6 мин.

№ 5 от Стива Тиньора: По канату над Парижем

Матч, который первым приходит мне в голову, когда я вспоминаю мужской сезон, поставлен Стивом Тиньором (Steve Tignor, TENNIS.com) на 3-е место среди матчей ATP.

Все матчи: 10  9  8  7  6  5  4  3  2  1

Перевод mandragora

 «Есть в теннисе захватывающие дни, а есть такие, как эти, когда вы разрываетесь, не зная, что смотреть»

Это первая строка моих записей в день четвертьфинала на Открытом Чемпионате Франции между Новаком Джоковичем и Джо-Уилфридом Цонга. Как обычно, расписание на  Ролан Гаросс максимально затрудняло выбор матча для просмотра. Они поставили на корт Шатрие эту встречу Ноле и Джо одновременно с другим четвертьфиналом титанов – на корте Сюзанн Ленглен должны были играть Роджер Федерер и Хуан Мартин дель Потро. Само собой, каждый матч продолжался пять часов и был обязателен к просмотру.  Я сидел в ложе прессы на корте Шатрие и смотрел одним глазом на телевизионный монитор. На одной и той же стадии матча Джоковичу и Федереру одновременно пришлось отыгрывать брейк-пойнты, движения их подач абсолютно совпали. Затем у Федерера и Цонги одновременно был матч-пойнт.  И что прикажете делать теннисному болельщику в такие минуты?

Несмотря на эти неудобства, я не мог не заметить, что на корте Шатрие царила особая атмосфера. Когда погода из ясной превратилась в пасмурную, Джо пристрелялся, и публика воодушевилась. По верхним ярусам то и дело прокатывалась волна. Их нижних ярусов, заполненных пиджаками и шляпами, раздавался непрерывный рев. В итоге Джокович все это преодолел, как и четыре матчбола, победив 6-1, 5-7, 5-7, 7-6(6), 6-1. Такого напряжения, как в конце четвертого сета, в сезоне 2012 года я больше не видел . В какие-то моменты мужчина, сидящий передо мной, снимал свой берет и начинал его кусать.

Особое воспоминание – Цонга, с головой, накрытой полотенцем и со слезами на глазах сразу после поражения. Обычно непостоянная, французская публика поднялась, чтобы ободрить его. 

* * * * *

Поклонники Цонги и хейтеры Джоковича могут пропустить первый сет. В это время на корте был один Новак, а Цонга начал исключительно медленно, почти равнодушно. Пожалуй, он не доходил до мяча в половине случаев. Но для тех, кто раньше смотрел игры французских звезд на Ролан Гаррос, это не явилось сюрпризом. Порой они управляют своими чувствами, но столь же часто чувства управляют ими. Перед турниром Цонга сказал, что вряд ли в ближайшие годы кто-то из французских игроков выиграет национальный чемпионат, потому что покрытие не подходит стилю их игры. Он начал матч так, как будто заранее смирился с этим.

После того, как Федерер в следующем круге проиграл Джоковичу в трех сетах, его спросили, почему третий сет проходил практически без борьбы. Он ответил, что у него было мало шансов, потому что Джокович, имея в запасе два сета, мог играть «совершенно бесстрашно». А в начале этого матча, почти два первых сета, низкий уровень борьбы Цонга определил игру Джоковича: Ноле играл в свою версию федереровского «полет нормальный». Версия Новака, я бы сказал, это игра, как на показательной тренировке – это хорошо объясняет его основательность и аккуратность на старте. Он вышел вперед 6-1, 4-2 и все шло к тому, что этот день ничем не запомнится.

Постепенно кровь по жилам Джо побежала быстрее. Наметился сдвиг: к концу второго сета он начал стонать при ударах. В этом матче, как и во многих других, он играет в лучшую игру, когда входит в роль и начинает спектакль. Более чем другие топ-игроки, Цонга играет на кураже. В этот раз кураж завел его очень далеко, к самой победе, и, казалось, он ведет за собой весь Париж. К концу третьего сета, проскакивая мимо ударов с форхенда и бэкхенда, но все равно штампуя виннеры, Джо словно парил.

Что касается Джоковича – может быть, ему лучше играется, когда родители не приходят на его матчи? На этом матче, а также на финале, большой экран на арене Шатрие показывал отца Новака, Срджана – он стоял и крутил пальцем у виска, как бы говоря «Включи мозги». Представляете, если бы вы увидели так своего отца на огромном экране?

К четвертому сету небо почернело, усилился дождь, мячи стали тяжелее, корт замедлился. Это уже была игра на выживание. Полет Цонги привел его к двойному матчболу при счете 5-4. И тогда Джокович, сбросив с себя оковы нервов и страха, сделал то, что он делает очень часто. На первом матч-пойнте его смэш скользнул по линии, а затем он угадал направление удара и сыграл форхенд слета навылет. На втором он выполнил превосходную первую подачу и тут же сыграл навылет с хаф-корта.

Но это был еще не конец. Отставая 5-6, 15-30, Джокович опять выполнил бесстрашный виннер с форхенда. Отставая 2-4 в последующем тай-брейке, он разыграл очко, которое итальянские комментаторы назвали «перфекто». При счете 6-6 на тай-брейке он блестяще принял очень тяжелую подачу Цонги.

Затем Джокович не сможет сказать, почему он так хорошо играет, прижатый к самой стенке:

– Нет рационального объяснения, – объяснял он весьма рационально, – или слова, которое может описать, что следует делать, когда у противника матчбол. Это… Думаю… надо попытаться собраться и верить в свои удары. Я не хочу с умным видом заявить: «Я знаю, что делать, когда у противника матч-пойнт». Потому что, как я сказал, объяснения нет. Я просто выполняю удары. Я доволен, что действую агрессивно.

Пятый сет был похож на серое небо над Парижем. Цонга боролся, как вы можете сами увидеть, но теперь он стоял на земле, спектакль был окончен. После матча он будет говорить подавлено, но четко:

– Что только ни приходит в голову в такие минуты, – ответил он на вопрос, что он чувствовал во время пятого сета [эти журналисты прямо изощренные садисты какие-то]. – Тебе хочется разбить ракетку. Тебе хочется плакать. Тебе хочется рассмеяться и сказать: «Да ладно, это шутка. Я же не мог упустить этот матч!» Ты хочешь проснуться.

В конце пресс-конференции Цонга попросил разрешения сказать «пару слов на английском для болельщиков Великобритании».

Пора пить чай, – без запинки сказал он. Репортеры рассмеялись, а Цонга расплылся в улыбке.

Это могла бы быть величайшая победа Цонги, теперь это стало, возможно, его самым упорным поражением.

– Кто-то должен был победить, – сказал Джокович.

– Это теннис – сказал Цонга.

Оба знали, что нет объяснения ни тому, ни другому. 

 

Ноле
Джо

И, черт побери, если Цонга нашел силы для шутки, почему бы нам не последовать его примеру? Коллаж anna_UFA предоставила Нэтти:

коллаж

Ну, и по просьбам трудящихся - молодой симпатичненький Джок с ракеткой Wilson

Джок

Все матчи: 10  9  8  7  6  5  4  3  2  1