Как понять Тейлор Свифт – через 13 ее следов в большом спорте
Путь главной певицы мира.
На Супербоул-2024 пришло много суперзвезд. Леонардо ди Каприо, Джастин Бибер, Jay-Z, Bad Bunny – автор самого прослушиваемого альбома на Spotify и с 2020-го по 2022-й самый прослушиваемый музыкант.
Но все внимание было направлено на Тейлор Свифт.
С прошлого года она встречается с Трэвисом Келси, который вместе с «Канзас-Сити» обыграл «Сан-Франциско» и стал чемпионом. Чтобы поболеть за молодого человека, певица экспрессом прилетела из Токио – и во время матча все внимательно рассматривали, во что она одета, что пьет, с кем разговаривает, куда поворачивается, как поправляет волосы.
Все это кульминация постепенной свифтизации НФЛ. Ее появление в лиге привело к огромному росту популярности лично Келси, скачку в продажах билетах и просмотров матчей. Например, The New York Times теперь выпускает серьезные материалы, в которых считает, сколько раз Свифт показывали в трансляциях, BBC исследует, как Свифт повлияла на популярность американского футбола в Шотландии, а в The Athletic появилась колонка с заголовком «Хватит ненавидеть фанатов Тейлор Свифт. Они тоже полезны футболу».
Нынешний заход в НФЛ – далеко не первое пересечение главной певицы мира с большим спортом.
Пела на US Open-2002
Свифт тогда было всего 13, и считается, что этот момент запустил ее карьеру. Она так хорошо спела гимн на центральном корте перед 24 тысячами зрителей, что ее заметил менеджер, который помог подписать первый контракт с лейблом.
После этого ее семья переехала поближе к Нэшвиллу – кантри-столице США. Первое время Свифт писала песни для других артистов, а в 2005-м начала работу над первым альбомом – тогда она еще училась в старшей школе.
Два сингла с первого альбома возглавили кантри-чарты, а один попал в топ-15 главного мирового чарта – Billboard Hot 100. Сейчас считается, что сентиментальные и эмоциональные песни на смеси кантри-эстетики и доступности поп-музыки привлекли в жанр более молодую аудиторию.
Первый альбом Тейлор Свифт – названный Taylor Swift – вышел в 2006-м и стал платиновым. Так родилась звезда.
Правда, выступление на US Open на самом деле не было ее первым пересечением с большим спортом. В апреле 2002-го она пела гимн на матче НБА между «Филадельфией» и «Детройтом».
Выступала в хоккейных джерси и продавала билеты на «Нэшвилл»
Вообще, это вполне обычное дело для поп-звезд – что-то вроде дани уважения городу, в котором они выступают. Поэтому Свифт играла в джерси «Торонто».
«Монреаль» дарил ей именной свитер с 13-м номером.
А «Сан-Хосе» в 2023-м сделал для Свифт джерси перед ее концертом в городе.
Но связь Тейлор с хоккеем на самом деле куда глубже.
В 2009-м, уже выпустив два платиновых альбома, она снималась в рекламе «Нэшвилл Предаторз». По сюжету, девочка рассказывала маме, что видела Тейлор Свифт на игре, но мама ей не верит. И тут камера поворачивается к певице, которая, как оказалось, сидит рядом и говорит: «Я там была». А потом рычит.
Спустя год Тейлор Свифт получила первые четыре «Грэмми» в карьере. Сейчас у нее их уже 14 – включая рекордные четыре за «Лучший альбом года».
Отвлекла Патрика Кэйна
Есть и другие доказательства любви Свифт к хоккею.
Сейчас Патрик Кэйн – трехкратный обладатель Кубка Стэнли и один из 100 лучших игроков в истории НХЛ по версии самой лиги. Но когда-то он был молодым хоккеистом – и ему досталось от тренера «Чикаго» Дени Савара из-за Тейлор Свифт.
Сам Савар уже много лет спустя рассказывал, что однажды взбесился на Кэйна из-за ошибки в выигранном матче – тот на что-то отвлекся, упустил своего игрока и упустил гол. Скорее всего, речь про матч с «Нэшвиллом» в 2008-м, который «Чикаго» выиграл 6:1.
После матча Кэйн подошел к двум девушкам, которые сидели за скамейкой «Нэшвилла» и мило с ними болтал. Но тренер велел ему собираться и садиться в командный автобус. Савар вспоминал: «Я сказал: «Дамы, простите, но у нас в команде есть правила. Ему нужно в автобус».
На следующей день он ко мне пришел и говорит: «Сави». Я такой: «Что?» Он мне: «Помнишь вчера? Это была Тейлор Свифт». А я такой: «Ну ладно. Мне все равно»».
Это сейчас Свифт знают все, а тогда Савар звонил жене и спрашивал, кто это такая.
Ходила на хоккей со звездой «Сумерек»
Одна из главных тем творчества Свифт – ее бывшие молодые люди. Она сама говорила, что писала про каждого. И зачастую это песни, в которых она разносит обидевших ее мужчин.
Особенно жестко досталось актеру Джейку Джилленхолу, про которого Свифт якобы написала девять песен, включая We Are Never Ever Getting Back Together («Мы никогда больше снова не сойдемся») в 2012-м. Это был ее первый хит, занявший первую строчку в Billboard Hot 100.
Всего у Свифт было восемь селебрити-бойфрендов – включая звезду «Сумерек» Тейлора Лотнера, отношения с которыми фанаты называли «Тейлор в квадрате».
Сама Свифт впервые рассказала об этом романе на шоу у Эллен Дедженерис в 2009-м – когда ей показали фото, на котором они вместе сидят на трибунах. Свифт тогда пошутила: «Я очень люблю хоккей. И, как оказалось, он тоже».
На хоккей певица ходила не только с Лотнером. Например, есть фото с Деми Ловато в джерси «Лос-Анджелес Кингз».
Наверное, из-за него ESPN однажды включил Свифт в ростер звездных болельщиков этой команды. Правда, ее фанаты сомневаются, что у нее на самом деле есть любимый клуб.
Научила Расселла Уэстбрука играть в баскетбол
В 2017-м Уэстбрук делал трипл-дабл в среднем за игру и стал MVP в НБА. Свифт, под музыку которой он за несколько лет до этого восстанавливался после травмы колена, записала ему видеопоздравление:
«Рассел, это Тейлор. Помни, что это я научила тебя играть в баскетбол. Это я научила тебя дриблингу, научила бросать. И я помню, как ты впервые меня обыграл. Я была очень расстроена, но ты сказал, что мне нужно все это стряхнуть.
Так что, по сути, мы должны поблагодарить друг друга за наши карьеры».
Стряхнуть – shake it off. Именно так называется главный сингл с пятого альбома Свифт, «1989». Это ее первый релиз, на котором она полностью отошла от кантри – так началось превращение Тейлор в полноценную поп-диву.
Ставила сверху на тренировке «Нью-Йорк Никс»
«1989» вышел в 2014-м, а за день до официального релиза Свифт пришла на тренировку «Нью-Йорк Никс», где в джерси с 13-м номером фоткалась с радостным Амаре Стаудмайром и не то чтобы восторженным Кармело Энтони.
Потом она написала в твиттере: «На этой неделе Амаре помог мне сделать первый и, наверное, последний лэй-ап». Правда, это был не лэй-ап, а практически полноценный данк.
Позвала женскую сборную США на сцену
В 2015-м Свифт начала тур в честь выхода «1989» и во время концерта в Нью-Джерси пригласила на сцену женскую сборную США по футболу, которая недавно выиграла чемпионат мира.
Футболистки вынесли ей трофей и даже дали за него подержаться.
Сама Свифт в детстве тоже играла в футбол. И один раз на концерте в 2019-м пнула со сцены большой надувной мяч – а потом выложила детскую фотку в футбольной форме с подписью «Я готовилась к этому всю жизнь».
Вспомнила скандал с Сереной Уильямс в клипе
Конец 2010-х был важным периодом в карьере Свифт. Она пережила первый большой кризис. Ее критиковали за окончательный переход в поп-музыку и за молчание во время предвыборной кампании-2016, когда весь шоу-бизнес критиковал Дональда Трампа, а она – нет. Ее альбом Reputation 2017-го продался не так хорошо, как предыдущий и получил волну критики за банальность.
Реакцией Свифт стало более активное проникновение в политику. Она стала поддерживать кандидатов на выборах – чего никогда раньше не делала – и активнее выступать за равноправие. Еще политика проникла в ее музыку – песню The Man.
Это может переводиться как просто «мужчина», но the man с определенным артиклем – это еще и обозначение истеблишмента, олицетворением которого считается белый богатый мужчина в районе 40 лет.
Свифт сама выступила режиссером клипа и сыграла всех токсичных мужиков, на примере которых показала разные примеры гендерного неравенства и случаев, когда успешных женщин осуждают и критикуют сильнее, чем мужчин. Один из центральных эпизодов – истерика теннисиста на корте, во время которой он кидает мячом в судью.
Явная отсылка к скандалу с Сереной Уильямс на US Open-2018, когда она кричала на судью, получила штраф на гейм, а потом обвинила его в сексизме.
Заставила Джимми Батлера объясняться
Долгое время любить Тейлор Свифт разрешалось только девочкам. Баскетболист Джимми Батлер в 2015-м даже публично отвечал за вкус.
– Тебе хватило смелости публично признать, что ты любишь музыку Тейлор Свифт. Можешь, пожалуйста, объясниться?
– Музыка у нее очень цепляющая. Не надо меня судить. Я могу слушать ее перед матчами – потому что она энергичная. Раньше она играла кантри, и мне нравится кантри. Но потом она перешла в поп, и я могу попеть, потанцевать. Меня за это ругают, но я такой, какой есть.
По его словам, партнерам по команде не очень нравилось, когда он втискивал любимые песни Свифт в плейлист для разминки, но «они переживут».
Ненавидеть поп-музыку – довольно попсовая черта. Многие это делают. Но в карьере Свифт был период, когда она покорила даже таких людей. В 2020-м она выпустила два альбома – folklore и evermore, – на которых перешла к инди-звучанию. И они так понравились двум лидерам мнений в хипстерской среде – главному музыкальному критику планеты Энтони Фантэно (больше 2 млн подписчиков на ютубе) и журналу Pitchfork, – что Свифт стала популярна даже среди людей, которые принципиально не слушают поп.
Ответственна за проклятия в НХЛ и НБА
В Лос-Анджелесе есть Crypto.com-арена (бывший «Стейплс-центр»), которую делят три профессиональных команды: «Лэйкерс» и «Клипперс» в НБА и «Кингз» в НХЛ.
К 2017-му Свифт побила рекорд арены по количеству концертов с аншлагом, распродав билеты на 16 шоу. В честь этого на стадионе повесили банер, который певице на концерте презентовал легенда «Лэйкерс» Кобе Брайант.
В 2019-м «Кингз» стали прикрывать этот банер во время матчей, потому что болельщики считали: он несет неудачу. «Клипперс» делали так же, а в 2020-м его вообще сняли. А на следующий год и в «Лэйкерс», и в «Клипперс» была куча травм. Так что некоторые снова заговорили о проклятии.
В прошлом году проклятие Тейлор Свифт в НБА тоже обсуждали. Сейчас она проводит масштабный всемирный Eras Tour – и в какой-то момент прошлогоднего плей-офф болельщики заметили: если в городе был концерт Свифт, команда проигрывала. Про это даже писали ESPN.
Правда, до конца проклятие не разыгралось, потому что в финале «Денвер», где Свифт выступала в рамках тура, победил «Майами», куда она тогда не заезжала.
Зато она приезжала в Майами в 2017-м, и во время концерта на сцену вышел Дуэйн Уэйд. Он подарил ей джерси с 13-м номером и сказал: «Это мой дом, я тут аренду не плачу. Но сегодня он твой. Так что спасибо».
Принесла премию Golden Boy Джуду Беллингему
У Свифт очень много поклонников, которые сами себя называют swifties – «свифтисы». В прошлом году они активно вмешались в голосование за победителя премии Golden Boy – лучшему молодому игроку года в Европе до 21 года от итальянского издания Tuttosport.
Все началось с того, что Алекс Бальде из «Барселоны» сказал: «Нет, я не слушаю Тейлор Свифт. Мне не нравятся ее песни».
Свифтисы обиделись и поддержали его главного конкурента – Джуда Беллингема из «Реала». В итоге доля голосов за Беллингема выросла с меньше чем 30% до 86%.
Отняла у «Лиона» стадион
Сейчас Свифт переживает пик могущества. Ее Eras Tour собирает полные стадионы по всему миру и уже стал самым кассовым в истории, а гарвардские экономисты изучают влияние ее приездов на микроэкономику.
Летом Тейлор приедет с концертами в Европу, и это может стать большой проблемой для «Лиона». 2-3 июня Свифт выступает на его домашнем «Групама Стэдиум», а «Лиону» в это время, возможно, придется играть стыковые матчи за сохранение места в Лиге 1.
Все билеты на концерт Свифт уже проданы, так что двигаться куда-то придется именно «Лиону».
Теперь Тейлор Свифт везде.
Люксовые бренды обожают теннисистов. Как началась история любви?
Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire; East News/Emma Rice, BigPictures; Marco Alpozzi/Keystone Press Agency, Casey Flanigan/Keystone Press Agency, ZUMAPRESS.com/Global Look Press; nhl.com; twitter.com/taylorswift13