4 мин.

Узбекистан заманил 3 теннисисток из России. Откуда ресурсы и какие цели?

Если открыть свежий рейтинг WTA и посмотреть на самых высокоранговых теннисисток из Узбекистана, то мы увидим, что все они играют за Узбекистан не так уж и долго:

● №1 в стране Камилла Рахимова (№97 в мире) – перешла в начале декабря;

● №2 Полина Кудерметова (№104 в мире) – перешла в середине декабря;

● №3 Мария Тимофеева (№143 в мире) – перешла в октябре;

● №4 Лайма Владсон (№881 в мире) – перешла в ноябре.

Первые три ракетки Узбекистана раньше играли за Россию (Владсон – за Латвию). Россию представляла и 15-летняя Александра Бармичева, тоже сменившая гражданство в ноябре.

В целом очевидно, что Узбекистан сейчас взял тренд на развитие тенниса через натурализацию спортсменов из других стран. В свое время по этому же пути шел Казахстан, у которого все лучшие игроки – натурализованные россияне.

Логика у этого подхода такая:

1. Натурализуете талантливых, но недораскрывшихся спортсменов.

2. Даете им ресурсы и возможности для развития.

3. Получаете готовых топов.

4. Их видят родители и дети, в спорт идет поток новых талантов, из которых вырастают уже полностью свои топы.

Такой подход требует большого объема инвестиций. Во-первых, нужно вкладывать деньги в привлечение спортсменов из других стран. В тот же Казахстан все ехали, потому что им выделяли бюджеты на команду, помогали со спонсорскими контрактами и просто хорошо платили за игру в теннис.

Во-вторых, чтобы схема полностью сработала, нужно инвестировать в теннисные центры, в которых и будут расти потенциальные звезды из нового поколения. Нужны деньги на корты, специалистов и развитие юниоров.

В казахстанский теннис эти деньги пришли с Булатом Утемуратовым – одним из крупнейших бизнесменов страны, который стал президентом федерации.

А что в Узбекистане?

***

Бывшая теннисистка Наталья Вихлянцева, комментируя волну переездов россиянок в Узбекистан, написала в телеграм-канале:

«Почему такой бум? Недавно был принят закон, который позволил многим состоятельным людям страны вернуться на родину. После этого началось активное финансирование различных спортивных федераций – как обязательный элемент меценатства».

В феврале 2025-го федерацию тенниса Узбекистана возглавил 59-летний бизнесмен Батыр Рахимов.

● В свое время у него было прозвище «Батыр Алюминий», потому что у него был бизнес, связанный с добычей.

● В 2001-м он открыл один из крупнейших частных банков Узбекистана – «Капиталбанк». В целом у него постепенно сложилась группа компаний с широким профилем: финансы, страхование, бытовые услуги, продукты питания, строительство.

● В числе активов Рахимова был и футбольный клуб «Пахтакор».

● В 2010-м Рахимова ненадолго арестовали в Узбекистане – но потом отпустили. Сообщалось, что арест был частью кампании президента страны Ислама Каримова, который заявлял, что в Узбекистане не будет олигархов.

● После ареста и освобождения он 10 лет жил в ОАЭ и Турции. При этом в Турции его, например, обвиняли в мошенничестве при покупке отеля в Бодруме – якобы его представитель расплатился чеком на 47 млн долларов, а потом выяснилось, что чек этот средствами не обеспечен.

● Другой штрих к портрету – Рахимов женат на Диере Усмановой, вдове племянника Алишера Усманова и племяннице действующего президента Узбекистана Шавкта Мирзиеева.

***

В целом в руководстве федерации тенниса Узбекистана в этом году сложилась влиятельная команда. Например, заместителем председателя стал Зелимхон Хайдаров, ранее возглавлявший администрацию первого президента Узбекистана Ислама Каримова и руководивший финансовым сектором в администрации Мирзиеева.

Еще заместителями стали бывшие сотрудники Государственного комитета по инвестициям Нумон Саттаров и Азиз Хамидов.

Ну и наконец – чемпионка семи (трех в одиночке и четырех в паре) турниров WTA Ирода Туляганова.

Комментируя переход Полины Кудерметовой, федерация тенниса Узбекистана заявила: «Присоединение Полины Кудерметовой – важный шаг в развитии женского тенниса Узбекистана и укреплении национальной сборной в преддверии крупных международных стартов».

Возможно, это не последний подобный шаг.

Фото: Gettyimages/Robert Prange / Contributor, Sarah Stier / Staff, Hector Vivas / Staff, Julian Finney / Staff; utf-tour.com