8 мин.

Трусость

Этой темы вообще не хочется касаться. Но, к сожалению, пройти мимо тоже не получится, уж слишком много о ней говорят. Итак, все, что написали многочисленные обозреватели о «Серенагейт» – в блоге «С миру по Нитке».

Действительно, говорить об этом больше нет никакого желания. Поэтому, отметив, что почти никто из англоязычных аналитиков даже не ставит вопроса о правомерности поведения Серены, кратко перескажу самые яркие мысли каждого из них.

Ричард Эванс (Tennis Week): «Некоторые комментаторы напирают на то, что там не было заступа. Но даже сама Серена была готова признать, что он, возможно, был. Впрочем, как многие игроки, которые перед подачей топчутся на самой линии, она, видимо, совершала его не раз и благополучно избегала наказания на других турнирах. А это, по моему мнению, абсолютно неправильно. Теннис – это игра, которая определяется линиями. Если ты не уважаешь линии, ты не уважаешь игру».

Кевин Гарсайд (Telegraph) сравнивает поведение Серены с поведением Адебайора и требует такого же наказания: «Действия Уильямс представляли из себя оскорбления и угрозы, которым нет места в спорте. Проигрыш очка – это не наказание, это спасение. Посмотрим, как ITF поступит в деле Уильямс».

Том Перротта (TENNIS.com). Этот аналитик обвиняет судью в излишней дотошности. Еще он сравнивает Серену с Коннорсом, который оскорблял судью на вышке и не был наказан. Но, при этом, даже он отмечает главное отличие ситуации Коннорса от ситуации Серены: «Коннорс нападал на судью на вышке, который может постоять за себя, дать предупреждение, отобрать очко или даже дисквалифицировать игрока. Уильямс оскорбляла судью на линии, которая ничего не может с ней сделать, кроме как сообщить судье на вышке о ее словах. А уже судья на вышке обязан защитить своего подчиненного от словесных нападок. Судьи на вышке отвечают за благополучие тех, кто с ними работает, и обязаны более строго относиться к нападкам на них. Поэтому Серена не оставила должностным лицам выбора».

Джефф Макгрегор (ESPN.com). Этот человек размышляет еще более глобально и вспоминает не о спортивных событиях, а об истории сенатора Уилсона, которого наказали за потерю самообладания на работе. Из этого Макгрегор делает общий вывод о состоянии американского общества в целом: «Оба этих момента объединяет глубоко укоренившееся американское убеждение, что каждое событие и каждое обстоятельство должно служить нашим индивидуальным нуждам, желаниям и аппетитам; что вся вселенная должна склоняться в направлении наших личных удовольствий; что нет высшей ценности, чем наша собственная самооценка; что нет ничего, чего мы не могли бы сказать или совершить в угоду нашему эгоизму, тщеславию и обогащению; что даже Земля вращается ради нашего успеха».

Абигайль Лордж (ESPN.com). Чисто по-женски она передает свои эмоциональные и зрительские ощущения от всей истории. Она пишет, что, конечно, на месте Серены она, возможно, кричала бы, плакала, стучала ракеткой и возмущалась. Но «в поведении Серены было что-то совсем другое и, честно говоря, это пугало. Это выглядело так, как будто она потеряла рассудок. Я сидела в секторе для прессы примерно в 30 рядах за спиной линейной судьи, и я наблюдала тираду Серены с такого же ракурса, как и сама судья. Ее взрыв был устрашающим – ее глаза вылезли из орбит, когда она нацеленно и грозно размахивала ракеткой. Я не слышала ее слов, но я видела ярость на лице Серены и угрозу в ее агрессивной позе. Это было шокирующее и ужасающее зрелище».

Джон Вертхейм (SI.com), как и многие другие обозреватели, не ставит под сомнение правильность действий судьи, но ставит под сомнение необходимость самого правила о заступах, которое появилось в теннисе очень давно и на данный момент не имеет особого смысла. Кроме того, все сходятся на том, что хорошо бы иметь технические средства для определения зашага, коль уж он существует. Но один из читателей так сформулировал вопрос к Вертхейму: «Возможно, это цинично, но не кажется ли вам, что Серена, зная, что она проиграла этот матч, целенаправленно продемонстрировала взрыв? Она никогда не умела красиво проигрывать, а таким образом она отвлекла внимание от Ким и привлекла его к себе». Вертхейм ответил, что его тоже посещала такая мысль, что, возможно, логика Серены была следующей: «Если я технически не проиграла последнее очко, возможно, я вообще не проиграла».

И именно в этом направлении мыслит большой поклонник Серены Джейсон Уитлок (FOX Sports) в статье «Серена – нытик, Джордан – победитель», которую не откажу себе в удовольствии привести целиком.

«Итак, Серена думает, что в субботу мы увидели ее страсть к теннису.

Я увидел трусость.

Я увидел крупную, не реализовавшую свой потенциал крикунью, которая была поставлена на место вернувшейся из декретного отпуска мамой.

Я увидел те самые проблемы с характером, которые не позволяют ей занять свое законное место рядом с Майклом Джорданом в ряду величайших чемпионов всех времен.

В этот полный событий, абсолютно сумасшедший спортивный уикенд 2 момента стояли особняком: 1. крах Серены Уильямс на матчболе в полуфинале Открытого чемпионата США против Ким Клийстерс; 2. бескомпромиссная и бесстрашная речь Майкла Джордана на церемонии введения в Зал Славы.

Серена и Джордан – они оба были распяты прессой за свое неподобающее поведение, но только один из них заслуживает этого – тот, кто выдал вялые извинения в воскресение.

«В субботу вечером все могли увидеть мою настоящую страсть к моей работе. Сейчас у меня было время успокоиться, и я понимаю, что в тот момент, когда я была не согласна с несправедливым решением линейной судьи, в пылу борьбы я позволила эмоциям взять над собой верх и в результате не справилась с ситуацией. Я бы хотела поблагодарить моих болельщиков за понимание того, что я человек, и я очень хочу продолжить движение вперед и в профессиональном, и в личностном плане. С вашей поддержкой я смогу двигаться вперед, и расти, опираясь на опыт произошедшего».

Вы увидели где-нибудь слова: «Извините меня»? Все, что мы смогли наблюдать – это вновь несогласие с решением судьи на линии, которая имела наглость следовать правилам. Также мы не видим признания того, что дурацкие угрозы затолкать мяч в горло женщине вдвое меньше ее по размеру заслонили собой выдающуюся игру ее соперницы.

Но мы привыкли к тому, что Серена умаляет заслуги соперников.

Серена настолько эмоционально изнежена своими сторонниками, включая безответственного комментатора национального телевидения Джона Макинроя, что ее ошибки, которые являются следствием слабого спортивного духа, преподносятся как страсть и желание борьбы.

Кто-то сравнил поведение Серены с речью Джордана на церемонии введения в Зал Славы.

Бессмысленная и возможно вызванная злоупотреблением коктейлями разговорчивость Джордана была неправильно истолкована СМИ. Нам это не понравилось. Он не был изящен в формулировках и не пожелал продемонстрировать ложную скромность. Джордан отказался от общепринятых формулировок и сказал все предельно честно.

Он в подробностях описал обиды, реальные, преувеличенные и выдуманные, которыми он разжигал в себе страсть к борьбе. Он позволил нам взглянуть за кулисы, посмотреть на то, чем жил лучший спортсмен нашего времени. При внимательном рассмотрении, я не скажу, чтобы он в чем-то был не прав. Он баскетболист, а не оратор. Он говорил без бумажки. Его слова не были призваны создать впечатление, и они просто показали, что он сукин сын, обладающий бойцовским духом.

Серена и ее группа поддержки увидели в определении футфолта, которое предоставило Клийстерс матчбол, продолжение расистских нападок, преследующих Серену в течение всей ее карьеры. Может быть, это и так. Жизнь вообще несправедливая штука, а такой элитарный спорт как теннис, больше других склонен к расовым предрассудкам.

Но как настоящий борец с безграничным талантом отвечает на несправедливость?

Выбор Джордана – сокрушить своих обидчиков и пристыдить их сторонников невиданным доселе уровнем совершенства в игре.

Несомненно, расовые предрассудки сыграли роль в том, что Базз Петерсон был назван лучшим игроком студенческой лиги Северной Каролины в 1981, обойдя Джордана. В пятницу вечером Джордан рассказывал о том, как он встретился с Петерсоном в UNC и твердо решил доказать свое превосходство. Джордан также сказал, что ему было наплевать на бойкот на матче Всех Звезд НБА, который был намеренно срежессированн Айзеей Томасом и другими чернокожими игроками. Джордан заявил, что эти слухи только заставили его больше работать, для того чтобы доказать своим сверстникам, что он заслуживал то внимание, которое получал в юном возрасте.

Кроме того, Джордан обрушился на своего университетского тренера, который не давал ему играть в команде второкурсников; на Джерри Краузе, который оценил усилия менеджмента выше, чем усилия игроков «Чикаго Булз»; на Дина Смита, который не взял его на обложку Sports Illustrated; и на Брайана Рассела, которые осмелился сказать, что смог бы отзащищаться против Его Воздушества.

Но Джордан не нытик, он боец старой школы.

На мой взгляд, пинаться и обзываться – гораздо достойнее, чем демонстрировать приступ детского гнева в стиле «забираю свои ракетки и ухожу домой!». Плаксы недостойны уважения, особенно такие, чьи способности гораздо выше, чем у всех остальных.

Клийстерс сделала из Серены клоуна. Через два с половиной года после ухода из тенниса для рождения ребенка, на первом же турнире «Большого шлема» она уничтожила на корте самопровозглашенную первую ракетку мира. Вместо того, чтобы принять это поражение как взрослый человек, Серена сначала сломала ракетку, а затем пожертвовала матчболом ради бессмысленной тирады, обращенной к линейной судье.

Абсолютно все чертовски хорошо знают, что Серена не должна была проигрывать турнир «Большого шлема» мамаше с младенцем. И так же абсолютно все знают, что если бы Серена скинула килограммов десять и сосредоточилась на своей игре, она ни за что бы не проиграла.

Но вместо того, чтобы думать о ее нереализованном потенциале, Макинрой и другие сторонники Серены хотят представить дело так, что это неудачное решение линейного судьи в самом конце уже проигранного матча является чем-то вроде уголовного преступления, из-за которого Серена повела себя как дура.

Это не заступ стал причиной поражения Серены на турнире. Как и во всех других поражениях в ее карьере, в этом виновато ее нежелание бороться на высочайшем уровне».

Возможно, это написано слишком жестко. Но я уверена, что ему очень нравится Серена, и это, можно даже сказать, боль человека неравнодушного. А еще Анн Килтон (SI.com) пишет, что подобное проявление не редкость у спортсменов, но «не у женщин».