«Когда у тебя пытаются забрать мечту люди из телевизора...» Она решилась на пятую Олимпиаду
Теннисистка Елена Веснина – самая опытная среди наших олимпийцев в Париже.
У нее 4 поездки на Игры и две награды (золото Рио-2016 в паре и серебро Токио-2020 в миксте). В состав на Париж Веснина попала в последний момент – ее участие подтвердилось только 9 июля. Она сыграет в паре с Екатериной Александровой.
Мы поговорили с Еленой о технических деталях олимпийской поездки, ожидании, предвкушении:
● сложно ли оформить нейтральный статус?
● кто покупал билеты?
● во что одеваться?
● можно ли взять с собой членов команды?
● и почему Веснина, которая всего год назад родила во второй раз, так сильно хочет на эту Олимпиаду?
Вот ее рассказ.
Кто брал билеты? А можно ли позвать с собой тренера? Где жить?
– Мы летим в Париж довольно большой делегацией. Восемь игроков, два капитана: Игорь Куницын – у мальчиков, Игорь Андреев – у девочек, массажист, врач.
Вообще, у теннисистов всегда большая проблема: у каждого ведь еще личный тренер, тренер по ОФП... Но тут вечная беда с аккредитациями: их не хватает, причем не только в нашей команде, а у всех. Сколько я ни участвовала в Олимпиадах – всегда так было. Получить аккредитацию для личного наставника, да еще с правом жить в олимпийской деревне – большая удача.
В этот раз со мной полетит мой тренер Евгения Александровна Манюкова. Но пока непонятно, будет она в деревне или нет. Но на самом деле, главное, чтоб был проход на корты, а уж с гостиницами в Париже точно проблем нет.
С визами тоже несложно, у меня открытый Шенген на несколько лет. Летать в Европу через Стамбул или через Белград я давно привыкла, в теннисном туре сейчас так. Организационную помощь с оформлением перелета нам оказала федерация. Полетим не всей командой вместе, но компанией человек 5-10. Капитаны Куницын и Андреев полетят отдельно, за пару дней до нас.
Лететь решили заранее, за несколько дней до открытия. Хотя я прекрасно знаю корты «Ролан Гаррос», все равно нужно поиграть на этом грунте, немного адаптироваться. На это обычно отвожу минимум дня три.
Предположительно, в аэропорту мы сразу получим аккредитации и затем на официальном транспорте поедем в олимпийскую деревню. Думаю, в эти дни будет ажиотаж: одновременно со всего мира приедут очень много спортсменов. Но обычно в аэропорту все отлажено: много стоек, много волонтеров, тебя встречают и сопровождают по всему маршруту.
Тут все стандартно, на всех моих четырех Олимпиадах было одинаково. В этот раз я тоже в этой части ничего особенного не жду.
Что носить? Как будут выглядеть наши спортсмены в статусе AIN?
– У меня нет информации. Но скорее всего, будем ходить каждый в своей одежде. На это мы точно имеем полное право.
Я беру в Париж ту экипировку, которую мне выдает спонсор. В принципе, как обычно на любой турнир.
Как получить нейтральный статус?
– Свои нюансы были и перед Играми в Рио или в Токио.
Сейчас оформление статуса было несколько сложнее, но ничего сверхъестественного. Никаких деклараций, не имеющих отношения к спорту, никто не просил подписывать. Я думаю, что в этой ситуации нужно сохранять нейтралитет и не привязывать никакие политические события к Олимпийским играм. Мы спортсмены и едем туда прежде всего выступать.
Даже сейчас, когда Игры совсем близко, бумажная волокита, безусловно, осложняет жизнь. Ты в постоянной переписке с МОК, нужно то одно, то другое. Порой это выглядит так, что тебе присылают документ и просят его отправить, скажем, до завтрашнего утра. А что, если ты в дороге, в самолете, или под рукой нет принтера?
Ну, ничего, как-то справляюсь.
Почему Веснина в последний момент попала в заявку?
– Состав нашей команды менялся довольно сильно. Кто-то отказывался, у кого-то не получалось поехать. Плюс какое-то время ушло на проверку МОК. Поэтому меня объявили в последний момент.
Волновалась ли? Нет, скорее, я решила: как суждено – так и будет. Если бы решил поехать кто-то из молодых девчонок, для кого эта Олимпиада была бы первой, возможно, им это было бы нужнее. Но у всех свои планы, своя жизнь, это нормально.
Ехать или нет, я даже не сомневалась. Для меня Олимпийские игры – особенное событие, с ними связано очень много даже детских воспоминаний. Я смотрела Игры, и люди, которые там выступали, были моими героями.
Когда оказалась на Олимпиаде, было ощущение чего-то выдающегося. Только там можно получить столько эмоций, причем не только тебе самой, но и команде, родственникам.
Нужно ли бояться придирок и несправедливостей?
– Понятно, что ситуация, в которой мы едем, уже ненормальная. Я немного переживаю, но надеюсь, никаких неприятных моментов в Париже не будет. Нужно спокойно тренироваться, играть и не думать ни о чем лишнем. Все мы прекрасно знаем, из какой страны.
На церемонию открытия я в любом случае не собиралась (спортсменам из России и Беларуси запрещено там участвовать – Спортс). Была там только однажды, в 2008-м в Пекине. У нас обычно на следующий день после нее – уже матч, и если ты 4 часа проведешь на ногах, то 9 из 10 потом проиграешь.
Слишком насыщенное, эмоциональное событие, и честно, я бы никому из спортсменов, кому скоро выступать, не советовала бы туда ходить.
Почему нужно ехать на Олимпиаду? Эмоциональное напутствие от Весниной
– Никто не вправе давать советы, особенно спортсменам, которые всю жизнь трудились ради шанса поехать на Олимпийские игры. Говорю тут не за себя, а за всех ребят, которые сейчас поедут. Это их жизнь, работа, судьба. И когда у тебя пытаются забрать мечту люди из телевизора... Я считаю, их не стоит слушать.
Только на Олимпиаде ты понимаешь, к чему действительно стоит стремиться. Ты видишь лучших спортсменов мира. В принципе, Игры в Париже и стали моим стимулом взять ракетку в руки после рождения второй дочки. Ради них я стала тренироваться в суперускоренном режиме.
В прошлый раз, перед Токио, из-за ковида у меня был лишний год на подготовку. А тут пришлось приводить себя в форму в кратчайшие сроки.
Но Олимпиада – это про людей. Я не могла себе позволить даже не попробовать.
Финальный состав наших на Олимпиаду: меньше было только при царе
Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Алексей Филиппов, Алексей Куденко
И пока такие как Ленок не начнут понимать причину и следствие, говорящие головы так и останутся в телевизоре, неадекватным фоном для кукловода