«Чему Коннорс может научить Шарапову – громче кричать и чаще сжимать кулак?»
Фото: REUTERS/ Stefan Wermuth
Сотрудничество Марии Шараповой с Джимми Коннорсом уже стало сенсацией. Редактор Tennis.com Питер Бодо изучает, что новый тренер может дать Марии, и не находит почти ничего.
Может быть, в следующий раз, когда Шарапова проиграет Серене Уильямс, она забудет про весь этот бред в стиле «Она отличная теннисистка и сегодня просто была сильнее» и проворчит: «Я достану эту стерву хоть на краю света».
Это первое, что пришло мне в голову, когда я прочитал о том, что Джимми Коннорс стал новым тренером Шараповой. Это будет союз панка со среднего запада и русской принцессы, результатом которого станет… «Мария – принцесса панка»?
Известные слова, которые я процитировал в начале текста, были впервые произнесены Коннорсом (правда, ругательство там было немного другое) на «Уимблдоне»-1978, когда его спросили, нарушит ли он свою традицию пропускать в конце сезона Australian Open ради того, чтобы не дать Бьорну Боргу собрать Карьерный Шлем (тогда в Австралии играли на траве в конце декабря). И после того, как тихий и достойный швед в очередной раз разобрался с Джимми в финале, тот выдал эту фразу.
Конечно, Коннорс, скорее всего, не разбавит (или лучше сказать «не отравит»?) шараповский дух своей знаменитой враждебностью. Это не сработало, когда он сотрудничал с Энди Роддиком. Протеже был едким, но умным и глубоким – в отличие от невежественного грубияна-тренера. Нет, Коннорс во многом был полезен, но он так и не привел Роддика к победе на «Шлеме». И это ставит перед нами главный вопрос: «Почему Коннорс?»
Это хороший вопрос, на который я не могу найти удовлетворительного ответа.
Я говорю так отчасти из-за контекста. Томас Хогстедт был тренером Шараповой на протяжении последних трех лет. Тихий, вдумчивый швед, избегавший внимания (как и Борг!) открыл в Шараповой разнообразную теннисистку. Главным результатом этого открытия стал Карьерный Шлем, дособранный в прошлом году на «Ролан Гаррос».
Хогстедт успешно разобрался в сложной ситуации, когда он попал в команду Шараповой в качестве «второго тренера» после спарринг-партнера россиянки Майкла Джойса, при том, что оба они работали в тени отца Марии Юрия. Тогда Шарапова была 18-й в мире и тщетно пыталась вернуться на былые вершины после травмы плеча.
Работа с Хогстедтом почти сразу начал давать стабильные результаты. На самом деле, возможно, он остается самым недооцененным тренером в туре. Но они быстренько разбежались после одного из редких в последние годы провалов Шараповой – поражения во втором круге «Уимблдона» от 131-й ракетки мира Мичель Ларчер де Бриту.
По заявлению Шараповой складывается впечатление, что решение принял Хогстедт. Единственная фраза во всем ее тексте, которая не совсем стандартна в данной ситуации, звучит так: «По обстоятельства личного характера он не сможет путешествовать со мной в ближайшем будущем».
Коннорсу не только досталась очень сложная роль – он еще и актер совершенно другого амплуа, чем его предшественник. Например, будет очень интересно посмотреть, как в гламурную компанию Шараповой впишется мужик в кожаной куртке. К тому же для него работа – это куда более личное мероприятие, что для Хогстедта.
Для начала, Коннорс сам звезда. Его работа с Роддиком стала возвращением в центр внимания, и, кажется, Коннорсу понравилось. А теперь ему еще и нужно продавать откровенную автобиографию, и US Open может стать отличной промоакцией. Если раньше вы не соглашались с тем, что Коннорс – низкопробный, самолюбивый персонаж, готовый продать всех, кого знает, то вам больше не нужно на слово верить его критикам. Достаточно просто прочитать его книгу, где он сам все подтверждает.
Восьмикратный чемпион «Шлемов» Коннорс – удовольствие не из дешевых (не спрашивайте, откуда я знаю – я просто знаю). Ни игроки, ни тренеры об этом говорить не любят, но это имеет значение – иногда очень даже большое. У Шараповой денег, может быть, и больше, чем у бога, но на Коннорсе будет давление – он должен будет предоставлять результаты на уровне Хогстедта, которому, наверняка, платили намного меньше.
Это сотрудничество уже обещает быть интересным, а мы еще даже не добрались до игровых аспектов. Поговорим и о них.
Коннорс работал с Шараповой до начала Australian Open – возможно, по наводке Роддика, который тогда дружил с россиянкой. Я не очень-то помню их кратковременный союз, но вот, что мне кажется странным в этом новом, уже формальном сотрудничестве, – стареющий панк и принцесса уже в какой-то степени родственные души. Они агрессивны, не щадят соперников, атакуют с задней линии плоскими, хлесткими ударами и всегда стараются загнать соперника подальше и выйти вперед.
И Коннорс, и Шарапова не очень уверенно чувствуют себя у сетки, и если подача Шараповой иногда хромает, то у Коннорса она просто была плохой. Это и является одной из главных причин, почему целый ряд его соперников – Борг, Джон Макинрой и Иван Лендл – в итоге его превзошли.
Так чему Джимми будет учить Марию? Бэкхенду по линии? Она это уже умеет. Как зарядить с форхенда и войти в корт? Она так уже делает. В отличие от Роддика, она уже умеет все, что приносило успех Коннорсу, а в некоторых элементах даже его превосходит.
А что насчет движения?
Коннорс был одним из самых проворных игроков, а в игре Шараповой этот аспект всегда вызывал беспокойство. Но под руководством Хогстедта она сильно прибавила (что доказывает ее победа на «Ролан Гаррос»), и трудно представить, что она может прибавить еще – работа уже проделана. Кроме того, я не вижу в Коннорсе тренера, который будет кропотливо изучать исследования на тему того, как улучшить работу ног, или крутиться в псевдонаучном мире фитнеса.
Ну, еще есть этот знаменитый бойцовский характер Коннорса… Но опять – знаете ли вы кого-нибудь, кто бы считал, что проблема Шараповой в том, что она слишком мягкая, дружелюбная, что ей не хватает веры в себя? Что Коннорс будет делать – настроит ее на еще более громкие крики, заставит чаще сжимать кулак?
Но есть одна вещь, достойная королевской оплаты, если Шараповой удастся все провернуть – Коннорс может помочь обыграть одного конкретного игрока. И, думаю, все знают, о ком я говорю.
Может быть, Шарапова наняла Коннорса с мыслью, что перемены и характер нового тренера придадут ей ту дополнительную уверенность, необходимую для победы над Сереной, которая в их не-соперничестве ведет 14-2, что бросает тень на все шараповские достижения.
Может быть, Шарапова надеется, что враждебность и самоуверенность Коннорса в какой-то мере перекинутся ей. Или надеется на то, что его присутствие в ее ложе придаст ей дополнительный заряд энергии и веры в себя, который поможет ей разрушить чары Уильямс. Или, может быть, она надеется на то, что сотрудничество с Коннорсом просто напугает Серену и заставит ту сомневаться в себе. Это будет стоить тех денег, которые она платит Джимми.
Забавно, что если Шараповой и удастся обыграть Серену, это может случиться из-за возраста Серены, а не из-за того, что Коннорс ей говорит, делает или представляет из себя. На US Open Серене будет 32 (Шараповой всего 26), и даже Серена в какой-то момент должна начать сдавать. Уверенно сказать можно только одно – Шарапова терпеливо ждет этого момента, чтобы немного отыграться. Это немного улучшит ее положение в контексте истории.
В итоге, все это мероприятие кажется просто воплощением мечты Коннорса – союзом, заключенном на небесах. Ну или в этом другом месте.
Если она начнет крыть Серену матом во время матча, то у той может и подача разладится. Тогда кто его знает, чем все это закончится. А то она какая-то робкая в матчах с Сереной. Психология тонкое дело.
Выскажу предположение. Шарапова и Хогстедт расстались потому, что просто серьезно поругались после поражения на Уимблдоне. Возможно, сорвались и наговорили друг другу таких слов, после которых обратного пути нет. Другой причины я не вижу. Игра прогрессировала, Азаренко обыграла, последний матч с Сереной уже не был безнадежным.