломить - но он не творит так, как Федерер, и теннис для него – прежде всего результат. В его матчах не увидишь блеска, широты, мощи, скорости. Он теннисист разрушительного плана, разрушающий игру соперника. Ему проигрывают не потому, что он выбивает с корта, а потому, что ошибаются сами. Практически всегда.
Есть ещё одна особенность выступлений испанца на кортах, которая всегда обращает на себя внимание любителей и специалистов тенниса. Его игра крайне энергозатратна. Тяжелейшая нагрузка ложится на все суставы, особенно колени, когда испанец бегает за каждым мячом, даже теми, которые невозможно достать.
Посмотрите на Надаля во время матчей. С него постоянно капает пот, несмотря на то, что он регулярно пользуется услугами персонала, подающего полотенце. Он играет на пределе, на максимуме практически всегда, он не обладает таким техническим разнообразием, как другие теннисисты, и вынужден компенсировать это физикой.
А теперь взгляните на Федерера. Благодаря врожденному таланту, тому, что он создан для тенниса, даже в самых длительных матчах швейцарец выглядит свежим. Да, наверное, он проигрывает Надалю в физической подготовке, зато не в такой степени, как испанец, подвержен травмам. Его игра экономна, точна и изящна. Наверное, он мог бы играть, как Надаль, играть на результат, играть, ожидая ответа соперника. Но он никогда не будет делать этого – не такой он человек, он знает себе цену и предпочитает честную борьбу, а также способен аплодировать сопернику за блестящую игру. И за это его любят не только родные и коллеги по цеху, но и все мы - простые болельщики, любители тенниса.
Как-то Первый Чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц сказал, что идеальный стиль игры в шахматы – от защиты. Не атакуя, а ожидая атаки соперника, затягивая его в сети позиционной игры и наказывая за ошибки. Раз за разом он обыгрывал своих соперников-шахматистов, и никто не мог оказать ему ни малейшего сопротивления. Пока не появился один игрок, который сражался за доской ярко, активно, зрелищно, который шёл в атаку, не боялся рисковать и выигрывал! Этим игроком был русский Мастер Михаил Чигорин.
Стейниц заметил молодого шахматиста, и вызвал его на матч за корону Чемпиона Мира. И Чигорин с треском проиграл - Стейниц одержал победу со счётом 11½:6½.
Прошло немного времени, Михаил набрался опыта, и вновь скрестил шахматные фигуры с Чемпионом Мира. На этот раз матч проходил ровно, соперники обменивались победами, и после 22 партий Стейниц вёл со счётом +9 −8. В 23-й партии Чигорин добился решающего перевеса, Стейниц в поисках контригры отдал фигуру, и здесь Чигорин допустил грубый просмотр, зевнув мат в два хода. Стейниц одержал десятую победу, закончив матч в свою пользу.
Эта поучительная история показывает, в чем причины поражений Федерера от Надаля. Причины эти идеологического плана, разного понимания теннисистами сути, смысла и цели игры. Для швейцарца на первом плане – красота, а результат – всего лишь дополнение к ней. Для испанца – результат, и не важно, как, и благодаря какому качеству игры он достигнут. В этом разница между ними, между их жизненной философией и мировоззрением. И, как мне кажется, недолго осталось до того момента, как красота победит результат, свобода победит порядок.
Предпосылки для этого случились буквально только что. Фаворит, лидер мирового тенниса и первая ракетка мира Рафаэль Надаль проиграл, проиграл далеко не Джоковичу, не Федереру и не Маррею. Он проиграл тому, кто не испугался рискнуть, кто не испугался атаковать в борьбе с великим, и риск оправдался!
Так пусть же всегда красота побеждает результат, а риск превосходит стабильность! Да будет так!
Кстати, даже на примере двух последовательных матчей Надаля в четвертьфинале и полуфинале можно понять, за счет чего он обыгрывает Роджера. Игрок намного более оборонительного плана - Димитров, был в 3 см от победы, потому что пытался именно перебегать Надаля.
Роджер - царь, и именно поэтому он отказался подстраиваться под Надаля, потому что подстраиваться - не царское дело. Это идет в ущерб результату именно в матчах с Надалем, но именно это - желание играть в свою игру, делает его Величайшим.