5 мин.

Стэн Вавринка на пике – сильнейший, кто вообще был в теннисе. Он взял два самых сложных «Шлема» в истории

Стэн Вавринка – один из лучших теннисистов современности и вообще в истории. У него три победы на турнирах «Большого шлема», и первую он одержал 10 лет назад, когда взял Australian Open-2014.

И нужно понимать одну простую истину: когда Вавринка был на пике, он показывал игру, лучше которой, возможно, просто не бывает. Не очень понятно, что с ним вообще делать. С одной стороны, он двигался и оборонялся так, что его не пробить. А с другой – настолько яростно лупил по мячу, что тот прошивал корт, чуть не лопаясь от нагрузки.

В моменты когда Стэн превращался в Stanimal, его одноручный бэкхенд становился одним из лучших ударов в истории – потому что он эстетически прекрасен. И невероятно разрушителен. Эти хлесткие кроссы, эти феерические переводы по линии.

Игра Вавринки на пике сочетала в себе потрясающую, неудержимую мощь и хирургическую точность. И ничто не демонстрирует это лучше вот этого виннерса, который он положил в финале «Ролан Гаррос»-2015. Слева по линии в скольжении, мимо сетки – и точно в линию. Это теннис космического уровня.

***

Чтобы достичь этого уровня, Вавринке потребовалось очень много времени и работы, обеспечивающей поступательное движение вперед. Первый из трех своих «Больших шлемов» Стэн взял в 28 лет. И спустя пару лет, после третьего ТБШ, сам объяснял долгий путь к великолепию:

«Я всегда иду пошагово. Сперва я хотел стать профессионалом, жить своей страстью, своим спортом. Потом хотел войти в Топ-100, потом в Топ-50. И так было всегда. Я всегда так решаю свои задачи. Я никогда не начинаю с того, что хочу стать первым в мире или выиграть «Большой шлема». Нет. Я иду постепенно.

Единственное, что я хочу – это постоянно доводить себя до предела. И тогда у меня не будет сожалений, когда я закончу карьеру. Я не буду думать: «Почему я не тренировался больше? Почему не сделал то или это?» Нет, я просто хочу доводить себя до предела и смотреть, где окажусь».

В этом вообще его особенность – на «Больших шлемах» ему всегда сложнее всего было пройти первые этапы. Об этом говорил, например, его тренер Магнус Норман – что в начале турнира Стэн наиболее уязвим.

Но если Вавринка вкатывался в турнир, полностью адаптировался к условиям, прибивался к корту и мячам, то остановить его было уже очень сложно. Потому что он был способен провести чуть ли не лучший матч в истории – как, например, в финале «Ролан Гаррос»-2015, где он постепенно вошел в игру и потом просто уничтожил Новака Джоковича. Тот в итоге плакал на церемонии награждения, а семейники Вавринки стали теннисной легендой.

***

Подтверждение неудержимости праймового Вавринки. Он выиграл три «Больших шлема», и все они входят в топ-5 самых сложных в истории.

Этот топ опубликовал сайт Ultimate Tennis Statistics, и тяжесть пути к титулу рассчитывается на основе рейтинга Эло побежденных соперников – который позволяет оценить относительную силу игроков на основе их предыдущих результатов.

Так вот, победа Вавринки на US Open-2016 занимает пятое место в рейтинге самых тяжелых в истории, на «Ролан Гаррос»-2015 – второе, а на Australian Open-2014 – первое.

На пути к каждому из своих ТБШ швейцарец обыгрывал Джоковича, что после 2011 года уже было невероятно. На двух из трех «Шлемов» Стэн побеждал первую и вторую ракеток мира. А в Австралии 10 лет назад стал единственным, кто прошел на одном «Большом шлеме» Джоковича и Надаля.

Конечно, Надаль в финале в Мельбурне получил травму спины, но и до нее Вавринка его растаскивал по корту.

А матч с Джоковичем вообще был одним из самых впечатляющих выступлений в истории – Стэн отыгрался с 0:1 по сетам против еще молодого, здорового и праймового Новака. Такое кроме него удавалось только Надалю на «Ролан Гаррос».

***

Уже после победы на US Open Вавринку спрашивали, что его мотивирует – он выиграл три «Шлема», у него куча денег, но Федерера, Надаля, Джоковича он уже не догонит, величайшим не станет, и еще одна победа на «Шлеме» особой разницы не сделает. Стэн ответил красиво:

«И что мне теперь делать? Мне 31 год. Что мне делать? На пляже валяться? Не заниматься ничем? Вы Рафе с Новаком и Энди тоже такие вопросы задаете? Я люблю теннис. Это моя страсть. Просто посмотрите сегодняшний матч, и вы получите ответ. Находиться на корте – великолепно».

Наверное, поэтому он играет до сих пор – после операций на колене, в 38 лет.

Стэн – самый возрастной в топ-100. Титулов он не брал уже больше шести лет (хотя прошлым летом был близок). Великий теннис, принесший ему главные победы, он практически не показывает. Но иногда, точечно, что-то такое всплывает – и мы вспоминаем, какой он большой чемпион.

А вы знали, что у Янника Синнера есть брат из России?

Подписывайтесь на наш телеграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Scott Barbour