10 мин.

Скоро на Australian Open будет +50 жары. Как турнир меняется из-за погоды?

Австралия – это жара. На турнире в Хобарте мексиканка Рената Сарасуа показала загар, который у нее возник из-за беспощадного солнца.

А на Australian Open в первый же день квалификации ребенок, подающий мячи, упал в обморок прямо во время матча.

В целом, на AO есть вещи, которые никогда не меняются: пиво на трибунах и жалобы на жару. Два года назад в Мельбурне Даниил Медведев хорошо сыронизировал по этому поводу, когда скандалил с судьей: «Мне просто нужна холодная вода, сейчас за 30 градусов. Не холодное пиво, дайте мне холодную воду». Спустя два с половиной часа на 30-градусной жаре его соперника Теренса Атмана скрутили судороги, и матч первого круга на этом закончился. 

Такую картину мы видим на австралийском «Шлеме» каждый год. 

Глобальное потепление и как оно влияет на Австралию

В январе в Австралии на самом деле и должно быть жарко, потому что в Южном полушарии в это время климатическое лето. И пик жары приходится как раз на его середину. Проблема в том, что с каждым годом австралийское лето становится все жарче. С начала ведения официальных метеорологических наблюдений в 1910 году средняя температура по стране повысилась примерно на 1,5°C, и этот рост особенно усилился после 1950 года – каждое десятилетие стало теплее предыдущего.

В последние годы Австралии приходится справляться не просто с аномально высокими температурами, но еще и с увеличением длительности периода сильной жары. Согласно недавнему исследованию мельбурнского университета Монаша, сегодня в столице штата Виктория, где проходит AO, в среднем 11 летних дней с температурой выше 35 градусов, и ожидается, что к 2050 году их количество удвоится. К началу прошлогоднего Australian Open температура в Мельбурне уже 15 дней превышала 30 градусов, причем четыре из них было по +35°C.

Для австралийцев глобальное потепление – проблема национального масштаба не только на бумаге. По данным правительства штата Южный Уэльс, сейчас в Австралии «от аномальной и экстремальной жары погибает больше людей, чем от любого другого стихийного бедствия». Зимой 2020-го вызванные рекордными температурами лесные пожары уничтожили более 12 миллионов гектаров земли. В тот год на Australian Open из-за сильного смога организаторы перенесли часть квалификационных матчей, теннисисты по ходу игры часто брали медицинские тайм-ауты, а кого-то рвало прямо на корт. 

Как жара мешает турниру

На теннисистов и болельщиков высокие температуры влияют и напрямую, и косвенно. Самое очевидное – это риск тепловых ударов. 

Тепловой удар происходит, когда под внешним воздействием температура тела повышается с привычных нам 36-37°C до аномальных 40°C. Специалисты из университета Монаша предупреждают, что для этого на улице не обязательно должно быть +40°C. Даже +30°C в сочетании с интенсивными физическими нагрузками уже приводят к перегреву организма. А для Австралии и +40°C не такая уж редкость.

За последние 15 лет на Australian Open шесть раз температура превышала отметку в 40 градусов. 

В 2009 году 10 из 14 дней турнира температура превышала 30°C, а на 12-й день столбик термометра поднялся до 45,1°C. Тогда действующий чемпион Новак Джокович был вынужден сняться посреди четвертьфинального матча с Энди Роддиком из-за теплового удара.

Похожая ситуация была и в 2014-м. Виктория Азаренко называла тот турнир «танцами на раскаленной сковородке». Четыре дня подряд температура составляла от +41,5°C до +43,9°C. В тот год перед своими первыми матчами снялись девять игроков, боллбой, теннисисты Франк Данцевич и Иван Додиг попадали в обморок, а бутылка Каролин Возняцки и кроссовки Жо-Вильфреда Тсонга плавились прямо на корте. Во время некоторых матчей температура была настолько высокой, что игроки были просто не в состоянии закончить встречу из-за судорог. 

Только за один из четырех дней экстремальной жары 970 зрителей получили тепловые удары.

«Никто на самом деле не знает, где предел. Ни игроки, ни тренеры не знают, когда будут закрывать крышу, при какой температуре, берется во внимание влажность или нет. Хочется это понимать, но непонятно, от кого это зависит, от судьи или метеоролога. Остается много вопросов», – сказала Мария Шарапова на послематчевой пресс-конференции в 2014-м. 

Как на Australian Open решали эти вопросы?

С жарой боролись всегда и по-разному

1. Переезжали

С момента основания турнира и до 1972 года Australian Open практически каждый год менял время и место проведения. Турниры проводились в пяти городах Австралии (Мельбурн, Сидней, Брисбен, Аделаида, Перт) и двух городах Новой Зеландии (Гастингс, Крайстчерч). Это делали в том числе ради комфортных погодных условий.

2. Меняли покрытия

C момента основания турнир проводился на траве, но через 16 лет переехал на хард в «Мельбурн Парк». С одной стороны, организаторы хотели замедлить турнир, чтобы розыгрыши стали зрелищнее, с другой – мельбурнская жара просто сжигала траву, в таких условиях содержать это покрытие было очень дорого. 

Но и зеленый хард Rebound Ace жару тоже не выдерживал. В 2007 году покрытие пришлось снова менять – оно плавилось из-за жары. Ллейтон Хьюитт тогда объяснял это так: «Это покрытие было травмоопасным для бедер и поясницы. В последнее время у нас было много вывернутых лодыжек, и это все из-за того, каким липким было расплавленное покрытие. Если положить на него руку в +35°C, появятся волдыри».

В 2008-м полиуретановый Rebound Ace заменили на акриловый, более устойчивый к жаре, Plexicushion, как на US Open. В 2020-м, после ковида, американский Plexicushion уже по экономическим причинам заменили на его испанский акриловый аналог GreenSet.

3. Вводили специальные правила

В 1988 году открылась Арена Рода Лэйвера с раздвижной крышей, и вместе с ней появились первые инструкции, которые применялись в случае экстремальной жары. Крышу закрывали при +39,1°C или по решению судьи при +35,1°C, но только для дневных матчей, и только когда все матчи проводились на Арене Лэйвера. Фактически это означало, что правила действовали только с четвертьфиналов.

В 1998 году была введена новая «Политика экстремальной жары»: теперь игру должны были останавливать на всех кортах, если температура достигала +40°C. В 2002, 2003 и 2015 годах температурную планку пересматривали: в 2002-м и 2003-м снижали до +38°C и +35°C, а после скандального 2014-го вернули отметку в +40°C.

Тем не менее, в этих правилах было много пробелов. Например, если температура достигала верхней планки по ходу матча, игрокам все равно приходилось доигрывать решающий сет до конца. В том же 2014-м Шарапова и Карин Кнапп два часа доигрывали третий сет на 40-градусной жаре. 

Призывы закрывать крышу во время жары организаторы в принципе очень часто игнорировали. Либо по причине недостаточно высокой температуры воздуха (влажность и другие факторы долгое время вообще не учитывались), либо с еще более странными формулировками. Главный врач турнира Тим Вуд когда-то вот так комментировал политику AO в отношении жары: «Мы эволюционировали на высоких равнинах Африки, преследуя антилоп по восемь часов в таких условиях. Гуманно это или нет – это уже совсем другой вопрос».

Но и когда крышу закрывали, все равно находились недовольные. Перед началом финала Australian Open 2018 между Роджером Федерером и Марином Чиличем организаторы решили закрыть крышу при +37,7°C – температурный лимит в 40 градусов еще не был достигнут. Это вызвало возмущение у других игроков и породило слухи о том, что руководство подыгрывает Федереру, который всегда успешно выступал на крытом харде.

«Совершенно нелепо, что крышу закрыли на время Australian Open. Турниры «Большого шлема» проводятся на открытом воздухе. Да, жарко, но корт находится в тени, и это вечерний матч», – написал тогда бывший финалист US Open Грег Руседски.

Год спустя правила все-таки обновили – с 2019 года на Australian Open учитывается не просто температура воздуха, а комбинация факторов: к температуре добавились тепловое излучение, влажность и скорость ветра. 

На основе этих факторов сформировали «Шкалу теплового стресса», и к ней – пять уровней защиты:

1. Умеренные игровые условия;

2. Повышенное увлажнение: игрокам советуют пить больше воды;

3. Охлаждение: игрокам советуют пользоваться полотенцами со льдом;

4. Увеличение перерывов между сетами: 10 минут после третьего сета мужчинам, 10 минут после второго сета женщинам;

5. Приостановка матча либо закрытие крыши на кортах, где она есть.

Но в 2020-м, когда загорелись австралийские буши, эти правила оказались бесполезными.

Какие решения могут помочь в будущем

Каждый год после Australian Open появляется куча мемов с потными теннисистами в ледяных полотенцах и много рассуждений о том, как быть с жарой. Вот три самых популярных варианта решения проблемы:

1. Сделать турнир длиннее, чтобы была возможность не проводить матчи в пики жары.

2. Перенести турнир на другие даты. 

3. Перенести AO в другое место.

Увеличение продолжительности турнира упирается в плотный календарь и не гарантирует ухода от экстремальных температур, которые могут длиться неделями, перенос дат нарушает логику всего сезона и уже существующие коммерческие договоренности. 

Изменение места проведения упирается в миллиарды долларов, которые были инвестированы в инфраструктуру как «Мельбурн парка», так и самого города и штата. Во многом это заслуга директора турнира Крэйга Тайли. Он использует слухи о переносе AO как рычаг давления на правительство и теннисную федерацию Австралии: «Как сказал премьер-министр, Australian Open находится под угрозой – вот почему мы всегда должны инвестировать в инфраструктуру на территории комплекса, постоянно развиваться и совершенствоваться. У нас очень агрессивная стратегия роста».

Правда, вложенное в турнир окупается. В 2024-м власти штата Виктория опубликовали данные, согласно которым Australian Open – официально их самое прибыльное предприятие. За последние 10 лет турнир «Большого шлема» принес в экономику Виктории 2,09 миллиарда долларов США. 

И все-таки вопрос о переносе в другое место всплывает каждый раз, когда температура на кортах приближается к экстремальной. Так, в 2008-м будущая чемпионка Australian Open Ли На предложила перенести «Шлем» в Шанхай: «В Австралии погода тяжелая, слишком жарко. В Китае в это время года прохладнее, погода лучше для тенниса». Разговоры о переносе были и в 2020-м. Речь о Китае по понятным причинам уже не шла, но из-за строгих карантинных мер Австралии в СМИ стали писать о возможном переносе «Шлема» в Дубай или Доху. В 2024-м этот вопрос закрыли по крайней мере на ближайшие 20 лет: Tennis Australia продлила контракт с правительством Виктории до 2046 года. 

По данным Австралийского Национального Университета, к тому времени температура в Мельбурне будет подниматься до +50°C.

Фото: East News/AP Photo/Ng Han Guan, AP Photo/Kin Cheung, AP Photo/Mark Baker; Gettyimages.ru/Scott Barbour, Cameron Spencer, Mark Kolbe, Daniel Pockett