10 мин.

Мария Кириленко: у каждого игрока свое время - мое пришло сейчас

Автор: Андрей Симоненко / Р-Спорт

20:13 14.05.2013 (обновлено в 21:13 14.05.2013)

Российская теннисистка Мария Кириленко во вторник выиграла стартовый матч престижного турнира в Риме у непростой соперницы - испанки Анабель Медины Гарригес, считающейся специалистом по игре на грунтовых кортах. Специальный корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко поговорил с Марией, занимающей сейчас самое высокое место в рейтинге за карьеру - 12-е, о том, за счет чего ей удалось добиться прогресса - и о том, почему не получалось раньше.

- Мария, поздравляю с выходом во второй круг. По счету (6:3, 6:3) матч получился, вроде бы, несложным, но наверняка были "подводные камни", которые пришлось преодолевать?

- Действительно, счет не показывает, что игра была слишком напряженная. Но в каждом гейме у нас все равно были долгие розыгрыши. Легких геймов не было - почти в каждом играли на "больше-меньше". В какие-то моменты, думаю, я лучше сыграла, чем она, рисковала - и за счет этого победила.

- Раньше, мне кажется, грунт не был вашим любимым покрытием. Сейчас можно сказать, что вы стали более универсальным игроком?

- Я, в принципе, всегда к грунту хорошо относилась. В 2008 году выиграла два турнира на грунте. На "Ролан Гаррос" проходила три круга. Так что у меня, пожалуй, нелюбимого покрытия нет - я на любом неплохо играю.

- Турнир в Риме имеет какое-то для вас особое значение, или это просто этап подготовки к Открытому чемпионату Франции?

- Каждый турнир имеет значение. Если ты приезжаешь на соревнования, то в любом случае надо играть и выкладываться по полной…

- Я задал этот вопрос, скорее, по причине того, что вам предстоит провести за сборную России финальный матч Кубка Федерации в Италии - может быть, пребывание в Риме даст вам возможность подготовиться к тому, с чем вы столкнетесь осенью…

- Ну до финала много времени, полгода еще ждать. Пока нет о Кубке Федерации мыслей. Но в Италию я приезжаю уже десять лет подряд, если не больше. В 16 лет первый раз сюда приехала. За такое долгое время, думаю, я привыкла и чувствую себя здесь комфортно.

- Елена Веснина только что провела здесь матч на центральном корте в футбольной, практически, атмосфере - зрители бурно поддерживали ее соперницу, итальянку Роберту Винчи. Вы не боитесь того, что трибуны будут яростно болеть против вас?

- Я много раз играла в турнирах против соперниц из той страны, где он проходил. И на центральном корте US Open вечерний матч против американки был, и другие игры, когда публика болела против меня. Когда играешь столько лет, то на зрителей уже акцента не делаешь - стараешься сконцентрироваться на себе. И к тому же перед тем, как выходишь на матч, ты готов ко всему - неожиданностью поддержка зрителями твоего соперника не станет.

- Тогда, может быть, это даже плюс, что вы будете играть в финале в гостях? Дома, как известно, психологически иногда непросто приходится.

- Нет, ну для меня дома играть, конечно, было бы лучше. Приятнее перед своими болельщиками, чем перед чужими. Нам и так повезло, что мы два матча в этом году сыграли дома. Но что поделаешь, мы не выбираем - раз должны ехать в Италию, значит, поедем в Италию. Да и уверена, что наши болельщики приедут нас поддержать.

Получаю сейчас удовольствие от тенниса

- Полуфинал со Словакией сложился очень тяжело - матч получился напряженный, нервный. Долго после него отходили?

- На самом деле, радости было очень много после этого матча. Уступали 0-2, еще один проигрыш - и все могло для нас закончиться. Конечно, мне было непросто выходить в воскресенье на корт - я понимала, что Цибулкова сильный игрок, особенно на грунте, она выиграла свой первый матч, а я накануне проиграла… Тяжело было. Но получилось хорошо настроиться. В первый день мы все, как бы это сказать - не зажгли, что ли… А во второй все разозлились, начали друг друга поддерживать. За меня девчонки и тренеры, молодцы, поболели, я Катю Макарову потом поддержала, и пару… Огонь у всех в глазах был. Слава богу, что все закончилось как надо. Очень приятно было выбраться из такой сложной ситуации.

- Как вы считаете, перед финалом сборная должна усилиться, или в этом составе вы способны на многое?

- Мы в этом составе все-таки выиграли два матча, Словакия вообще очень сильная команда, а Даниэла Гантухова у них получила награду как самый крутой игрок сборной (смеется). Так что, я считаю, в этом составе мы способны справиться и с Италией спокойно. И атмосфера у нас очень дружная. Все девчонки примерно одного возраста, хорошо друг с другом общаемся. Это очень важно.

- У вас ощущения от игры в команде с годами меняются?

- Конечно, меняются. Помню, в первый раз в 2006 году с Бельгией меня поставили играть во второй день против Ким Клейстерс - я всю ночь перед этим матчем не спала. Нервотрепка, помню, еще та была… Но теперь уже есть опыт, выигранные матчи тебе дают уверенность.

- В нынешнем сезоне у вас достаточно много побед над элитными соперницами. Что изменилось в вас как в теннисистке - за счет чего удалось прибавить по сравнению с прошлыми сезонами?

- Многое. Конечно, и годы тренировок дали свои плоды - все, что я нарабатывала за минувшие сезоны, никуда не делось. И потом, я считаю, у каждого спортсмена есть свое время, когда он раскрывается и начинает показывать результаты. Мое время пришло именно сейчас. Я чувствую, что изменилась как игрок, что стала по-другому думать на корте, все воспринимать стала по-другому. Я сейчас получаю удовольствие от тенниса. Причем даже если проигрываю, сохраняю спокойствие - знаю, что матч состоит из трех сетов. В общем, у меня совсем другое восприятие ситуации.

- Вы в юниорском возрасте выиграли Открытый чемпионат США. Потом, после перехода в профессиональный теннис, от вас всегда многого ждали. Были моменты кризиса, когда ничего не получалось и хотелось все бросить?

- Нет, такого не было никогда. Я ведь выиграла US Open, когда мне было 15 лет. Посмотрите на фотографии того времени - я была маленькая, худенькая, у меня никогда не было ни особых сил, мощных ударов или подачи. Да даже сейчас я не могу сказать, что я суперкрупная, мощная и здоровая. Всегда была такая… хитренькая, бегала много, пыталась всех обмануть. В общем, поэтому переход из юниоров в профессионалы дался мне нелегко - со взрослыми женщинами было играть трудно. Но постепенно с каждым годом я набирала опыт. И если посмотреть на то, как развивалась моя карьера - каждый год был лучше предыдущего. Колоссальных скачков, конечно, не было - но в каждом сезоне у меня были хорошие победы над сильными игроками. Да, Шарапова выиграла в 17 лет турнир Большого Шлема - но она по физическому развитию меня всегда превосходила. С детства была намного выше, совсем другие у нее данные. В общем, не так плохо все было в моей карьере, как может показаться (улыбается)…

- Какое-то время вы пытались искать оптимального для себя тренера - но потом в какой-то момент прекратили эти поиски и стали работать с папой…

- Да, я и начинала играть с папой, а потом по ходу карьеры мы пытались действительно привлекать разных тренеров. Не хотелось стоять на месте и зацикливаться. Каждый тренер мне что-то дал, помог на какие-то проценты улучшить игру. Но потом когда я подросла и начала сама понимать, что и как, то  все обдумала и пришла к выводу, что психологически я чувствую себя намного спокойнее с папой. Когда он не мог поехать на некоторые турниры, я уже ощущала беспокойство. Он знает, как настраивать меня на матчи, подбирает правильные слова - все-таки он меня, свою дочку, очень хорошо чувствует. Потом, с ним нет стрессовых ситуаций, которые иногда случаются с другими тренерами. Все-таки они чужие люди, ты им не родной ребенок, и они относятся к тебе совсем не так, как твой папа. Наконец, мой папа играет в теннис. Причем гораздо лучше, чем очень многие тренеры, которые у меня были. В общем, я очень ценю то понимание, которое есть в наших отношениях. Говорят, что между родителями и детьми в какой-то момент наступает кризис - ребенок перестает слушаться, выходит из-под контроля… У меня совсем другая ситуация. У меня и с папой, и с мамой прекрасные отношения. Наверное, играет свою роль то, что они у меня не такие взрослые - я бы даже сказала, они довольно-таки молодые (смеется). Они мне не просто родители, а еще и хорошие друзья. Я могу с ними побеседовать на любые темы, никогда не закрываюсь от них. Понимаю, что папа и мама для меня единственные близкие люди. Если бы вы знали, как мы здорово проводим время втроем - радуемся, смеемся… В общем, я рада, что у меня такие родители, очень благодарна им за то, что они меня хорошо воспитали.

Против некоторых игроков Серена настраивается по-особенному

- Ваш прогресс в одиночном рейтинге совпал с моментом, когда вы прекратили выступления в парном разряде. Это не случайно?

- Я играла пару с маленького возраста каждый год - и играла довольно-таки успешно, с любыми партнерами. Особенно в прошлом году хорошо у нас с Надей Петровой получалось - мы выиграли олимпийские медали, победили в итоговом чемпионате мира. В общем, цели, такое ощущение, все уже достигнуты (смеется). Ну да, я не выиграла турнир Большого Шлема. Но олимпийская медаль и итоговый турнир - это то, что я реально очень хотела выиграть. Если бы не сестры Уильямс, могли бы и золото Олимпиады взять, так мы хорошо там играли. Ну да ладно, мы и так были нереально рады бронзе. В общем, я сейчас не чувствую удовольствия от игры в парном разряде. Плюс думаю - я неплохо играю в одиночке, могу подняться в рейтинге. А пара все-таки отнимает энергию. Совмещать выступления в двух разрядах трудно, особенно если в одиночке удается далеко продвигаться на турнирах. Особенно с годами - все-таки я не молодею. Вот мы с папой и решили попробовать отказаться от пары. И я чувствую, что правильно сделали. Я стала лучше восстанавливаться, не трачу много сил.

- Вы упомянули сестер Уильямс, и я вспомнил, что давно хотел спросить: Серена - она что, магически на соперников воздействует, что ее так все боятся?

- Да я бы не сказала, что ее боятся - просто играть против нее сложно. Особенно некоторым игрокам, не буду говорить кому, против которых она по-особенному настраивается. Допустим, есть теннисистки, с которыми мне играть легко - а они с Сереной, казалось бы, борются, проигрывают ей в упорной борьбе или даже иногда выигрывают, как это случилось на Australian Open (там Уильямс уступила американке Слоун Стивенс). Ты же выходишь играть против Серены - и она тебя просто сносит (смеется). Хотя ты понимаешь, что играешь в очень хороший теннис и находишься в хорошей форме. Но она просто становится другим игроком, когда по-особенному настраивается.

- В этом году вы постоянно ходили в Вашингтоне на хоккей, судя по фотографиям в вашем Twitter. Минувшей ночью, к сожалению, "Кэпиталз", где играет ваш спутник жизни Александр Овечкин, выбыл из борьбы за Кубок Стэнли. Удавалось во время европейских турниров следить за матчами по телевизору - или спортивный режим важнее?

- Ну по ночам матчи я, конечно, не смотрела, но то, что я следила за ходом событий и болела, даже находясь здесь - это само собой. Были некоторые матчи, которые начинались раньше - и тогда мне удавалось их здесь посмотреть, время совпадало. Пару игр я видела.

- Сильно расстроены, что "Вашингтон" проиграл - или, может быть, есть положительный момент в том, что Саша теперь сможет приехать вас поддержать на турнирах здесь, в Европе?

- Я знаю, как для них, для команды, был важен этот Кубок Стэнли. Как они хотели победить в нем. Даже просто если смотреть матчи, видно, как они отдают все силы в напряженной борьбе. Битва там идет реальная, не на жизнь, а на смерть. Поэтому, глядя на это, мне, конечно, очень хотелось, чтобы они выиграли. Кубок Стэнли - это самое престижное, что есть в хоккее. Поэтому мне сейчас очень обидно. Я знаю, как Саша расстроился, очень переживаю. Но с другой стороны, есть еще много лет впереди. Для хоккея Саша довольно-таки молодой. И я уверена, что его время еще настанет, не сомневаюсь, что они еще выиграют этот Кубок. Ну а то, что проиграли сейчас - значит, так было надо. Конечно, любому спортсмену поражение кажется поначалу трагедией - но ты играть не заканчиваешь, тренируешься дальше. И тебе обязательно улыбнется удача.

- Сейчас продолжается чемпионат мира, на который Александр еще может поехать и присоединиться к сборной России…

- Да, он мне уже сказал, что его вызвали. Это хорошо. Можно выиграть этот чемпионат мира и получить положительные эмоции. Я считаю, надо радоваться тому, что ты жив-здоров, с твоими родными все хорошо. А спорт - это то, чем ты занимаешься в жизни, то, что тебе нравится. И ко всему, что в нем происходит, надо относиться с оптимизмом.