8 мин.

10 самых влиятельных женщин в тени мужчин. Часть первая

За каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. К 8 марта в блоге «С миру по Нитке» – рейтинг десяти самых ярких могущественных дам, составленный The Tennis Space.

10. Клавдия Истомина (Денис Истомин)

На счету Дениса Истомина есть несколько очень впечатляющих побед – например, в списке жертв его подачи, которую никогда нельзя списывать со счетов, числятся Давид Феррер и Энди Роддик. Четвертый круг прошлогоднего «Уимблдона» был лучшим результатом Истомина на турнирах «Большого шлема». Но он уже запомнится как один из немногих мужчин, которого тренировала женщина – причем не просто женщина, а его мама Клавдия. Она сама была теннисисткой, а сейчас является одной из немногих женщин-тренеров в мужском туре.

Для некоторых присутствие мамы на турнирах может стать проблемой, которая ограничивает их свободу, но у Истоминых с этим все в порядке. На самом деле, они так хорошо ладят, что иногда даже живут в одном номере, чтобы сэкономить во время поездок. «Конечно, я не смогу приводить девочек в номер, – говорит Истомин, – Но ничего страшного – дома меня ждет девушка. И там у меня есть свой собственный дом».

Влияние мамы – которая была теннисисткой и тренером в первом клубе Дениса – было исключительно положительным. Прошлогодний рывок на «Уимблдоне» позволил ему забраться на самую высокую в карьере 33 строчку рейтинга, и хотя с того момента он потерял 30 позиций, он по-прежнему играет на крупных турнирах и иногда одерживает громкие победы. Более того, Истомина была одной из тех, кто смог убедить Дениса вернуться в теннис после автомобильной аварии, из-за которой он в 14 лет более трех месяцев пролежал в больнице и два года не играл.

Она оказывает ему моральную и техническую поддержку, но для Истомина самое важное то, что, в отличие от многих игроков, он точно знает, что его тренер всегда будет действовать в его интересах. «Я полностью ей доверяю. Мы прекрасно друг друга понимаем и вместе улучшаем мою игру».

Конечно, многих это сотрудничество удивляет: «Иногда на меня смотрят с недоумением, не понимая, как это возможно. Но для меня это не проблема. Игроки же работают со своими отцами. Я рад, что она меня тренирует, потому что ей нужны мои результаты, а не мои деньги. Она работает со мной, потому что я ее сын. У нас отличные отношения, мы прекрасно друг друга понимаем. К тому же иногда без женского чутья никак не обойтись».

Денис Истомин: «Читаю «Трансерфинг реальности»

9. Анастасия Улихина (Михаил Кукушкин)

Если Денис Истомин считает, что ему трудно найти баланс в отношениях с тренером, то представьте, каково Михаилу Кукушкину. Теннисист из Казахстана четыре года назад принял умное – а некоторые скажут, что смелое – решение и нанял свою девушку в качестве тренера. Уже после того, как они начали вместе работать, Анастасия Улихина стала женой Кукушкина, и ее спокойное влияние оказалось положительным.

«Наше сотрудничество помогло мне стать лучше – я поднялся на 100 строчек в рейтинге, – рассказал Кукушкин в прошлом году, – У нас прекрасные отношения, и мы стараемся разделять работу и жизнь. Самое важное – это улучшение моей игры. Некоторым игрокам нужен строгий тренер, который будет постоянно следить за ними и говорить, что им делать. Но мне это не нужно. Мне нужен человек, который действительно хочет помочь – и не ради денег. Мне нужны хорошие отношения с тренером».

Как любая нормальная пара, иногда они ссорятся, но не по рабочим вопросам – в них Улихина помогла мужу разобраться с его «странной техникой». «Очень немногие понимают эти отношения или верят в них, – говорит Кукушкин, – Но у меня все прекрасно. Она помогает мне во всем – помогает с тактикой, с игрой, с техникой, и мы постоянно вместе работаем над физической подготовкой».

«И если судить по моим результатам, то сотрудничество получается успешным. Конечно, она не берет с меня денег, потому что она моя жена. Ей важны только мои результаты. А мне важно то, что я могу верить своему тренеру, она может верить мне, и у нас пока все получается».

Как бывшая теннисистка, хоть и не добившаяся серьезных взрослых успехов, Улихина понимает, как трудно быть профессиональным теннисистом. К тому же она изучала физическую культуру, и этот опыт помогает ей в работе. Этой паре удается успешно разделять работу и личную жизнь. И хотя сейчас Кукушкин опустился на 156 строчку рейтинга, раньше он был 49 и может вернуться на этот уровень.

Все наоборот. Четыре женщины-тренера

8. Мария Франциска Перелло (Рафаэль Надаль)

В своей автобиографии Рафаэль Надаль написал, что его семья, друзья и группа поддержки «оберегают меня от опасного и сбивающего с пути водоворота, который приходит с деньгами и славой. Они создают атмосферу любви и доверия, без которой я не могу раскрывать свой талант. Невозможно представить, чтобы без них я смог покорить все покорившиеся мне вершины».

Большая часть поклонников тенниса легко узнают Ким Сирс, Елену Ристич или миссис Федерер, а вот узнают ли они девушку Надаля Марию Франциску Перелло – это вопрос. Но несмотря на то, что среди лучших половин «Большой четверки» Перелло самая незаметная, она сыграла большую роль в успехе Рафы. Она предпочитает держаться в тени и оставаться на Мальорке, потому что считает, что так будет лучше для ее отношений с чемпионом «Ролан Гаррос». Несмотря на то, что они уже давно вместе, Перелло только на «Уимблдоне»-2010 впервые вживую посмотрела на игру своего молодого человека в финале турнира «Большого шлема». До этого ей казалось, что будет лучше поддерживать его дома на диване. У Перелло есть образование и работа в Палме, так что она считает, что лучше строить свою жизнь на Мальорке, а не мотаться за Рафой по всему свету.

«Мне кажется, что даже если бы я могла ездить за ним, это не пошло бы нам на пользу. Когда он играет, ему нужно уйти в себя, и мне очень не нравится мысль о том, что я должна буду вертеться там без дела и пытаться обеспечивать все его нужды. Я бы там задохнулась. А он бы переживал за меня… Нет. Если бы я моталась за ним, наши отношения могли бы испортиться, – написала Перелло в автобиографии Надаля, – Я не хочу быть частью этого мира звезд, и мне кажется, что Рафа не выбрал бы женщину, для которой это было бы целью в жизни».

ОБРАЗцовый

Девушки недели. Подруги теннисиситов

7. Марис Гаске (Ришар Гаске)

Да, на долю мамы Ришара Гаске выпала доля критики. Это подметила газета Guardian после того, как ее корреспондент увидел, как она с сыном идет к тренировочным кортам «Уимблдона»: «Ришар Гаске в компании своей матери Марис медленно брел по Всеанглийском клубу в сторону тренировочных кортов. Именно на влияние семьи многие списывают многочисленные проблемы Гаске – например, во Франции считается, что они подавили его эмоционально и не дали ему повзрослеть».

Но никто не может поспорить, что мама Гаске и его отец Франсис очень сильно повлияли на карьеру француза. Если бы родители Гаске не были теннисными тренерами, Ришар вообще мог бы не попасть в этот спорт. И, конечно, он вряд ли бы попал в 10 лет на обложку французского теннисного журнала с заголовком: «Станет ли Ришар Г чемпионом, которого Франция так ждет?» (Хотя многие считают, что такая ранняя слава нанесла больше вреда, чем принесла пользы). А откуда бы взялся этот великолепный одноручный бэкхенд? Уже во взрослом туре мама Гаске иногда сопровождала сына на турниры. Некоторые думали, что это его душило, а некоторые – что она просто оказывала ему необходимую поддержку.

Спасибо, мама! Спасибо, папа! Истории теннисных родителей

6. Глория Коннорс (Джимми Коннорс)

Джимми Коннорс был скорее кулачным бойцом в шкуре теннисиста. Это заслуга/вина (выберите то, что сами считаете правильным) его матери Глории – настоящего теннисного матриарха. Она научила маленького Джимми «играть, как бешеный зверь» и заставляла «стараться заколотить мяч мне в глотку, и он быстро понял, что именно это и нужно делать, потому что когда такой шанс выпадал мне, я-то мяч ему в глотку заколачивала».

New York Times в ее некрологе написала: «Ее главный ученик – Джимми – научился играть на корте на заднем дворе их дома в восточном Сент-Луисе, где она постоянно громила его в надежде, что это поможет ему развить боевой характер». Она была довольна тем, что вышло из сына – Джимми стал самым боевитым теннисистом в истории и однажды так сказал о виде спорта, который возник на вечеринках викторианской эпохи: «Люди, кажется, не понимают, что это, блин, война».

«Моя мама изучала теннис и любила его больше всех, кого я знал. На определенном уровне все умеют играть. Но она всегда говорила мне: «Будь тигром». Она была 156 сантиметров ростом, но зато с каким характером. Никто не ожидал, что лучшего может тренировать женщина. Никого не удивляло, что с Джо Монтаной играл его отец, что именно отец привел Уэйна Гретцки на лед. Но то, что меня в теннис научила играть Глория Коннорс, было проблемой. А ее это не волновало. Мы с ней вместе боролись со всем миром».

Идеальный боец Джимми Коннорс

Фото: Fotobank/Getty Images/Miquel Benitez /Tony Triolo /Sports Illustrated