№ 9 от Стива Тиньора: Ваяние странного шедевра
Следующий матч года, отобранный теннисным обозревателем Стивом Тиньором (Steve Tignor, TENNIS.com).
Все матчи: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Перевод mandragora
Знаю, что вы думаете: «Разве это матч 2012-го года?» Небось многие вообще о нем забыли, или думают, что он состоялся в 2010 году или что-то в этом роде. Я также думал, пока не обнаружил его в сетке АО, когда искал пропущенные мной классические матчи. Но я хорошо помнил, как наслаждался этой игрой. Третий раунд АО, Бернард Томич – Александр Долгополов: 4-6, 7-6 (0), 7-6 (6), 2-6, 6-3 – это был, возможно, самый приятный для просмотра матч 2012 года.
В настоящее время у этого матча появился привкус горечи. Там мы видим блеснувшего на миг Томича – зависающего в ралли, пробегающего мили и мили в защите, бьющего себя в грудь после взятия трудного розыгрыша и выигрывающего решающие очки своими лучшими, неожиданными ударами. После этого матча, с двумя взятыми тай-брейками, с разворотом пятого сета в свою пользу, многие обозреватели сочли, что Томич, кроме всего прочего, знает, как надо выигрывать. В моем обзоре этого матча я назвал его «стойким хитроумным бойцом». Теперь, когда прошел год, запомнившийся инцидентами с превышением скорости и с дракой, уничтожением ракеток, недостаточным старанием и вообще неоднозначным поведением, он получил прозвище «Томич – паровоз без угля» и был отстранен от участия в кубке Дэвиса.
Что-то подобное, хотя и не столь резкое, можно сказать и о Долгополове – еще об одном молодом таланте, который едва ли реализовал свой потенциал. Возможно, он разочаровал даже больше, потому что гораздо чаще, чем Томич, отдавал «свои» матчи. Итак, вот вам 25-ти минутное видео, чтобы вы могли вспомнить эту игру и насладиться ею. Это Берни и Дог в своей лучшей форме искусно вырезают для меня девятый незабываемый матч 2012 года.
* * * * *
Вы еще не на АО? Клип сейчас вас туда доставит. Первое впечатление – это звук. Ясно слышны удары и скрип кроссовок – это достопримечательность Арены Рода Лэйвера, ее создал мастер своего дела. Возможно зрители западного полушария с увлечением смотрят этот турнир, несмотря на ночное время, потому что эти бодрящие звуки мешают им дремать.
Вот мои записи во время матча:
«Теннисные гурманы предвкушали, что это будет битва искусных резчиков, и на этот раз их ожидания оправдались с лихвой. Бернард Томич и Александр Долгополов резали и так, и сяк, по дюжине ударов кряду. Почти весь матч они занимали чрезвычайно редкую по нашим временам позицию: согнувшись стояли в середине корта недалеко от задней линии и обменивались одноручными ударами с бэкхенда с боковым вращением, пуская мяч по широкой дуге.
Самое интересное начиналось, когда один из них решал вырваться из этого шаблона. Тут их начинало мотать по всему корту: их заносило в коридоры парной игры, к сетке за укороченными и к задней линии за свечами. Как потом сказал Томич, он как будто гляделся в зеркало. Можно по пальцам сосчитать матчи, где было бы столько нежных касаний, столько чувства мяча. Во время каждого ралли, во время каждого удара кот становился мышью, а мышь – котом.»
В тот вечер каждый выиграл по 174 розыгрыша. Решающим моментом для Томича стал его камбэк на тай-брейке третьего сета со счета 3-5 до 8-6 – перед началом матча у него был баланс по тай-брейкам 19-7, а у Долгополова 23-23. После этого многие думали, что Долгополов сейчас выпадет из игры, но ход этого матча все время менял направление. Вместо этого Долгополов вихрем пронесся через четвертый сет.
Пересматривая матч сейчас, я понимаю, как мне нравится у Долгополова форхенд, когда он каким-то дерганым движением напрыгивает на мяч и тот отлетает от ракетки с неожиданной скоростью. У Долгополова есть все: и грация, и способность взорваться. Возможно, у него есть слишком много всего. Из множества своих ударов он часто выбирает неверный. В этом матче он эффективно вытаскивал Томича к сетке укороченым только затем, чтобы проиграть очко на следующем же мяче, послав свечу в аут.
В моих записях нет «полуповтора» Томича по поводу возможного аута в пятом сете. Кто-то из публики закричал «аут» после удара Долгополова, но линейный судья промолчал. Тогда Томич поднял руку с ракеткой, чтобы взять повтор. Прежде чем он успел что-либо сказать, Долгополов, сбитый жестом соперника и выкриком с трибуны, послал мяч в аут. Когда Долгополов начал жаловаться, Томич скорчил недоумевающую рожу и заявил судье на вышке Карлосу Рамосу: «Я ничего не говорил», что формально было правдой. В идеальном мире следовало бы переиграть очко. Но пятый сет на Арене Рода Лейвера – это не идеальный мир. Берни, по словам австралийского комментатора, решил, что "все средства хороши".
После решения Рамоса Долгополов получил дополнительный стимул и на несколько следующих геймов усилил игру: мы услышали от него первый «Камон!». Но Томич принял вызов. Он заставил себя выйти их комфортной зоны и после трех с половиной часов игры его удары стали сильнее и увереннее, чем раньше. В этот вечер он был более жестким конкурентом.
Через день Томич будет разгромлен Роджером Федерером на том же самом корте. Победа над Долгополовым станет его последней победой в этом сезоне над игроком, выше него стоящим в рейтинге.
Но что бы там ни было, я записал тем вечером:
«Все теннисные гурманы могут насладиться этим мгновением: наши резчики превратились в скульпторов и изваяли странный, неповторимый шедевр».
специально большими буквами, чтобы было заметно среди флуда.
Ну а Томич тут во всей красе в 5м сете. Ну его, ничего хорошего не вызывает.
Спасибо большое за перевод!) Хоть и успел уже в оригинале изучить :))
Я и сам почти все комменты начинаю с «ну». Для меня это - мягкое противопоставление с разговорной интонацией и с оттенком задумчивости...