6 мин.

Афера Роджера Федерера

Пока Фед наслаждается мини-межсезоньем, Питер Бодо всерьез обеспокоился его карьерными перспективами. Оригинал статьи: http://www.tennis.com

Было бы некоторым преувеличением сказать, что Энди Маррей отобрал вторую строчку у Федерера, победив на мастерсе в Майами. Сложившаяся ситуация больше походит на то, что Федерер забыл свою вторую строчку на передней панели автомобиля и ушел, оставив его с опущенными стеклами и включенным двигателем. Рано или поздно кто-то должен был заметить.

1

Нисколько не умаляю трудов Маррея: он заслуженно занимает 2-е место и вполне мог бы вырвать его непосредственно из рук Федерера, если бы имел возможность. Но Роджер даже не поехал на турнир в Майами. Таким образом, он добровольно простился с незначительной суммой в 45 очков, заработанной в прошлом году (неожиданно проиграл Роддику в 3 круге) вместо того, чтобы попытаться усложнить Маррею жизнь, набрав куда больше баллов, чем год назад.

Очевидно, что Роджер не хочет напрягаться ради рейтинга. Он заслужил право (как официально, так и чисто по-человечески) играть столько, сколько захочет. Однако его решение наверняка скажется на рейтинге. И все это заставляет задуматься: сколько же еще времени теннисные болельщики смогут наблюдать Феда в игре. Ему уже 31, хотя в последнее время мы видели, что возраст, возможно, и не столь принципиален – ведь сам Федерер в прошлогоднем финале турнира в Галле проиграл Томми Хаасу, которому только что исполнилось 35. Но не будем забывать, что у Роджера еще есть семья, а в плане тенниса он уже пресытившийся, измотанный воин.

Швейцарская легенда заявляет, что тренировки приносят ему удовольствие, когда рядом семья; а играя на турнирах, он наслаждается пресловутым «запахом грима и ревом толпы». Но может ли он оставаться серьезной конкурентоспособной силой, если отказывается от бешеных гонок АТП-тура, подразумевающих пахоту на определенном количестве турниров – крупных и мелких? Это нам и предстоит узнать.

Давление результата усилится, поскольку оно напрямую связано с количеством турниров, которое сыграет швейцарец. Он оказался меж двух огней: может быть, это и хорошо, что он собирается играть всего 14 турниров – на 4 турнира меньше обязательного минимума для простых смертных, которые еще не дослужились до таких привилегий. Но все эти турниры пойдут ему в рейтинг, и парочка непредвиденно плохих результатов серьезно повлияет на его позиции. И может дойти до того, что Роджеру придется играть с Джоковичем или Надалем уже на стадии четвертьфинала (такое случилось в Индиан Уэллсе, когда Надаль был пятым).

Федерер сознательно полагается на свое превосходство. В прошлом году к этому моменту сезона он сыграл 7 турниров (включая КД) и набрал 2855 очков. В нынешнем сезоне он сыграл на 3 турнира меньше и набрал всего 1170. За плечами у Роджера великолепный 2012 год, где он выиграл 71 матч (лучший его результат со времен 2006-го, когда он находился на пике карьеры и выиграл 92 матча). Но рейтинг непреклонен, и нынешняя ситуация Феда с набором очков так же тонка и рискованна, как его топспиновый выстрел с бэкхенда по линии: права на ошибку практически нет. Он рассчитывает на то, что его лучший теннис придет по заказу, без разогрева.

Мы не видели Роджера уже около 3-х недель и не увидим его еще месяц – до мастерса в Мадриде. Хорошая новость для швейцарца состоит в том, что он действующий чемпион; плохая – турнир снова будет проводиться на традиционном красном грунте, после неудачного прошлогоднего эксперимента с синей глиной. Скользкое, быстрое покрытие подходило Федереру, и, более того, оно взбесило ярых приверженцев традиционного грунта – Надаля с Джоковичем, которые торжественно пообещали больше не возвращаться на турнир, если покрытие не изменится.

В результате Федереру нужно защищать 1000 очков, добытых при удачном стечении обстоятельств, и защищать он их поедет после двухмесячного простоя. Я прекрасно понимаю, кто такой Федерер, но все-таки считаю, что он идет на огромный риск. Теннисисты набирают ход, победы (а у кого-то поражения) становятся привычкой – в каком-то смысле благодаря определенному однообразию, которое свойственно теннису. А теперь ему придется выйти на корт и с чистого листа, без разбега, показать приличный теннис. Можно сказать, что у Роджера это получилось на первом мейджоре сезона, когда он дошел до полуфинала. Сработает ли такой план уже в середине сезона?

Мадрид – это первый из трех грунтовых турниров в расписании Роджера. В 2012 он также дошел до полуфинала в Риме и на Ролан Гаррос, проиграв оба раза Джоковичу. Это отличный результат, но в предыдущие годы он проигрывал Ришару Гаске (3 круг, 2011) и Эрнесту Гулбису (2 круг, 2010). На РГ у Роджера на протяжении всей карьеры великолепные показатели, однако последние лет десять у него и рейтинг был исключительно высоким. Нет уверенности, что в этом году Фед здорово выступит в Париже, учитывая его новый график и возможные изменения в рейтинге.

Роджер действует вслепую, это рискованная игра. Мы не можем осуждать его за то, что он сам выбирает, где будет играть; за то, что он заботится о своем здоровье и ищет идеальный баланс. Но теннис не предусматривает комфортных условий для игроков, которым за 30 (и которым меньше 20-ти, кстати, тоже); нет разделений на особые группы, классы. Хотя, конечно, имеются определенные уступки и привилегии для игроков вроде Федерера, которые заслужили это годами упорнейшего труда. Но когда дело касается рейтинга, то поблажек нет. Никто не позволит Федереру мирно просиживать на теплом местечке – будь то 2-я строчка или 4-я, 6-я, 9-я или 11-я.

Роджер с энтузиазмом говорит о намерении играть до Олимпиады-2016. И если не случится катастрофы, то нет сомнений, что он будет все еще конкурентоспособен к тому времени. Черт возьми – он ведь будет моложе, чем сейчас Хаас, являющийся 14-й ракеткой мира. Но остается вопрос: как Федерер отнесется к тому, что в рейтинге он будет опускаться все ниже и ниже? Насколько сильно он готов упасть и при этом наслаждаться жизнью, чувствовать, что все в порядке, что он до сих пор любит решать новые задачи?

Ровно год назад Хаас был 137-м в рейтинге. Он попросил вайлдкард на Ролан Гаррос, но ему отказали. Томми пришлось играть квалификацию, и он ее прошел – за что немцу браво. В своем шестом матче на турнире, а именно в 3-м круге основной сетки, он проиграл Гаске.

Конечно, ситуация была немного другая – Хаас возвращался после одной из своих многочисленных травм. Но все-таки интересно, насколько же далеко Федерер согласен упасть в рейтинге, прежде чем начнет сомневаться в правильности своих действий. Этим вопросом рано или поздно задается каждый – и великий игрок, и простой смертный челленджерист. Возможно, Роджера сейчас это и не касается, но следующие несколько месяцев поведают нам и ему о многом. Единственное, в чем я уверен на все 100: если Федерер когда-нибудь попросит вайлдкард на Ролан Гаррос – ему не откажут.

От себя скажу: я слышала, что Роджер в этом году уменьшил число турниров, чтобы «разгрузиться» после изнурительного прошлого сезона. Хочет побольше отдыхать и тренироваться. И вполне возможно, что к его 14 турнирам прибавится еще Базель, а потом и Итоговый.