9 мин.

«Высокомерная, самодовольная и холодная». За что не любят Марию Шарапову

Допинговое дело Марии Шараповой сильно ударило по ее имени и финансовым интересам, но едва ли – по фанатской базе. В основной массе болельщики Марии приняли на веру ее версию о честной ошибке и запустили в ее поддержку соцсетевые кампании #IStandWithMaria и #LetMariaPlay. В соцсетях общее количество поклонников пятикратной чемпионки «Шлемов» за последние полгода и вовсе выросло на полтора миллиона (хотя разрыв между ней и лидером по этому показателю Рондой Раузи увеличился).

Вместе с тем, мельдониевый скандал активизировал, конечно, не только фанатов Шараповой, но и тех, кто не питает к ней теплых чувств. И если одни – вроде Виктории Азаренко – взяли нарочито корректный тон, то другие стесняться не стали. Дженнифер Каприати, и в 40 остающаяся трудным ребенком, сразу призвала лишить Шарапову всех титулов; Эшли Эрклроад, рядовому теннисному болельщику запомнившаяся разве что съемкой в Playboy, почувствовала себя обманутой; Кристина Младенович и Доминика Цибулкова высказались в ключе «так ей и надо», акцентировав внимание на отталкивающих личных качествах суперзвезды, а Эжени Бушар, которой модель поведения Шараповой наоборот близка, коротко, но весьма емко выразила свое разочарование.

Большинство же коллег-спортсменов предпочли воздержаться от публичных суждений и ограничились репликами сочувствия, доверия и уважения. Российские теннисистки поддержали Шарапову почти в один голос (из теннисистов спросили, кажется, только Дмитрия Турсунова, и он поведал много интересного), но их, увы, сильно подводила патриотическая риторика: дескать, наша – значит, права («Когда она выигрывает, то хвалим, а попалась на допинге – дружно набрасываемся», – спорно обличала Екатерина Бычкова.)

Одной из первых Шарапову поддержала Светлана Кузнецова, не оправдывая ее за «странную ошибку», но подчеркивая ее достижения, а также то, что никто не идеален. Именно Кузнецова вчера в Париже со свойственной ей откровенностью рассказала, что гадостей о главной российской теннисистке говорят гораздо больше, чем доходит до прессы.

Такая реакция, в общем-то, понятна: Шарапова всегда максимально дистанцировалась от тура и не упускала возможности подчеркнуть свое безразличие к коллегам, так что ее нынешнее падение стало для многих поводом для злорадства. А ведь надменность – далеко не единственный раздражитель, когда речь идет о самой популярной теннисистке планеты.

Крики

Тема воплей Шараповой давно потеряла свежесть – к ним привыкли и зрители, и соперницы. В начале десятилетия WTA взялась за программу по борьбе с криками, но она нацелена исключительно на то, чтобы вредную привычку не переняли молодые теннисистки. Мария даже принимала участие в ее разработке.

Единственный заметный эпизод произошел однажды на Australian Open, когда Агнешка Радванска, не отличающаяся дипломатичностью, имела неосторожность сказать:

«Если честно, я уже привыкла, особенно к Азаренко. Мы же давно друг друга знаем. Насчет Марии – ну что тут скажешь? Конечно, это раздражает, она кричит слишком громко».

Что на это днем позже ответила Мария, напоминать, наверное, не нужно.

Национальность

Вопрос о национальной принадлежности Шараповой вечен, и недовольные есть по обе стороны Атлантики. На каждого россиянина, гордящегося соотечественницей Шараповой, найдется другой, который вспомнит ее калифорнийски дом и то, как на американском телевидении она однажды сказала, что ни за что не стала бы встречаться с русским мужчиной. А в Лондоне-2012, на своей первой Олимпиаде, Мария на идеальном английском каждый день объясняла, чтó для нее значит быть русской, чтобы потом получить от одного из главных американских теннисных авторов раздраженное «Такое впечатление, что ее тренировали Чехов и Толстой, а не Лэндсдорп и Боллетьери».

Приз за самую жгучую реплику уходит Екатерине Бычковой, узнавшей, что Шарапова будет знаменосцем сборной:

«Я до конца верила, что это шутка. Не представляю, кого еще можно было бы поставить для большего юмора – американка-знаменосец».

Не здоровается

Топ-4 гугл-запросов, начинающихся с «Шарапова не», до допингового дела выглядел так:

Из четырех тезисов только последний имеет отношение к теннисному сообществу – именно в нем Мария имеет репутацию человека, не настроенного ни на общение, ни даже на простой чит-чат. Еще в начале нулевых это качество усмотрел в Шараповой Ник Боллетьери:

«Она очень эгоистична. Себе на уме. Но именно это и нужно, чтобы стать настоящим бойцом. Или, скажем, преуспеть в бизнесе. Она не обходится с окружающими плохо. Пока. Просто она Мария Шарапова».

Годы спустя одни по-прежнему упрекают Шарапову в высокомерии (спросите Сергея Стаховского, как-то обозвавшего ее «мисс «Я обеспечиваю доход WTA»), а другие – например, Алисия Росольска, – не видят в ее отстраненности ничего личного:

«С Шараповой мы никак не общаемся. Даже когда видимся, она не здоровается. Я бы не сказала, что мне это как-то обидно. Просто она всегда сконцентрирована на своих задачах».

Знаменитая

Шарапова одна из немногих спортсменок, чей звездный статус выходит за пределы профессии. Да, в отличие от коллег Ли На и Мирзы, она не входила в число самых влиятельных людей мира, но ее слава и узнаваемость куда более глобальны, а светской жизни позавидует и иная королевская особа (Недели моды, лучшие рестораны мира, постоскаровские вечеринки, главные фестивали и балы).

Именно к банальной зависти свела Кузнецова то самое закулисное злорадство в адрес Шараповой:

«Какая солидарность?! Вы о чем? Как и везде, у нас есть хорошие люди, а есть те, кто завидует».

Ненастоящая

Как любая звезда мирового масштаба, Шарапова прекрасно держится на публике и мастерски общается с прессой. Не нужно быть доктором Лайтманом, чтобы понимать, что эти навыки – в том числе и результат работы с PR-специалистами. Кого-то, как экс-бойфренда Марии Григора Димитрова, такая боевая готовность восхищала:

«Она так профессиональна. Она всегда знает, где должна быть и чего от нее ждут. Она потрясающая».

Но трудно не согласиться и с тем, что выхолощенность может раздражать, как это в своем знаменитом интервью Rolling Stone подметила Серена Уильямс:

«Каждое интервью она начинает с фраз: «Я счастлива, мне так повезло», – это так скучно. Ее все равно не будут приглашать на крутые вечеринки».

Богатая

Феноменальный коммерческий успех Шараповой – неотъемлемая часть ее легенды, и нередко можно услышать, что в погоне за рекламными гонорарами она стала продуктом своих спонсоров, превратившись в одну из тех корпоративных кукол, которые навязывают нам, как нужно выглядеть, какие носить туфли и с какого смартфона выкладывать их в инстаграм.

Так, Марион Бартоли, рассуждая о стандартах красоты и роли спорта в их формировании, как-то сказала:

«Серена доказывает, что мощь может быть красивой. Необязательно быть стройной и длинноногой, чтобы получить контракты. По-моему, это хорошо, и поэтому я считаю, что чем дольше Серена будет играть, тем полезнее это для женского тенниса, потому что за ней только Шарапова и Азаренко».

Когда вскоре после этого замечания на пресс-конференции перед «Уимблдоном»-2014 Шарапову попросили прокомментировать тезис о том, что у нее «слишком много спонсоров», она была убийственно кратка:

«Ролан Гаррос» две недели назад».

Рекламирует сахар

Летом-2012 в эфире телешоу своей подруги Челси Хэндлер Шарапова впервые показала конфеты Sugarpova. На вопрос, с сахаром ли они, Мария вскинула бровь: «Ну конечно. С чем еще?» С тех пор Шарапову в США регулярно критикуют за то, что она использует свою популярность для пропаганды вредной пищи. Оно и понятно: в Штатах проблема детского ожирения стоит очень остро. А в позапрошлом году недовольство пересекло океан: магазин Sugarpova был открыт в Уимблдоне на время британского «Шлема», что навело члена Парламента Кита Ваза на мысль:

«Спортсменки должны продвигать здоровый образ жизни и спортивные ценности. Но такие бренды, как Sugarpova, которые продвигает известная спортсменка, поощряют потребление огромных объемов сахара».

Как резонно заметил по этому вопросу ведущий телеканала Bloomberg, «кто-то все равно будет это делать – почему это не может быть она?»

Не знает Бога крикета

Как-то раз Шарапова вызвала бурю негодования, когда на «Уимблдоне» призналась, что ей ни о чем не говорит имя Сачина Тендулкара – прославленного индийского крикетиста. Тендулкар, известный также как «Бог крикета», присутствовал на одном из матчей Марии и позднее заявил, что не держит на нее зла. Чего не скажешь о его почитателях, решивших проучить Шарапову в твиттере и фейсбуке:

Как-то Мария Шарапова заметила: «Все постоянно высказывают свои мнения. Кто бы ты ни был, как бы успешен ты ни был, всегда найдутся те, кто говорит гадости».

Непохоже, что она их слушает.

Фото: Gettyimages.ru/Kevork Djansezian, Scott Barbour, Dimitrios Kambouris, Daniel Boczarski, facebook.com/Sharapova.

«Шараповой нужна дисквалификация, которая отразит ее презрение к WADA, игре и теннисистам»