5 мин.

Есть ли смысл для России быть в теннисном элите?

Интересный вопрос.

Мне кажется личные проблемы между руководителей теннисной федерации России и Минспорта ведут к проблемам в теннисе. Но конечно я могу и ошибаться.

Выставил интервью г-на Тарпищева, потому что оно касает и женский теннис в России.

 

Тарпищев: "Какой смысл России находиться в мировой элите?" 

17.09.2012 09:25 | Sportbox.Ru

Капитан сборной России по теннису Шамиль Тарпищев рассказал о причинах поражения от Бразилии и вылета команды из Мировой группы Кубка Дэвиса.

- Конечно, мы хотели выиграть и могли это сделать — даже нынешним составом, — приводит слова Тарпищева «Спорт-Экспресс». — Но в спорте все соткано из мелочей. Вот хотя бы травма Андреева: на тренировках у него плечо не болело, и Игорь нормально играл, иначе я бы вообще его на первый день не ставил и сделал бы выбор в пользу Богомолова. Но уже во втором гейме стартового матча Игорь ощутил боль, причем проблемы начались не на подаче. В местном теннисном клубе очень высокий отскок мяча от грунтового корта, и плечо у Андреева начало болеть при ударе справа в высокой точке. Это хроническая травма, в которой задействован хрящ плечевого сустава. Теперь при самом худшем раскладе ситуация может сложиться так, что Андрееву придется не играть полгода или оперироваться.

- Осознание, что проиграем, пришло как раз после того, как Андреев получил травму?

- Вариантов после этого уже особо не было. По раскладам Игорь мог принести нам два очка, а Теймураз Габашвили имел возможность переиграть Дутра Силву, которому недавно уступил в пяти сетах на US Open. У Андреева было одно весомое преимущество над соперниками — он обладает сверхкрученым ударом справа и может поднять мяч высоко над сеткой, чтобы заставить противника играть на уровне плеча. А учитывая, что Дутра Силва не сеточник, как и Томаз Беллуччи, — это стало бы грозным оружием.

Конечно, если бы смогли собрать всех лучших игроков, то точно бы остались в Мировой группе. Но правда жизни такова, что Кубок Дэвиса для теннисистов элиты — это не основной турнир. Все-таки игроки зарабатывают себе на жизнь и карьеру на личных соревнованиях. И если бы Южный и Давыденко прилетели в Бразилию, то следующие три личных турнира они фактически бы потеряли, и мне нужно было бы компенсировать их финансовые потери. Но попечительского совета у Федерации тенниса России (ФТР) нет — он развалился. Соответственно те деньги, которые были указаны в бюджете, нам не дают, сколько бы и с кем я на этот счет ни говорил. Мы в федерации сейчас людям даже зарплату не платим — нет денег. Не добрали тех средств, которые должны были прийти от попечителей.

- Но ребята все же получают деньги за участие в Кубке Дэвиса.

- Они получают копейки. Если не ошибаюсь, то отчисления от Международной федерации тенниса (ITF) за участие в плей-офф Мировой группы Кубка Дэвиса составляют порядка 60 000 долларов на всю команду. Да это деньги ребятам только на билеты до Бразилии и обратно! К тому же указанная сумма придет на счет только по окончании турнира, а средства нужны сейчас.

- То есть свой «биатлонный Прохоров» теннису не помешал бы?

- Пытаемся найти кого то, но бизнес добровольно в нашей стране в спорт не идет. Такова реальность. Мы же за последние годы завоевали шесть титулов на уровне основных сборных — два Кубка Дэвиса и четыре Кубка федерации, а могли выиграть еще больше. Но никого вокруг это не трогает: что мы выиграли, что проиграли, все одинаково и результат никому не нужен. А теннисисты это чувствуют и говорят: а чего мы играем, если нет ни внимания, ни интереса ни у кого, кроме как у нашего ближайшего окружения? С 2001 по 2010 год мы по суммарным результатам были первой федерацией в мире, а сейчас стоим третьей-четвертой. И что это дает? Бюджет порядка восьми миллионов долларов, а у китайцев — 190, у американцев еще больше. Так у кого качество работы получается выше?

Вот на Олимпиаде в Лондоне мы завоевали серебро и бронзу, а в официальных отчетах о выступлении российской сборной на Играх-2012 теннис нигде не указан. Так как мы все-таки выступили: хорошо или плохо? Теннис нигде не указан, наверное, потому, что перед Олимпиадой я не подписал целевую комплексную программу Минспорта. Мы хотим выигрывать, а для этого необходим другой подход к нашему виду спорта, ведь за последние десять лет федерация доказала, что умеет правильно работать. У меня в ITF спрашивают: а почему в Бразилию ваши сильнейшие игроки не приехали. Что я им должен ответить? Что у нас денег нет?

- Вернуться в элиту сейчас будет еще сложнее?

- А есть ли смысл туда выбираться? Нам надо понять, чего от нас хотят, — чтобы мы держались за элиту или чтобы появились хорошие игроки к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро? Хорошо, если нужна Мировая группа Кубка Дэвиса, давайте заплатим денег и призовем всех наших ведущих игроков, чтобы уже в следующем году вернуться наверх. Но что дальше? На носу Игры-2016, однако, не имея финансирования, мы ни одного теннисиста за четыре года не подготовим. А в нашей стране о Бразилии еще никто и не думает, потому что все деньги брошены на зимние виды. Но теннис ведь за два дня не делается, и в плане подготовки ребят мы уже опаздываем, а такими темпами через два-три года у нас и с женщинами будет подобная ситуация. Тем не менее, спрашивать за результат все равно с федерации будут. А чего спрашивать, если ничего не сделано для улучшения ситуации?

Вот смотрите, на Олимпийских играх разыгрывается три комплекта наград в парных комбинациях. При этом в стране нет условий для того, чтобы мы эти пары тренировали и наигрывали. И таких примеров много. Теннис дает колоссальный имидж России, но внимания ноль, и мне это непонятно. Так что если ситуация не изменится, то мы будем использовать Кубок Дэвиса как плацдарм для подготовки молодых к Олимпиаде-2016 и перейдем на точечную работу, как это было в Советском Союзе — вследствие чего и появились наши звезды: Чесноков, Черкасов, Кафельников, Сафин и другие. Конечно, это будет достаточно скандальная ситуация, но другого выхода у нас нет.