Саудовская Аравия готова влить $2 млрд в теннис. На решение – 90 дней
Конфликт между турами и «Большими шлемами».
Во вторник британское издание The Telegraph рассказало, что Суверенный фонд Саудовской Аравии выкатил теннису мощнейшее предложение – 2 миллиарда долларов за объединение мужского и женского туров (изначально сообщалось об одном миллиарде, но потом сумма изменилась) в PIF Tour.
И важно, что, по данным издания, на принятие решения у туров есть 90 дней. Правда, чуть позже The Guardian со ссылкой на источники, близкие к фонду, опровергла то, что у предложения есть дедлайн.
Эта история – часть большой драмы, связанной с реорганизацией тенниса. Давайте разбираться.
***
Саудовская Аравия уже несколько лет постепенно входит в теннис. Началось все с выставочных турниров – например, в Эр-Рияде в 2019-м выиграл Даниил Медведев и получил за это миллион долларов только призовыми (еще, конечно, была неназванная сумма за участие).
В последний год саудовцы активизировались:
● Забрали молодежный итоговый турнир ATP для лучших игроков не старше 21 года;
● Боролись за итоговый турнир WTA – в прошлом году забрать его не получилось, но сообщается, что в 2024-м соревнования все же переедут в Эр-Рияд;
● Подписали Рафаэля Надаля как посла Федерации тенниса;
● В этом году проведут выставочный супертурнир, где Даниил Медведев, Новак Джокович, Рафаэль Надаль, Карлос Алькарас, Янник Синнер и Хольгер Руне получат по 1,5 млн долларов только за участие, а победитель выиграет 6 млн – в два раза больше, чем за победу на «Большом шлеме»;
● Подписали пятилетний контракт с ATP, по которому стали титульным спонсором рейтинга и будут сотрудничать с турнирами в Индиан-Уэллс, Майами, Мадриде и Пекине, а также итоговым. По данным The Athletic, сумма контракта составляет около 100 млн долларов.
Предложение турам – новый виток включения в теннис. И кульминация большого конфликта между разными заинтересованными сторонами.
В теннисе идет битва за власть – между «Большими шлемами» и главой ATP
Саудовцы уже давно хотят получить «Мастерс» и проводить его в начале сезона. И это стало поводом для конфликта между «Большими шлемами» и турами.
Против «Мастерса» в Саудовской Аравии в эти сроки выступает Крейг Тайли – глава Tennis Australia и директор Australian Open. Потому что саудовцы претендуют на тот слот в календаре, который сейчас занимает United Cup в Австралии.
Идею «Мастерса» поддерживает глава ATP Андреа Гауденци.
На этой почве между ними возникли трения.
Как сообщает The Telegraph, в Индиан-Уэллс состоялась большая встреча между разными теннисными руководителями – и Гауденци на ней объявил о предложении Суверенного фонда. Важно, что он это сделал, когда со встречи ушли представители турниров «Большого шлема».
Все дело в том, что «Шлемы» сейчас разрабатывают концепцию нового супертура, который, по их задумке, будет состоять из 16 турниров – четырех ТБШ, десяти «Мастерсов», командного турнира и общего для мужчин и женщин итогового. И в их концепции поездки в Саудовскую Аравию не предусматриваются. Правда, это только по последним данным – в более ранних сообщениях об этой идее сообщалось, что десятый «Мастерс» пройдет как раз в Эр-Рияде.
Но это большая проблема для ATP и WTA, потому что такая реорганизация обесценит все остальные турниры в календаре. Гауденци этого не хочет. Наоборот, в период своего руководства он делает все, чтобы «Мастерсы» были максимально похожими на «Шлемы» – например, делает их двухнедельными.
Кроме того, The Athletic в среду сообщил, что на встрече в Индиан-Уэллс от представителей «Больших шлемов» ожидали детально проработанного плана реорганизации – но получили только общие черты. Особенно много вопросов вызывала финансовая сторона плана – и ответов на эти вопросы заинтересованные стороны не получили.
Правда, как со ссылкой на свой источник сообщает журналист Саймон Бриггс, если бы Гауденци предложили возглавить супертур «Больших шлемов», он бы не протестовал против этого плана. Но ему не предложили, поэтому он начал работу над своим планом объединения, в рамках которого он должен возглавить новый объединенный тур.
Поэтому он, например, не ездил на Australian Open, а вместо этого в январе отправился в Эр-Рияд на переговоры.
При этом многое указывает, что «Большие шлемы» не очень хотят работать с Саудовской Аравией. Сообщается, что Суверенный фонд предлагал сотрудничество турниру в лондонском Queen’s Club, но тот отказался – вероятно, после консультаций со Всеанглийским теннисным клубом, который проводит «Уимблдон».
Ожидается, что обсуждать сделку с саудовцами «Мастерсы» будут на встрече в мае во время турнира в Мадриде.
Что это даст игрокам?
Во-первых, доля от двух миллиардов пойдет на повышение их доходов. Ожидается, что она будет достаточной, чтобы успокоить мужчин – которые переживают, что из-за слияния с WTA потеряют в деньгах и коммерческой ценности.
Во-вторых, объединение туров приведет к объединению телевизионных и других прав – а значит, их можно будет продавать дороже. Это тоже должно приносить больше денег.
В целом The Athletic так очерчивает направления, на которые пойдут деньги:
● большая часть уйдет на покупку лицензии на турнир в Саудовской Аравии;
● часть уйдет на спонсорскую поддержку;
● часть – на призовые и поддержку мелких турниров, на которых смогут развиваться молодые игроки;
● часть – на обновление ветеранского тура.
Что это даст саудовцам?
Они получат больше крупных турниров в стране – на которые будут приезжать суперзвезды.
А это очень важно для улучшения имиджа Саудовской Аравии.
Что могут сделать противники сделки?
Саймон Бриггс подметил, что сейчас «Большие шлемы» обсуждают продление соглашений с ATP и WTA, касающихся начисления очков в рейтинги.
Если его не подпишут, то «Шлемы» не будут обязаны принимать игроков в сетку по рейтингу. И смогут ставить особые условия – например, что на «Уимблдоне» сыграют только те, кто выступит на других турнирах в Великобритании.
И в теории они могут использовать свой исторический престиж, чтобы повлиять на игроков – и убедить их выбрать концепцию премиального тура во главе с «Большими шлемами».
Интересно, что, судя по разным сообщениям от инсайдеров, WTA вообще ни о чем не спрашивают – потому что это самая мелкая из заинтересованных сторон (по доходам она в 2,5 раза уступает ATP). Но если женский итоговый официально переедет в Эр-Рияд, позиция станет понятной.
Подписывайтесь на наш телеграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Adam Pretty, Alexander Scheuber/Getty Images for MatchMaker; Alexander Bogatyrev/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press; East News/FAYEZ NURELDINE / AFP