№ 2 от Стива Тиньора: Австралийское сражение
На втором месте хит-парада Стива Тиньора (Steve Tignor, TENNIS.com) – самый неоднозначный матч этого года. А статья мне понравилась.
Все матчи: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Перевод mandragora
Очень редко мнение о теннисном матче меняется так быстро и так радикально, как мнение об этом финале Открытого чемпоината Австралии 2012 года. Как только Новак Джокович и Рафаэль Надаль закончили свой изнурительный, затянувшийся далеко за полночь матч, не успели еще отзвучать традиционные речи на награждении, а журналисты уже озаботились вопросом: «Был ли этот матч величайшим матчем всех времен?»
Джон Вертайм из Спортс Иллюстрейтед, автор книги «Удары гениев» о Лучшем Матче Всех Времен – финале Уимблдона 2008 года – в своем твиттере пожалел о том, что написал ее слишком рано. Историк тенниса Стив Флинк, который готовил к изданию свою книгу «Величайшие матчи всех времен», добавил в последнюю минуту главу об этом матче. Он поставил его на 7-е место, выше всеми признанной эпической встречи Панчо Гонсалеса и Чарли Пасарела на Уимблдоне 1969 года, продолжавшейся два дня, выше битвы Пита Сампраса и Бориса Беккера в конце 1996 года в Ганновере. А сам Джокович, победивший Надаля 5-7, 6-4, 6-2, 6-7(5), 7-5, сказал тому на награждении: «Мы вошли в историю», и показал на часы, которые показывали время встречи: 5 часов 53 минуты. Это был самый продолжительный финал большого шлема и самый длинный матч на Открытом чемпионате Австралии. Казалось, эта игра останется в веках.
Но уже через несколько дней послышались голоса скептиков. Встреча была такой длинной, говорили они, всего лишь оттого, что оба игрока слишком долго готовились к подаче. Что касается стиля игры, то он был скорее брутальный чем блестящий, а длинные ралли просто доказывают, что сейчас совершенно не умеют выходить к сетке. Этот матч внезапно превратился в символ всего самого худшего, что есть в современном теннисе, он стал вестником печального будущего, которое нас вскоре ожидает. И в конце года ревнители тенниса называли этот финал «переоцененным»
Что касается меня, я не включаю этот матч в десятку лучших матчей всех времен, но, тем не менее, я бы не сказал, что он переоценен. Да, он был чересчур длинный. Камакши Тэндон, ESPN, вычислил, что если бы каждый игрок, готовясь к подаче, укладывался в положенные 20 секунд, то матч сократился бы на 70 минут. К сожалению, арбитр на вышке Паскаль Мария сделал предупреждение о затяжке времени лишь во втором сете. И требовать от болельщиков сидеть шесть часов, чтобы узнать имя победителя – это перебор. И действительно, мы не увидели ни одного выхода к сетке после подачи. На награждении Джокович даже извинился перед Родом Лейвером, 73-х летним легендарным теннисистом, который находился на трибуне: «Простите нас за то, что мы бегали вдоль задней линии», – сказал Новак.
Но я не согласен, что это был скучный или даже одномерный теннис, я не согласен, когда игроков критикуют за то, что они слишком «атлетичны» – как будто это как-то противоречит теннисным традициям. Думаю, что на самом деле эти критики сожалеют об отсутствии в матче Роджера Федерера. Я тоже люблю встречи Федерера с Надалем и Джоковичем, я совсем недавно писал, что и сейчас соперничество Федерера и Надаля мне кажется самым интересным противостоянием. Но встречи Надаля и Джоковича – это совсем другой, их собственный спектакль. Это атлетизм, стоны, длинные ралли, но ценители тенниса видят в нем также бесстрашие и изящество.
Вместо 353 минут этого матча я предлагаю вам 22 минуты. Диссиденты могут быть довольны: перерывов между розыгрышами не будет вообще.
* * * * *
Я смотрел их первую встречу за шесть месяцев и думал, почему их ралли мне не надоедают? Может, дело просто в том, что один правша, а другой левша? Те же Джокович и Маррей – оба правши – порой кажутся слишком похожими в своих перекидках на задней линии. А в паре Рафа – Новак каждый сам по себе, вращение их ударов так и старается зацепить соперника.
* * * * *
«Классика от Надаля», – слышим мы голос комментатора, когда Рафа дотягивается до мяча, кладет его в ноги Джоковичу и выигрывает очко следующим ударом с бэкхенда. Когда Рафа играл на весеннем грунте этого года, комментатор теннисного канала Крис Уилкинсон, глядя на то, как он тянется за мячом, отметил, что это не до конца оцененная особенность Надаля. Он сказал, что дело далеко не только в том, что Рафа дотягивается до, казалось бы, недоступного мяча, главное, что при этом он кладет мяч в очень неудобное для противника место. Это правда – помните тот удар из матча Надаль-Федерер на АО: свеча в заднюю линию?
* * * * *
В первом сете Надаль, имея «меньше» на своей подаче, попытался направить свою подачу в среднюю линию. Так он обычно играет против Федерера: после 20-ти уходящих подач в первый квадрат под бэкхенд Федереру – под более слабый удар – в критический момент он подает в точку «Т». Но против Джоковича такой прием не работает, у того нет дыр справа или слева, и когда Рафа подал в эту точку, Новак уже был во всеоружии.
* * * * *
Во время этого матча я проводил параллели между парами Надаль – Федерер и Джокович – Надаль. Вот мои мысли:
«Безотказное оружие Надаля – его высокий, тяжелый форхенд под одноручный бэкхенд Федерера. Безотказное оружие Джоковича – его высокий, тяжелый форхенд под довольно слабый бэкхенд Надаля.
Надаль, всегда имеющий надежный план игры против Федерера, кажется, не находит способа брать очки в игре против Джоковича, не знает, как взяться за дело. Рафа не может давить на слабую точку, потому что ее нет. Джокович, который лучше всего играет на харде, некоторым образом вернул Рафу в начало его карьеры, когда тот был грунтовым игроком.
Никто не может так использовать самое слабое место в игре Надаля – его подачу – как Джокович, имеющий лучший прием в туре. Рафа был так впечатлен этим ударом, что принялся его расхваливать, хотя его об этом не спрашивали. «Невероятно, как он принимает, нет? Его прием, наверное, один из лучших в истории».
Когда Федерер играет с Надалем, его болельщики спрашивают: «Почему он не добавит агрессии? Почему он не сделает то, почему он не сделает это?» Кажется, что последовав этим советам, он непременно выиграет. Когда Надаль играет Джоковичем, уже его болельщики задают те же самые раздраженные вопросы. Не все так просто. Удары Джоковича тяжелые (хотя может и не кажутся такими на первый взгляд) и точные – он лучше кого бы то ни было умеет давить Надалю под бэкхенд. А когда он так делает, тут же получает преимущество.
Когда Надаль играет с Федерером, то Рафа играет в свою игру, а его противник ищет к нему подходы. Когда Надаль играет с Джоковичем, роли меняются. Теперь Ноле чувствует себя комфортно, а Рафа должен решать проблемы.»
* * * * *
Первый сет по крайней мере четыре раза менял свое течение, но матч был выигран Ноле и проигран Рафой в последнем гейме второго сета, когда Надаль подавал при счете 4-5. Рафа только что сделал обратный брейк. Казалось, стоит ему еще поднажать, и он выиграет сет и получит колоссальное преимущество в матче. Однако, при счете 30-30 Джокович выиграл очко блестящим ударом навылет с бэкхенда. А при счете 30-40 Надаль сделал двойную ошибку. Наступило равенство по сетам.
И в этот момент сказался результат их личных встреч – тот факт, что последние шесть выиграл Джокович. Он был исполнен уверенности весь третий сет и почти весь четвертый, а Надаль выглядел просто несчастным – таким я его раньше не видел. Когда Рафа отставал в четвертом сете 3-4, 0-40, телекамера ненавязчиво показала нам кубок – он уже был у Джоковича в кармане.
* * * * *
Забавно было слушать, как Матс Виландер советовал Надалю быстрее выигрывать очки, так как Рафа не выдерживал длинные ралли с Новаком. Никогда не думал, что услышу подобный совет в адрес Надаля.
* * * * *
Однако впереди нас ждал еще не один поворот сюжета. Надаль отыграл тройной брейк-пойнт, удержал подачу при счете 4-4, первый добрался до тай-брейка и выиграл сет 7-5. Джокович испытывал явные трудности, когда пытался завершить матч в свою пользу. Когда в начале пятого сета закрученный форхенд принес Надалю чистый выигрыш, казалось, он движется к своей самой неожиданной и самой великой победе.
Надаль сделал брейк и счет стал 4-2. Помню рев публики после выигрыша Надалем первого очка следующего гейма – это был чистый выигрыш с форхенда. Австралийцы были готовы помочь ему разорвать финишную ленточку. Но теперь наступила очередь Рафы создавать себе трудности. Мы не увидим ключевое очко: при счете 30-15 Надаль выбежал вперед для простого удара с бэкхенда – даже Джокович уже считал очко для себя потерянным – и тут Рафа ошибся по ширине. После этого он так и не пришел в себя.
С этого момента занервничавший Рафа отошел далеко за заднюю линию и стал играть с бэкхенда резаным ударом – более слабым, но зато более надежным. Это ни к чему не привело, а Джокович методично наращивал преимущество. Тем не менее, до конца матча теннис был потрясающий. При счете 4-4 Надаль выиграл ралли из 32 ударов, которое уложило Джоковича на лопатки.
* * * * *
Надо отдать должное физической подготовке Джоковича. Два дня назад он победил Энди Маррея со счетом 7-5 в пятом сете, теперь он то же самое сделал и в матче с Надалем.
Казалось, Рафа совершенно раздавлен этим поражением. Однако он провел одну из лучших на моей памяти пресс-конференций для побежденного игрока. Вот что я записал в 6 утра:
«Интересно, сможет ли Надаль выбросить из головы тот невозможный промах? Или он расплачется прямо во время награждения?
Ни то, ни другое. Вместо этого мы услышали, что играть в теннис следует ради таких матчей, пусть даже и проигранных. Мне особенно запомнилось, как Рафа с печальной гордостью поднял вверх свою тарелку финалиста.
– Если у вас есть страсть к игре, – сказал Надаль, – если вы готовы соревноваться, вы должны уметь страдать, вы должны встречать страдания даже с радостью, нет?
Ведь эти слова касаются не только теннисного корта, их могут понять не только спортсмены. Эта касается каждого, кто хочет добиться чего-то большего.
– Не знаю, достаточно ли я ясно выражаюсь, – продолжал он, – но, может, вы это поймете. Сегодня я испытал это чувство, оно прекрасно. Я радовался. Мне было очень трудно во время матча, но я радовался этим трудностям. Я радовался. Я старался попасть сюда, каждую минуту я что-то преодолевал. В моей игре участвует мое сердце, мой разум, и, [я задолбалась догадываться, что Надаль имел в виду, но свой вариант основных его слов я предложила].
* * * * *
Ноле в своей речи на награждении сказал Надалю: «Мы вошли в историю». Это слова касаются не только спорта, они касаются всех победителей и побежденных – в любую победу вносят вклад два участника.
До того, как началась торжественная часть, Джокович закричал и разорвал футболку на груди. Это было слишком? Кое-кто так считает. Но я его понимаю, я понимаю, через что ему пришлось пройти. Он играл почти шесть часов. Он перетерпел одного из величайших «терпил» тенниса. И было уже 2 часа ночи.
Этот матч, возможно, бриллиант с изъяном, но смесь танца и жестокости заслуживает того, чтобы считать его памятником эпохи. Это был не Лучший Матч Всех Времен и Народов – это было Лучшее Сражение Всех Времен и Народов.
"Ко мне он бросился на грудь,
но в горло я успел воткнуть
и там два раза провернуть мое оружие
он завыл, рванулся из последних сил..."
:)
------------------
пожалуй, хорошее резюме :) Ире спасибо огромное за перевод...