Как Рафаэль Надаль изменил теннис – 5 путей
Рафаэль Надаль – удивительный игрок. Он играет в теннис так, как в него не играл никто до и не играет никто после.
Несмотря на неповторимость, Надаль был одним из самых важных игроков в формировании современного тенниса. У многих нынешних звезд можно найти детские фотографии в мерче Надаля – как у Андрея Рублева или Иги Швентек. А Каспер Рууд вообще в отрочестве тренировался в академии Надаля.
Но влияние Надаля намного глубже.
Гений современных струн
Энди Роддик, сыгравший с Надалем 10 раз и даже трижды его победивший, в свежем выпуске своего подкаста пропел испанцу оду, в которой в том числе сказал:
«У него супергеройская способность создавать вращение. Он первый гений полиэстеровых струн. Такие тупицы, как я, не росли с ними – и по нашим ударам видно, что мы с ними не росли. А он пришел и изменил игру: «У меня есть новая игрушка и есть навыки. И теперь ты будешь страдать – ближайшие четыре часа никаких ударов с точки ниже уровня плеча, если я не захочу», – восхищался Роддик.
Конечно, игроки крутили мяч и до Надаля. В принципе можно сказать, что в основе его тенниса лежат классические идеи испанской теннисной школы – но выкрученные на максимум. Если движение, то такое, что 70% поверхности Земли покрывает вода, а остальные 30 – Рафаэль Надаль. А если вращение, то такое, которого раньше никто не видел.
Именно после Надаля иногда смотришь матч, и кажется, что сетка вообще не играет никакой роли – потому что игроки закручивают мяч с таким запасом, что он летит в метре над сеткой, но прилетает мощно, а не полусвечкой. Такое впечатление частенько возникает, когда смотришь Стефаноса Циципаса или Каспера Рууда.
Сделал прием из глубины великим
Опять же, далеко-далеко за заднюю линию на приеме оттягивались и до Надаля – например, так делал Бьорн Борг. Но испанец снова ввел на это моду – и за счет вращения и мощи повысил эффективность этой тактики.
Отходя на несколько метров за заднюю линию, игрок дает себе чуть больше времени, чтобы среагировать на подачу. И если у него получается вкрутить прием глубоко и мощно, он получает позиционное преимущество.
За Надалем этот прием стали повторять многие – в первую очередь Доминик Тим.
Ввел моду на трансформацию игры
По ходу карьеры Надаль довольно кардинально поменял игру – сместил акцент с выносливости и терпеливых атак на агрессию, выходы к сетке и более быстрый теннис. В процессе он стал одним из лучших в искусстве ударов с лета.
Чуть позже похожий путь проделал Новак Джокович. И в итоге как будто стало нормой ожидать от игроков того, что они просто могут взять и кардинально трансформировать свой теннис.
У кого-то проблемы с подачей – просто улучши ее, Надаль же так сделал.
Кто-то не очень хорошо играет с лета – ну так научись, Надаль же смог.
Кому-то не хватает агрессии – ну так добавь, Надаль же справился.
В этих разговорах мы часто забываем, что не все игроки настолько талантливы, что не все способны так много работать, что мы требуем от них чрезвычайно сложных вещей.
Превратил тотальную включенность в дело в данность
Во многих рассуждения о том, как Надаль изменил теннис, речь идет не о чисто игровых моментах, а о том, как он повлиял на отношение коллег к делу. Что он заставил всех работать на максимум каждую секунду карьеры.
Об этом говорил Энди Роддик: «Ты чувствовал то, что он пытается сделать. У него шумные ноги – ты как будто чувствуешь, как он бежит. Он тебя втягивал, и ты думал: «Я тоже могу попытаться постоянно выдавать максимум. У меня не получится, но я могу смотреть на него, и мне очевидно, какие нужны усилия, какой нужен настрой». Было много очевидного».
И с ним согласны многие игроки, выдающие посылы в духе: «Ну уж если Рафа после десятков «Шлемов» пашет как не в себя, то и мне надо».
Участвовал в создании великих
И еще один тезис Энди Роддика: «Роджер был первым игроком без слабостей. Пит [Сампрас] – до сих пор самый цепкий игрок, которого я видел. Его умение положиться на сильные стороны без страха, что у него не получится, – это его суперспособность. Но ему можно было надавить на бэкхенд. А Роджер был первым без дырок в игре.
И это создало Рафу – у которого их тоже нет. И создало Новака – у которого их тоже нет. И создало Синнера – про которого я хрен знает, как его обыгрывать.
Было привилегией наблюдать за этими гениями. Тут и психология… Слушайте, труд побеждает талант, если талант не трудится. А когда есть и то, и то – всем #####. И нас приучили к этому сочетанию, нас им испортили. И Рафа – большая часть этого».
Об этом говорил и сам Джокович – что если бы не было Надаля, то не было бы и его. И Федерер говорил, что соперничество с Рафой заставляло ей становиться лучше. Поэтому мы и получили эпоху великих.
111 фактов о Рафаэле Надале – боится собак, на самом деле правша, снялся в клипе Шакиры
Фото: Gettyimages/Julian Finney, Clive Brunskill, Michael Regan, Julian Finney
Абсолютно уникальное явление, не имеющее аналогов, три лучших представителя своего вида спорта, сражающихся друг с другом и поднимающих планку игры все выше и выше, и при этом все такие разные, такие непохожие. Никто бы не смог им дать больше, чем дали друг другу они, и никто и ничто не смогло бы сделать для теннисного мира больше, чем сделал их триумвират.
Будем надеяться, что у сильнейшего из них осталась хотя бы пара танцев, танцев которых мы еще не видели.