Каролина в стране кошмаров
Заголовок поста – не только дань моде сайта. Дело в том, что я обожаю мультфильм Генри Селика «Coraline» (в русском переводе – «Коралина в стране кошмаров»). Я считаю его шедевром. Все сюжетные совпадения с моим постом, если вы их отыщете – случайны. Это просто реклама моего любимого мультфильма.
Итак, мой следующий теневой фаворит – Каролина Возняцки. Не могу поверить, что я это написала! Помните ее бесконечные полусвечки, прерываемые бэкхендом по линии или невынужденной ошибкой соперницы? Я не отрицаю ее несомненные достоинства – быстрые ноги, устойчивая психика и чтение игры, – но с упоением наблюдать за ее игрой? Это не мое. Однако последний год Каро так колбасило, что ее матчи составили сериал не хуже «Санта Барбары», и я смотрела этот сериал, смотрела с неослабевающим интересом.
Начну я, пожалуй, издалека, с Дохи 2011 года. В конце предыдущего сезона Каро стала первой ракеткой, она провела прекрасный матч с Ким Кляйстерс в финале Итогового (я с удовольствием смотрела эту встречу), она была prima donna – играть полусвечками ей было не к лицу. Она и не играла. В матче с Флавией Пенеттой Каролина планомерно разводила ее по корту. Удары шли довольно низко над сеткой, но попадали в корт без особого риска, с запасом. В этой игре были главные козыри Возняцки: терпение и надежность, но она играла активно, сама вела игру. Не то чтобы я стала страстной поклонницей Каролины, но с удовольствием подумала: «Растет девочка».
Я помню свой шок от матча с Кристиной Макхейл в Цинциннати в августе того же года. Кто эта девушка, которая лепит ошибку за ошибкой и ни разу не сыграет полусвечкой, чтобы сбить атаку соперницы? После матча Петр Возняцки объяснил поражение Каролины тем, что она меняет свой стиль игры и пока не понимает, как ей нужно играть. Но явный спад Каролины в конце сезона можно списать и на бурное начало романа, поэтому перенесемся сразу в начало 2012 года.
А начало 2012 года – это Рикардо Санчес, который был нанят Возняцки вначале предсезонной подготовки. Вы, наверное, помните заявление Санчеса, что он намерен поставить Каролине форхенд, как у мужчины, научить выходить к сетке и с этим арсеналом идти на штурм Мельбурна, то есть на все про все у них с Каролиной оставалось полтора месяца. Нет, почитав некоторые высказывания Санчеса можно догадаться, что у него язык, как помело, но все же это было программное заявление тренера первой ракетки мира…
Как бы то ни было, Санчес рьяно взялся за дело. Самое яркое впечатление от Сиднея, которое у меня осталось – Петр Возняцки, сидящий на трибуне. То есть он сидел все время на трибуне рядом с Санчесом и ни разу не спустился к дочери. Я по достоинству оценила этот этап подготовки к мэйджору – мне и до этого казалось, что на 50% неудачи Каролины на ТБШ происходят из-за невозможности поговорить с отцом. Дело не в том, что Петр может подсказать какое-то гениальное решение проблем, нет: таким образом он передает дочери заряд уверенности. Тренер Кербер умеет делать это с помощью взгляда, Возняцки предпочитают вербальный способ. Санчес, очевидно, решил тренировать способность Каролины обходиться без поддержки отца – впрочем, тренировка продолжалась всего два матча. Бедная Каролина, наверное, чувствовала себя, как рыба, вынутая из воды: она с трудом выиграла у Цибулковой и проиграла Радванской.
(Сейчас, правда, проигрыш Радванской не выглядит неожиданностью, но в тот момент это было по меньшей мере странно: Агнешка была постоянным клиентом Каролины)
И вот наступил момент истины: Каролина приступила к завоеванию своего первого «мэйджора». В матче 1/16 финала с Моникой Никулеску я увидела воплощенную мечту Рикардо Санчеса. Не знаю, как насчет мужского форхенда, но Каролина шла вперед, атаковала с хафкорта, порой выполняла острые удары близко к линиям. Она победила Монику Никулеску, 32-й номер рейтинга, в блестящем атакующем стиле. Следующей была Елена Янкович, 13-й номер. Леночка сейчас не торт, но далеко не подарок. Начало встречи Елена откровенно провалила, но во втором сете нашла свою игру. И тут я увидела: Каролине на корте некомфортно. Долг велит ей идти вперед, а инстинкт самосохранения тащит назад. Так, изрядно помучившись, Каролина наплевала на долг и с трудом, но закончила матч в двух партиях. Четвертьфинальный матч с Ким Кляйстерс я не видела, но на нем и закончилось выступление Каролины. После окончания турнира четвертая ракетка мира Каролин Возняцки уволила своего тренера.
Эту отставку я встретила с двойственным чувством. Как бездушный зритель спектакля под названием «Теннис» я о ней жалела: останься Санчес тренером Каролины, я могла бы увидеть немало забавных матчей в ее исполнении. Как человек, сочувствующий теннисистке, у которой явно в последнее время не ладятся дела, я сомневалась, что направление, выбранное Санчесом, верно. Как можно за месяц превратить игрока, чей девиз «надежность», в игрока, не боящегося риска? Матч с Никулеску был всего лишь имитацией рискованной игры: Каролина не боялась Моники – что бы та ей сделала? Ничего. А чуть риск из игрушечного превратился в настоящий, тут же включились защитные механизмы, и Каролина просто не смогла следовать схемам, наработанным на тренировках.
Боюсь, однако, что увольнение Санчеса произошло совсем по другим причинам, ибо Каро явно продолжила тренировать «агрессивную игру». Я не знаю, кто ее тренировал в течение года, какова была цель этих тренировок, как протекал этот процесс, но то, что я видела на корте, повергало меня в уныние. Игра Каро словно рассыпалась на куски, и она с трудом собирала их в свой хороший день, но бывали и плохие дни, и просто ужасные. Невынужденные ошибки сыпались, как из рога изобилия, а Каролина и невынужденная ошибка – печальное сочетание. Лучше 100 полусвечек, чем 30 НО за матч.
И наконец, после ЮСО, когда Возняцки не стали продлевать контракт со своим последним тренером Томасом Юханссоном, они объявили, что возвращаются к прежней системе тренировок: никакого постоянного тренера. Руководить тренировочным процессом будет Петр Возняцки. Будет набрана команда: спарринг-партнер, тренер по ОФП и физиотерапевт. Будут консультации у тренеров команды «Адидас». Более того, Петр показал дочери ее старое видео, чтобы она вернулась к прежней манере игры. И Каролина вернулась, и выиграла Сеул и Москву, и стала финалисткой турнира чемпионов в Софии, и вскочила на подножку уходящего поезда, на котором написано «Первая десятка».
И тут все болельщики Возняцки схватились за голову: «Все пропало! Возняцки не осознали своих ошибок! Они ничего не хотят менять! Это конец Каролины как топ-игрока!»
Что, простите, не осознали? Они как раз очень хорошо осознали, что этот год был одной сплошной ошибкой (а то вы сами не видели!) И организованно отступили на исходные позиции. Для следующего наступления, для чего же еще?
Ничего не хотят менять? Ну, это просто смешно. А чем, по-вашему, Каролина занималась весь этот год, как не попытками изменить свою игру? Да, у нее не получилось это сделать. По моим ощущениям, тренерам Каро в принципе не нравилась ее манера игры, и они пытались ее попросту сломать, а там – мы наш, мы новый мир построим… Теперь надо до посинения искать тех, кто сможет улучшать ее игру, не ломая ее основ? А если Каролин так и не сможет найти своего тренера, что, так до конца карьеры и биться лбом об стену? В этой пиковой ситуации, конечно, самое правильное – вернуться к тому, что приносило успех.
И осталась одна загвоздка. Ну конечно. Папа. Если бы теннисным болельщикам устроили встречу с родителями их кумира, каждый второй захватил бы с собой мышьяк или цианистый калий. Родители вечно мешают своим детям достичь того, на что они способны. А Петр – вообще преступник, чего он, непрофессионал, взялся тренировать свою дочь? Испортил такие данные, такой потенциал.
Когда Каролине было десять лет, она проходила в Москве тренировочные тесты. Результат – нет данных. Позже она проходила подобные тесты на западе. Нет данных. Так что, Петр испортил Каролину или создал ее? Я не вижу никаких, ровно никаких препятствий к дальнейшему совершенствованию игры Каро под руководством отца.
Приношу благодарность человеку, чей первый ник был GreenDay, за предоставленный материал.
За папой ее удалось в живую внимательно понаблюдать на КК. И неожиданно прониклась к нему симпатией, потому что он оч. искренний, доброжелательный и вообще классный:) Он с удовольствием общался с русскими поклонниками Каро (даже давал им автографы), всем улыбался, но при этом был полностью сосредоточен на Каролин. В общем, все у них должно получится, мне кажется.
На мой взгляд, Каро стала тем, кем стала, добившись гармоничности компонентов игры. Она подавала и выигрывала, потому что знала, какого ответа от кого ждать и знала, как сыграть дальше. Такой уж был период в женском теннисе – сравнить с усилившейся в дальнейшем игрой Агнешки, Ангелик, Азаренки. Каро с папой разобрались в особенностях основных соперниц.
Потом у нее наступил спад – нормально, матчей она за полтора-два года она сыграла немеряно, форма была потрясающая, форма ушла, мы же видели, она играла ко всему и на вдохновении. А после решения сверхзадачи она сдулась. А соперники постепенно заиграли.
И теперь папа инстинктивно ждет возврата этой гармонии и думаю я, понимает, что, скажем, поменяв подачу, она должна будет и поменять продолжение. Этого можно добиваться от девушки в 15-16, а не сейчас и не от Каролины. То есть, он очень хорошо знает свою дочь, с которой они варьировали годами и нашли путь к успеху. Возможно, она уже не способна к переменам или психологически им сопротивляется. Так что Петр, считаю, прав. Как будет, но стоять надо на своей игре.
Ты ведь писала, что за Каро данных не признавали. Так что ее налаженная отцом игра может и есть единственный вариант ее тенниса. Тогда Петр гениальный тренер, а она гениальная ученица
«Я скажу, чтó, на мой взгляд, ее убивает. Все говорят, что ей нужно быть агрессивнее. Но дело не в этом. Ей нужно вернуть ее ударам силу, которая была пару лет назад. Силы ее нынешнего форхенда не хватит даже для того, чтобы яйцо разбить. Когда она была на высоте – например, когда играла в Марией на US Open-2010, – она эффективно подавала, и форхенд у нее был такой тяжелый, что соперницы не могли ее атаковать, а она могла переходить в атаку с бэкхенда. Сейчас же форхенд Возняцки – это просто шутка. Он совершенно не пробивной. Раньше она играла ракеткой Babolat, а потом перешла на Yonex, которая не так мощна. В ее мяче нет силы, и против Марии, или Квитовой, или даже Марион Бартоли это создаст ей проблемы»
Насчет ракетки – мне не виднее. Не стала сокращать цитату. Но тоже ведь Джойс согласен, что теннис был эффективным. А следовательно, чего улучшать? Вернуться к старому и усилить что было.
В общем улучшения ее тенниса я не жду. Даже каких-то наглядных изменений не жду. То, что они увольняли тренеров, как раз и говорит о том, что как только те пытались что-то менять, тут-то их и увольняли – жалко было наработанное свое крушить и рушить.
Но может ведь быть возврат Каролин к хорошей физической форме и 18-летней уверенности в себе
У меня даже нет слов, «папу Петра» сравнивают с мамой Hingis, и с отцом Evert....
Сразу видно автор комента «ПРОФИ»
Для справки
мама Hingis - Melanie Molitorova профессиональная теннисистка
папа Evert - Jimmy Evert - профессиональный теннисист
А присутсвие папы Юры на результаты Маши негативно не сказывалось, скорее наоборот