Лучше меньше, да лучше
Как-то так получилось, что в середине сезона два главных действующих лица в мужском теннисе находятся в подвешенном состоянии. Но если проблемы Федерера и проблемами-то назвать нельзя, это скорее радостные хлопоты, то у Надаля все значительно серьезнее. Наблюдатели с нетерпением ждут его возвращения в тур и гадают, как травма скажется на его теннисном будущем. Об этом в очередном выпуске блога «С миру по Нитке».
В прошлый раз мы лицезрели Федерера на распутье с двумя младенцами на руках, сегодня обзор мнений экспертов относительно Рафаэля Надаля.
Интересно, что в последнее время эксперты пишут о чем-то хором – вот и о Надале появилось сразу две статьи, и одна, естественно, от нашего любимого и плодовитого Питера Бодо. Полностью приводить я ее не буду, потому что она как обычно изобилует красочными сравнениями, пышными словесными конструкциями и умопостроениями поэтичного американца. Но чтобы вы получили представления о направлении мысли, вот несколько абзацев.
«Вчера я писал о том, что Роджер Федерер находится на распутье, и одной из наиболее интересных дополнительных интриг в богатом интригами противостоянии Федерера и Надаля является то, что про Надаля можно сказать то же самое. И если события последних 12 месяцев в жизни Федерера были непредсказуемы, удивительны и похожи на одну из тех историй, которыми живет Голливуд, то испытания Надаля явно содержат библейский мотив.
Федерер является изумительным главным героем в традициях старой школы кино: он утонченный, легко несет по жизни все то, чем одарила его природа (но не злоупотребляет этим), он носит костюмы за 3000 долларов и не считает обязательным демонстрировать свою мужественность. Он предпочитает хороший модный показ, скажем, глубоководной рыбалке. Его карьера замечательна той удивительной способностью, с которой он заставляет сложное выглядеть простым, и склонностью позволять окружающим переживать вместо него. Он похож на швейцарского Джеймса Бонда, который не поигрывает оружием, не позволяет себе постельных шалостей и крепких коктейлей.
Надаль же, напротив, – дикарь, с огромным бицепсом и неуправляемыми волосами. Он похож на мальчишку, второй порыв большинства женщин при виде него – по-матерински его обнять (про первый порыв мы лучше промолчим). Его легко представить в виде иллюстрации к десяти библейским заповедям, хотя более глубокой аналогией может являться сравнение Надаля с главным героем Книги Иова (библейский Иов – терпеливый страдалец)».
Но о страданиях чуть позже. Оставив идеи по поводу порывов большинства женщин на совести Бодо, изложу вкратце ход его мысли. После тщательного изучения интервью Надаля, которое уже многократно цитировалось в новостях, американец сделал несколько выводов. Во-первых, в результате данной ситуации Надаль стал более взрослым и более трезво оценивающим свои возможности. Во-вторых, Бодо уловил нотки сомнения и грусти в его высказываниях. Тем не менее, выводы Бодо оптимистичны.
«Мои предчувствия, однако, оптимистичны. Надаль борец, и лучше других знает, что будет поставлено на карту в течение нескольких следующих недель. Он всегда проделывал тяжелую работу, чтобы остаться на пике формы к концу «Уимблдона», и это не давало ему возможности с равной степенью энтузиазма и эффективности выступить на US Open. Вскоре он будет иметь возможность побороться за титул Открытого чемпионата США на харде, уже имея титул турнира «Большого шлема» на этом покрытии, к тому же после достаточно длительного отдыха. Он может повторить достижение Федерера и собрать свой собственный карьерный Шлем в 2009, что, безусловно, сделает этот год одним из самых выдающихся в истории тенниса.
Великие игроки, как правило, рассматривают проблемы как возможности, а не как тяжелые испытания. Так, например, Федерер принял все необходимые меры, чтобы не дать титулу «Ролан Гаррос» ускользнуть от него. Тот тревожный признак (сомнения и грусть), который сейчас, кажется, присутствует в поведении Надаля, может оказаться не столь тревожным – возможно, ребенок просто соскучился по игре. Вспомните, Пит Сампрас был в похожей ситуации, когда вынужден был пропустить US Open в 1999 из-за неожиданной травмы спины, и он красноречиво говорил, что все эти недели он находился в состоянии депрессии. Но вскоре он вернулся и выходил в финал в Нью-Йорке три раза подряд (при этом один раз выиграл)».
В общем и целом Бодо считает, что проблемы Надаля скорее физические, чем психологические. А вот Том Перотта считает, что все иначе.
«Фанаты Рафаэля Надаля безусловно переживают по поводу предстоящего возвращения мускулистого уроженца Мальорки, которое должно состояться на следующей неделе на турнире в Монреале. Мой совет? Не надо ждать слишком многого.
К тому же, судя по официальному сайту спортсмена, по-прежнему остается шанс, что он не сыграет на следующей неделе. В интервью испанскому телеканалу, которое переведено и выложено на rafaelnadal.com, испанец говорит: «Я хотел бы вернуться в игру в Монреале через полторы недели. Сейчас мне надо нагрузить колени и смотреть, как пойдет». С того самого момента, как Надаль снялся с «Уимблдона», он старался очень аккуратно говорить о своем возвращении. Он и сейчас продолжил эту линию, заявив, что «настоящий тест будет, когда я по-настоящему нагружу колени, думаю, это должно случиться в ближайшие дни».
Хорошего в этой травме мало, но, по крайней мере, испанцу не понадобилась операция – тендинит – это известное и довольно распространенное заболевание, которое поддается лечению. Плохие новости – оно может стать хроническим, и для Надаля это, возможно, значительно хуже, чем для других игроков. И не столько из-за стиля игры Надаля, сколько из-за его натуры. Никто в туре не тренируется так интенсивно, и никому не нужно – или, если быть точным, никто не думает, что ему нужно – больше проведенных на корте часов, чтобы быть в своей лучшей форме. Когда Надаль не может играть и тренироваться с полной отдачей, он страдает не только физически, он страдает психологически. Снова дадим ему слово: «Ты теряешь драйв, тебе трудно вернуться к тренировкам, к соревнованиям, потому что ты уже не вкладываешь в это прежней энергии. Мало-помалу это разрушает тебя».
В течение нескольких лет идут разговоры о том, что Надаль не продержится долго из-за своего игрового стиля, при котором он мучает свое тело больше других игроков. У меня есть сомнения в этом хотя бы потому, что эти утверждения основаны исключительно на внешних факторах. Да, стиль игры Надаля выглядит более энергозатратным, чем у Роджера Федерера, но нельзя говорить, что колени и локти швейцарца не страдают только потому, что он плавно передвигается по корту. Мы видели множество грациозных игроков – Милослав Мечир первым приходит на ум – чьи карьеры были сломаны травмами. 10-месячный сезон плохо влияет на суставы и сухожилия всех игроков, даже самых элегантных.
Меня больше волнует, сможет ли Надаль оставаться Надалем, если будет меньше играть в теннис? Есть обнадеживающий момент – Надаль в интервью признал, что допустил несколько ошибок при составлении календаря на этот год. Он сказал, что не должен был играть в Мадриде после того, как почувствовал сильную боль в Риме. Если бы он не сыграл там, то, возможно, был бы здоров на «Ролан Гаррос». Лично мне кажется, он не должен был играть в Роттердаме после Australian Open или в Барселоне, одно из двух. В будущем, я предполагаю, мы будем реже видеть Надаля, но это хорошо, если это позволит нам чаще видеть здорового Надаля.
За остаток сезона осталось понять только одну вещь – когда мы будем реже видеть Надаля, будем ли мы его видеть столь же изумительным, как раньше, или нет. Я надеюсь, что да, потому что, по моему мнению, никто, даже Роджер Федерер, не играл в теннис лучше, чем Надаль в период с апреля по август прошлого года, когда он выиграл «Ролан Гаррос», «Уимблдон» и Олимпиаду. Этот парень будто явился с другой планеты. Сможет ли Надаль оставаться прежним, если у него будет более щадящий календарь, упрощенные тренировки и большие перерывы? До этого момента Надалю надо было играть – и много – чтобы быть в своей лучше форме, играть тяжело и бороться, это стало его сущностью: «Это качество, которым я всегда обладал. Я люблю терпеть, я научился наслаждаться этим, и это помогает мне».
Сейчас ему предстоит изменить свою сущность. Весь фокус в том, что сделать это надо, не убив в себе великого игрока».
Надаль нам нужен. Его неукротимый бойцовский дух – это огромный талант, талант, в котором он превосходит всех нынешних теннисистов. В теннисе должно быть все – и элегантность, кажущаяся легкость, и тяжелая работа с неукротимым стремлением к победе. Свой талант Надалю предстоит реализовывать дальше уже в новых условиях.
ещё пара поражений и Бодо(а другие с радость подхватят) накропает статейку о «демонах в голове», смене тренера и стиля, а Виландер порекомендует нанять психолога.
это всего лишь спорт – «сегодня ты, а завтра я» (с)
вон над девчонками как сейчас измываются – «первая-достойная-недостойная».
и вообще пресс-конференций и интервью стало слишком много.
скоро при смене сторон интервью брать будут.