Теннисисты рассказывают, откуда в них допинг
В понедельник стало известно, что экс-финалистка «Ролан Гаррос» Сара Эррани сдала положительный анализ на гормональный стимулянт летрозол и получила за это практически минимальное наказание. А все потому, что версию событий, представленную Эррани, при всей ее фантастичности опровергнуть оказалось практически невозможно. Впрочем, итальянка не первая из мира тенниса, кто рассказывал интересные истории на тему допинга в своем организме.
Мартина Хингис, Ришар Гаске и Дэн Эванс
Нарушение: Употребление кокаина (в соревновательный период).
Объяснение: Экс-первая ракетка мира Мартина Хингис сдала положительный анализ на кокаин в 2007 году. Свою вину теннисистка не признала и, не желая тратить силы на разбирательство с ITF, объявила о завершении карьеры.
В 2009 году стало известно, что на турнире в Майами Ришар Гаске сдал допинг-пробу, в которой были обнаружены метаболиты кокаина. Изначально Гаске строил защиту на том, что с турнира он снялся, поэтому нельзя считать, что он употреблял кокаин во время соревнований (во внесоревновательный период употребление кокаина не запрещено).
А потом достоянием общественности стала одна из самых потрясающих историй в современном теннисе. Юридическая команда Гаске сообщила, что в ночь перед сдачей анализов на допинг француз был в клубе, где много целовался в губы (минимум семь раз – каждый, по крайней мере, по 10 секунд) с девушкой по имени Памела, которая до этого совершила подозрительный визит в уборную, где, по версии защиты, употребляла кокаин. Многие сторонние адвокаты, у которых журналисты спрашивали мнение по поводу дела, признавали, что защита довольно слабенькая.
Восемь лет спустя на кокаине попался теннисный пролетарий Дэн Эванс. Он, кажется, ни с кем не целовался и в своем заявлении для прессы лишь подчеркнул, что принимал вещество «в контексте, не имеющем никакого отношения к теннису», – очевидно надеясь на то же, что и Гаске до версии о Памеле.
Исход: В случае с Хингис разбирательства не было вообще (получила стандартные два года), в случае с Эвансом не было еще, а Гаске убедил CAS постановить, что он совершил нарушение непреднамеренно, поэтому срок его дисквалификации составил всего два с половиной месяца (вместо изначального года). ITF пыталась оспаривать это решение в надежде на более серьезное наказание. Гаске подал в суд на Памелу, а Памела подала обратный иск за ущерб репутации – девушка утверждала, что они поцеловались всего один раз, после чего она отшила Гаске.
Британский теннисист попался на кокаине. Возможно, это карма
Петер Корда
Нарушение: Применение нандролона.
Объяснение: В 1998 году на «Уимблдоне» у Корды, который в том году выиграл Australian Open, в организме обнаружили нандролон. Теннисист объяснил это тем, что он любит телятину, а телят на ферме откармливают с использованием этого стероида. Однако эксперты утверждают, что Корда должен был есть по 40 телят в день, чтобы получить такую концентрацию, которая у него была обнаружена.
Исход: Корда был дисквалифицирован на год, что стало завершением его карьеры. В этом году Марсело Риос, проигравший Корде в финале Australian Open-1998, попросил пересмотреть результаты турнира.
Сесиль Каратанчева
Нарушение: Применение нандролона.
Объяснение: Дело на тот момент болгарской теннисистки началось в декабре 2005 года, когда во французских газетах появились сообщения о том, что она сдала положительную допинг-пробу на «Ролан Гаррос» (где дошла до четвертьфинала).
Каратанчева (которой на тот момент было 16 лет) объяснила положительный результат тем, что во время одного из тестов была беременна. Однако сторонняя лаборатория провела анализ сданных ею проб, провела тест на беременность, и он дал отрицательный результат.
Исход: Дисквалификация на два года, из-за которой теннисистка не играла ни в 2006, ни в 2007 году.
Роберт Кендрик
Нарушение: Применение метилгексанамина.
Объяснение: Положительный тест у Кендрика взяли в 2011 году во время «Ролан Гаррос». Кендрик объяснил факт наличия запрещенного вещества тем, что оно попало в его организм, когда он выпил энергетический напиток Zija XM3, чтобы справиться с акклиматизацией после тяжелого перелета.
Исход: Изначально Кендрика дисквалифицировали на год, но позже сократили срок до восьми месяцев. На тот момент американцу был 31 год. Попытки вернуться в тур успехом не завершились. Стоит отметить, что многие игроки из АТР-тура, включая Энди Маррея, выступали в защиту Кендрика. Ради этого даже была открыта страница в фейсбуке.
Барбора Стрыцова и Иво Минар
Нарушение: У Стрыцовой в крови был обнаружен сибутрамин (в 2013 году), у Минара – метилгексанамин (в 2009-м).
Объяснение: И Стрыцова, и Минар объяснили попадание запрещенных веществ в кровь применением разрешенных препаратов: Барбора пила таблетки для похудания, а Иво принимал жиросжигатель.
Исход: Стрыцовой стремление к красивой фигуре стоило шести месяцев вне тенниса, Минару – восьми.
Грег Руседски
Нарушение: Применение нандролона.
Объяснение: Руседски сдал положительный тест в 2003 году и после этого выступил с сенсационным заявлением. Он рассказал, что в его крови метаболиты нандролона обнаружены в следовых количествах, и, более того, такие же следы нандролона найдены у 46 других теннисистов АТР. Кроме того, он сообщил, что подробный анализ всех проб указывает на то, что нандролон имеет общий источник происхождения. Дальнейшие исследования показали, что этим источником стали минеральные добавки и электролиты которые АТР предоставляла игрокам.
Исход: Все обвинения были сняты.
Серена Уильямс
Нарушение: Не сдала пробу на допинг.
Объяснения: В 2011 году, когда Серена восстанавливалась после травмы, к ней пришли допинг-контроллеры, но Серена не просто отказалась сдавать пробы – она спряталась в специально оборудованном убежище в своем доме. И объяснила это тем, что приняла допинг-контроллеров за грабителей.
Исход: Эта проверка даже не была засчитана Уильямс как пропущенная.
Мария Шарапова и Варвара Лепченко
Нарушение: употребление мельдония.
Объяснение: У обеих теннисисток мельдоний был обнаружен вскоре после его запрета в начале 2016 года. Шарапова собрала теперь уже легендарную пресс-конференцию с уродливым ковром и рассказала, что принимала мельдоний десять лет из-за проблем с сердцем, дефицита магния и семейной истории диабета, а его запрет пропустила, потому что не прочитала уведомление ITF. Лепченко, которой обвинение было предъявлено через несколько дней после Шараповой, пропустила три месяца под предлогом травмы, а когда вернулась, просочившуюся информацию комментировать отказалась.
Исход: Мельдониевая драма Шараповой стала самой громкой допинговой сагой в истории тенниса: в течение полугода Шарапова, формально признавшая себя виновной, сначала доказывала, что принимала мельдоний не ради улучшения результатов, не пыталась это скрыть и не собиралась нарушать антидопинговую программу (получила два года дисквалификации), а потом – что ее вина в нарушении незначительна. CAS с ней согласился и сократил дисквалификацию до 15 месяцев, после чего Шарапова провела агрессивную кампанию по реабилитации себя и дискредитации ITF, закончив ее перед самым возвращением.
Лепченко была полностью оправдана, поскольку концентрации мельдония в ее крови были признаны остаточными после курса лечения, пройденного, когда вещество еще не было запрещено. Ее нарушение даже перестало считаться нарушением, так что, если теннисистка снова попадет в допинговую историю, судить как рецидивистку ее не будут.
Сара Эррани
Нарушение: Употребление летрозола.
Объяснение: Обнаруженный у Эррани препарат применяется при лечении рака груди у женщин в периоде менопаузы, а в феврале, когда теннисистка сдала положительный тест, она жила у мамы, которая это лечение как раз проходит.
Защита Эррани была построена на том, что ее мама Фульвия хранит летрозол (который в Италии называется фемара) там же, где готовит еду, чтобы не забывать принимать его, и случалось, что она роняла таблетки на рабочую кухонную поверхность. Вероятно, таким образом вещество попало в еду, а из нее – в Эррани. Поразительным образом семья даже вспомнила, чем ужинала 14-15 февраля – в дни накануне анализа, показавшего летрозол: тортеллини с бульоном.
Исход: Трибунал ITF счел версию Эррани достаточно вероятной, а в сочетании с малой концентрацией летрозола в ее анализе и тем, что в следующем анализе, взятом через четыре месяца, его обнаружено не было, ее вина была признана незначительной. Формально дисквалификация составила два месяца с публикации решения трибунала – половину обычного для незначительной вины срока, – но вместе с аннулированием результатов, показанных в период между положительным и отрицательным тестами, получилось, по сути, полгода.
«Гр***ный теннис. Меня тошнит, когда я смотрю его по ТВ». Принимают ли звезды допинг?
Фото: Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com; Fotobank/Getty Images Sport/Michael Regan, Kevork Djansezian, Dennis Grombkowski
в моем топе бред Гаске на первом месте
- Это лучше Штирлиц, чем история про крокодила которого вы задушили, а потом какой-то урка сделал из него чемодан не сотря ваших отпечатков.
(с) Большая разница