Руне должен был рулить теннисом – но стал середняком. Как так?
Еще недавно в теннисном туре много говорили о появлении новой Большой тройки – поколении талантливых зумеров, которые пришли на смену Федереру, Надалю и Джоковичу. В 2022 году в элиту ворвался Карлос Алькарас, забрав US Open и став самой молодой первой ракеткой мира. Вторым был дошедший до 1/4 на «Ролан Гаррос» и забравший у Джоковича «Мастерс» в Париже 19-летний Хольгер Руне. Последним к «тройке» присоединился Янник Синнер, совершивший прорыв в конце 2023-го.
Из всех троих Руне активнее других подогревал разговоры о новой Биг-3 и всегда с готовностью о ней рассуждал. Но если Алькарас и Синнер сейчас доминируют, выиграв уже 10 «Шлемов» на двоих, то Хольгер с каждым сезоном выступает все хуже.

На счету у экс-четвертой ракетки мира 5 титулов, 4 из которых он завоевал в 2022 и 2023 годах. В сезоне-2025 Руне дошел до финала «Мастерса» в Индиан-Уэллс, где в двух сетах уступил Джеку Дрэйперу, и выиграл ATP 500 в Барселоне, победив в финале Алькараса. Но на турнирах «Большого шлема» он уже два года не проходит дальше 1/8 финала, а в рейтинге датчанин, которому прочили место в топ-3, занимает 11-ю строчку.
Что же пошло не так?
Физические проблемы
Главный враг Руне – собственное тело. Проблемы со спиной преследуют его на протяжении всего сезона. За исключением титула в Барселоне датчанин фактически провалил грунтовый отрезок из-за травм. Снятие в первом круге «Мастерсов» в Монте-Карло, Мадриде, вылет в третьем круге Рима от Корентена Муте и, как следствие отсутствия практики на грунте, – слабое выступление на «Ролан Гаррос». Руне уступил Лоренцо Музетти в четвертом круге 5:7, 6:3, 3:6, 2:6.
«На протяжении всего грунтового сезона я толком не мог тренироваться, поэтому не было уверенности в физическом состоянии. И думаю, что играл я недостаточно хорошо. Я был недостаточно быстрым в ногах. Но хуже всего работали подача и бэкхенд».

Траву и американский хард он тоже прошел в духе американских горок – четвертьфиналы в Queen’s Club и Цинциннати, поражения в первых кругах на «Уимблдоне» и US Open, отказ из-за травмы в Вашингтоне.
Такое непостоянство можно было списать на усталость и последствия травм, заработанных на грунте, но если вспомнить самое начало сезона на Australian Open, станет очевидно, что Хольгер испытывает хронические проблемы с физической подготовкой. До встречи с Синнером в четвертом круге Руне провел три изнурительных пятисетовика, и на встречу с полуживым от сорокоградусной жары итальянцем у него не осталось ни сил, ни возможности диктовать темп игры.
Руне сам удивлялся: «Я так много тренировался перед Австралией, но когда играл с Синнером, у меня возникла та же проблема. Я тоже погиб физически. Я никогда не реализую потенциал, если не доведу физическую форму до максимума. Поэтому, надеюсь, у меня получится».
С самого начала карьеры Хольгер Руне искал решения проблем со здоровьем – даже менял план питания, чтобы избавиться от постоянных судорог. В этом сезоне его преследует все вместе: инфекции, отравления, плохая физическая форма и, по выражению его матери Анеке, – «цунами вируса, непредвиденные неудачи». Возможно, именно поэтому мы увидели прибавление в команде Руне: с датчанином начал работу Марко Паничи – бывший фитнес-тренер Джоковича и Синнера.
Технические проблемы
Проблемы с техникой особенно заметны на бэкхенде: этот удар слишком часто становится слабым звеном Руне. После поражения от Лоренцо Музетти на «Ролан Гаррос» он честно говорил: «Я плохо бью с бэкхенда, плохо подаю. Это вопрос механики». Действительно, когда соперники атакуют его бэкхенд, Руне слишком часто сокращает длину удара или переключается на резаный, что открывает корт для его оппонента.

В профильной аналитике подчеркивают системные проблемы Руне на приеме. Неуравновешенная игра лишает его возможности диктовать условия – особенно в матчах, где счет равный и каждый розыгрыш решает исход.
«С приемом у Руне очевидные проблемы: при том, что он держится в районе первой десятки рейтинга, по статистике очков на приеме первой и второй подач он лишь около 50-го места. Руне слишком часто не попадает в корт при приеме, а если и возвращает мяч, то редко становится победителем в розыгрыше. Это признак неверного баланса между риском и результативностью. Похоже, он либо действует чрезмерно агрессивно и импульсивно, либо страдает от технических недочетов – скорее всего, сказывается и то, и другое одновременно».
Организационные проблемы
Другой недостаток игры Хольгера – отсутствие порядка и стратегии. Еще год назад бывший тренер Серены Уильямс Ренне Стаббс в своем подкасте отмечала: «Он невероятно талантливый, но с форхендом есть определенные проблемы, и ему просто нужно научиться лучше играть в теннис. Мне кажется, он немного потерялся на корте. У него нет по-настоящему четких игровых планов».
Интересно, что после поражения на Кубке Дэвиса Руне отметил, что ему мешает собственная вариативность.
«Я чувствую, что мне не хватает стабильности. Часто я подхожу к матчам с настроем на атаку, а иногда наоборот – с установкой на изнуряющую игру в обороне. Вот в чем опасность. Когда ты умеешь выполнять так много разных ударов на корте, это может сбивать с толку. Я стараюсь упрощать игру насколько это возможно».

Следствие беспорядка в игре – постоянный поиск себя через сменяющих друг друга тренеров. Алькарас работает с Хуаном Карлосом Ферреро, Синнер – с Дарреном Кейхиллом и Симоне Ваньоцци. Обе команды стабильны, с четкой философией как на корте, так и за его пределами. Руне же постоянно меняет тренеров и консультантов: Ларс Кристенсен, Патрик Муратоглу, Борис Беккер, Андре Агасси – список выглядит скорее как череда экспериментов.
В прошлом сезоне Руне стал первым игроком в истории ATP, поработавшим с четырьмя разными тренерами за четыре месяца. И первым, кто сменил целых шесть тренеров за один сезон.
«Я тот, кто притягивает и отталкивает людей. Но все дело в их подходе. Мне с этим не везет», – рассуждал он о затянувшихся поисках.
Энди Роддик в своем подкасте четко резюмировал: «Хольгер Руне все еще пытается найти тренера, с которым сможет работать больше 4-5 месяцев, и найти свою игровую идентичность. Кажется, он иногда смотрит на свой бокс в поиске совета. Джим Курье говорил, что стратегия у них меняется буквально каждый день. В нем есть много необработанного потенциала, но также и много непоследовательности».
Ментальные проблемы
От датчанина ждали прорыва в топ-3 после триумфа на «Мастерсе» в Париже в 2022 году, где он обыграл пять игроков топ-10, включая только ставшего №1 Алькараса, и Джоковича в эпическом финале. Но стабильным топом Руне так и не стал – во многом из-за головы.
Руне остро реагирует на критику в соцсетях, легко уходит в эмоции. Большинство его матчей сопровождаются спорами с судьями, конфликтами с фанатами и игроками.

К этому добавляется уход матери из команды Хольгера. Вплоть до февраля 2024 года, когда датчанин подписал контракт с IMG, Анеке Руне была его менеджером и присутствовала практически на всех турнирах. Сейчас Анеке сознательно отошла от дел, чтобы дать возможность сыну принимать решения самостоятельно. И хотя излишняя вовлеченность Анеке часто высмеивалась в соцсетях, на практике с ее уходом результаты Руне только ухудшились. Первый сезон после отдаления матери стал для Хольгера чуть ли не самым неудачным с начала взрослой карьеры – в 2024-м Руне остался без титулов и в течение сезона опускался аж до 17-й строчки рейтинга.
Поклонники датчанина и, судя по всему, сам Хольгер все еще надеются вернуть 2022-й. Пока что Руне видит решение проблем в бесконечных кадровых перестановках в команде. Но, возможно, ему просто стоит пересмотреть значимость той миссии, которую он на себя возложил. И бороться не за место в Большой тройке, а за каждое очко, как когда-то завещал Рафаэль Надаль.
Фото: Gettyimages.ru/Adam Pretty, Ishika Samant, Dan Istitene; IMAGO/Juergen Hasenkopf/Global Look Press
Вообще-то Синнер прорвался первым. Не имея юниорской карьеры, он уже в 2021-м навязывал борьбу Надалю в 4 круге РГ, выиграл 4 титула и вошел в топ-10. Руне в это время даже в топ-100 не было, да и Алькарас только начинал.
Судя по описанию, его в топ-50 не должно быть))