4 мин.

Джокович завязал с охраной труда – ушел из профсоюза теннисистов, который сам создал

Новый теннисный сезон начался с интересной новости. Вечером воскресенья величайший игрок в истории Новак Джокович сообщил, что уходит из PTPA – организации теннисистов, которую многие называют профсоюзом.

О причинах Джокович сказал прямо и четко: «Это решение связано с обеспокоенностью по поводу прозрачности, управления и того, как организация использует мой голос и мой имидж. <…> Стало очевидно, что мои ценности и подход к делу больше не совпадают с направлением, которое избрала организация».

Почему это важно?

В первую очередь, потому что PTPA – это детище Джоковича. Вместе с канадцем Вашеком Поспишилом он был одним из основателей этой организации в 2020-м.

Тогда PTPA была чисто мужской организацией, направленной на то, чтобы продвигать консолидированную позицию игроков в переговорах с ATP и добиться увеличения доли прибыли турниров, которая уходит на призовые. На создание организации Джоковича и Поспишила побудила пандемия ковида, ударившая по заработкам игроков, а также планы объединить ATP и WTA, которые привели бы к тому, что мужской теннис субсидировал бы женский.

Со временем PTPA изменилась.

1. Туда допустили женщин – и начали бороться не только с ATP, но и в целом с руководящей структурой тенниса. При этом цель осталась прежней – обеспечить больший заработок игрокам и сделать так, чтобы большее количество игроков зарабатывали теннисом.

2. У организации появилось стороннее руководство – Джокович и Поспишил перестали ее возглавлять. Вместо них руководящие посты заняли профсоюзные лидеры из других видов спорта (Адам Ларри, с 2006-го работавший с ассоциацией игроков НХЛ), юристы и бизнесмены (в консультационный совет вошли два миллиардера).

Не обошлось без скандалов. Одним из членов консультационного совета стала юрист Катарина Пиетлович, и журналисты быстро нашли ее твиттер, где она оскорбляла Роджера Федерера. Например, когда Джокович обыграл Федерера на Australian Open-2020, она написала: «Слышишь, Федерер, чмошник! Ты играешь с человеком, который тебя отхерачил 27 раз, которого ты не побеждал на «Больших шлемах» с 2008-го. Поклонись настоящей легенде!»

Но в целом PTPA стала более профессиональной и организованной структурой с серьезной финансовой поддержкой. В 2022-м генеральным директором PTPA стал Ахмад Нассар – бывший руководитель организации OneTeam Partners, которая специализируется на юридической и любой другой поддержке ассоциаций игроков. Короче, как казалось, опытный профсоюзный лидер.

Чего добилась PTPA?

В глобальном плане кажется, что на самом деле – ничего.

Какое-то время большим успехом ассоциации считалось то, что ей удалось отложить голосование ATP по поводу принятия нового плана развития. Но этот план в итоге все равно приняли, и игроки сейчас очень недовольны последствиями этого решения – например, двухнедельными «Мастерсами», которые лежали в его основе.

В целом кажется, что PTPA только поднимает шумиху, выражает недовольство, но конкретно ничего сделать не может. 

При этом Джокович раньше искренне болел за свое детище и призывал игроков вступать. Потому что «система не позволяет игрокам принимать решения. В 90% случаев они в проигрыше», а PTPA дает им голос и вес. В 2023-м он вообще сделал программное заявление: «Поддерживая PTPA, вы поддерживаете себя. Вы поддерживаете свое будущее».

Несмотря на это, PTPA даже не удалось получить поддержку какой-нибудь другой звезды, кроме Джоковича.

Почему курсы PTPA и Джоковича разошлись?

Ответ очевиден – из-за иска, который организация весной 2025-го подала против руководящих теннисных организаций.

В нем PTPA обвинила туры в картельном сговоре, использовании антидопинговой системы для подавления недовольства, эксплуатации игроков и других страшных вещах (в деталях можно разобраться здесь).

Этот иск – главный проект PTPA на ближайшие пару лет. И было очень странно, что среди подписавших его игроков не оказалось Джоковича.

Позже Джокович сам объяснил решение иск не подписывать: «Если быть совсем откровенным, есть моменты в этом иске, с которыми я согласен, но с чем-то я не согласен. Мне кажется, что некоторые формулировки довольно жесткие – но, думаю, юристы знают, что делать и какие термины использовать, чтобы добиться нужного эффекта».

Стало очевидно, что в управлении свои детищем Джокович уже не то чтобы главный авторитет. Поэтому он и уходит.

Интересно, что теперь будет с PTPA, для которой Джокович был главным активом и единственным узнаваемым лицом.

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Hannah Peters; Javier Rojas/Keystone Press Agency/Global Look Press