4 мин.

Теннис и спонсоры. Финансовые тенденции уходящего года

2009 был насыщенном годом для тенниса. Многим он преподнес неожиданные титулы, а кому-то низкие рейтинги; кто-то вновь подтвердил репутацию смиренных игроков, а других мы увидели в новом свете.

Так, в конце октября Серена показала хорошие результаты в Дохе, в то время как Андре Агасси напомнил о себе не совсем с хорошей стороны. Большим событием этого сезона также является тот факт, что Mercedes больше не будет спонсировать АТР-тур.

В прошлом году истек срок 13-летнего контракта Mercedes с АТР-туром. Все мы помним, как их эмблема виднелась на каждом мужском турнире АТР. Стефен Кеннон, вице-президент отдела маркетинга в Mercedes-Benz USA, объясняет изменение спонсорской линии компании: «Как и с гольфом, когда мы стали спонсировать Ассоциацию профессиональных игроков в гольф, мы решили начать сотрудничество с другим туром, с Большими Шлемами. Теннис современный и прибыльный вид спорта, но коммерческий интерес представляют именно главные турниры».

Мерседес расстается с АТР

С одной стороны, это хорошая новость для тенниса. У Открытых чемпионатов теперь будет надежная поддержка, около $35 миллионов в год. В том, что турниры серии Большого Шлема будут приносить только прибыль и поднимать репутацию, Mercedes уверен на все сто. Но какая судьба остальных матчей тура, занимающих ещё 44 недели года?

Всего за два месяца до того как Mercedes изменил своим традициям, две крупные телевизионные компании тоже расставили новые приоритеты. Так, В этом году телеканал ESPN впервые транслировал US Open, тем самым добившись главной цели: трансляции всех четырех турниров БШ. Так что теперь за ESPN закрепилась репутация «главного транслятора Большого Шлема». Tennis Channel последовал тому же примеру.

До этого ESPN предоставлял освещение матчей БШ более мелким сетям, а сам концентрировался на серии Мастерс. ESPN также транслировал Indian Wells и Key Biscayne, и ещё финальные матчи европейских турниров. Теперь это все в руках других телекомпаний. Причина в том, что ESPN не удавалось продавать достаточно места под рекламу во время этих матчей. Они захотели получать от тенниса больше прибыли, потому и переключились на более «крупную рыбку».

Туры справлялись с настигшими проблемами по-разному. В WTA деньги поступали от Катара, взамен женская ассоциация посылала своих теннисистов в Доху, где они играли перед не столь численной публикой в конце сезона. WTA сейчас тоже ходит по лезвию ножа, так как в последующие месяцы должен решиться вопрос о её дальнейшем спонсировании Sony Ericsson.

АТР пошла иным путем, переместив финальный чемпионат года из Шанхая в Лондон. Этот турнир теперь заручился надежной поддержкой финансовой группы Barclay’s. Также нельзя не отдать должное их промо-кампании по брендированию турниров серии Мастерс как таких, которые «нужно непременно посетить».

С другой стороны, правила сегодня диктуют турниры Большего Шлема. У Уимблдона новая крыша, French и Australian Open расширяются, а на продажу билетов на US Open не повлиял даже мировой финансовый кризис. От недостатка освещения в СМИ эти собтия тоже не страдают.

Богатые становятся ещё богаче, но получают ли они деньги в конечном счете от среднего класса? Сделки ESPN и Mercedes только подтверждают тот факт, что интерес представляет само событие, определенный матч. Фанатов уже интересует не столько качество игры, которую они пришли посмотреть, и не столько звезды, которые там выступают сегодня, сколько уровень престижности посещаемого ими турнира. Житель Нью-Йорка вряд ли поедет смотреть теннис в Флашинг Медоуз: он хочет быть частью гламурного события под названием US Open.

А все начинается от отношения самих теннисистов к игре. В последние 20 лет топ-игроки как мужского, так и женского состава отдавали предпочтение именно Большому Шлему перед другими матчами. Этот тренд начали Иван Лендл и Пит Сампрас, однажды заявив, что истинное значение они придают главным матчам.

В этом году мы смогли убедиться в том, что молодое поколение последовало примеру, доказательством чего являются неоднократные отказы Серены Вильямс принимать участие в других матчах, не являющихся частью БШ. Перед Дохой игрок № 1 выиграла всего два турнира в этом году: Australian Open и Уимблдон. Потому логично следующее умозаключение: если игроки «забивают» на определенные турниры, то почему фанаты, а уж тем более спонсоры, должны о них помнить?

Осознав проблему ещё в начале этого десятилетия, в 2004 году Американская ассоциация тенниса создала US Open Series, серию из десяти теннисных турниров, проводимых на Североамериканском континенте в течение шести недель перед US Open. Идея заключалась в том, чтобы повысить значение остальных матчей во имя американского турнира.

US Open Series оправдал ожидания, хотя 2009 был не самым удачным годом для этих турниров. Ведь игроки с Европы не посещали большинство их матчей, что поставило существование Series под угрозу. Турниру Legg Mason в Вашингтоне пришлось урезать свой бюджет. Турниры-старожилы в Индианаполисе и Лос-Анджелесе жалуются, что в два последующих года у них могут возникнуть проблемы с главными спонсорами.

Турнир в Лос-Анджелесе сегодня называется «The L. A. Tennis Open». Звучит престижно, согласитесь. Но под старым названием The Mercedes-Benz Cup он, кажется, показывал лучшие результаты.