«Маруся тоже потеряла русское чувство юмора». Как теннисисты ведут себя в соцсетях
В середине нулевых в теннисных кругах широкую известность получила история любви Энди Роддика и Бруклин Деккер. По легенде, Роддик приметил Деккер на CNN, после чего попросил своего агента организовать им встречу, оказавшуюся судьбоносной. Неудивительно, что такое интерактивное знакомство стало хитом, – идея о том, что до любой красотки из телевизора рукой подать, в те годы еще была в диковинку.
В 2014 самый громкий скандал теннисного сезона разгорелся после того, как один сознательный блогер расшарил перевод эфира «Вечернего Урганта» в соцсетях, а слухи о расставании Марии Шараповой и Григора Димитрова поползли, когда они якобы отписались друг от друга в твиттере. Ана Иванович признается, что завела инстаграм, чтобы побороть природную застенчивость, а Ли На о завершении карьеры сообщила трогательным посланием в фейсбуке. Действующие теннисисты, часто сетующие на неприкаянность и одиночество жизни в туре, через социальные медиа во многом реализуют потребность принадлежности к группе; бывшие – поддерживают связи, ну а все вместе, как и мы, постят завтраки, луки и селфи, хвалятся успехами, воюют с троллями и вообще предстают во всей своей атлетической и нарциссической красе.
Хедлайнеры
Как правило, чем большей величины игрок (или чем серьезнее он к себе относится?), тем меньше в его сетевых профилях личного – того самого personal touch, который так ценят поклонники. Особенно этим грешит Рафаэль Надаль: его посты – сплошь и рядом благодарности болельщикам, шаутауты товарищам-спортсменам и спонсорские ссылки, в которых Рафы не больше, чем глютена в диете Новака Джоковича. В этом смысле куда увлекательнее читается ПсевдоРафа – пародийный аккаунт, в котором классическое надалевское «try my best» указано как товарный знак.
«Без сомнения, все хотят на итоговом оказаться в одной группе со Стэном».
Другие топы: Федерер, Джокович, Шарапова, Серена Уильямс, – справляются получше. Серена кокетливо рассказывает, как в Париже ее приняли за студентку, жалуется на ночные кошмары, делится своей любовью к Каролин Возняцки, а то и уточняет свой романтический статус. Бывает, она даже изливает в твиттер свои переживания, а иногда и намеренно провоцирует, как это было в историях со Слоун Стивенс и наделавшей много шума откровенной фотографией.
Роджер Федерер есть во всех главных сетях, но явно предпочитает твиттер, где показывает свою игривую сторону: тут и селфи с мороженым и Яо Мином, и персональные приветы болельщикам, и шутки про будни теннисистов.
«4:32 утра. Чувствую, что мне немного повезло, что я выиграл сегодня. В смысле, завтра. В смысле, сегодня. Жду второго матча».
Предприимчивая барышня Мария Шарапова, конечно же, тоже использует социальные медиа как инструмент PR – да и кто на ее месте не стал бы. Тут и аккаунты Sugarpova, и фейсбук-приложение Maria Sharapova’s Social Channel с призывными видеоанонсами. Но хватает там и самой Шараповой – с ее любовью к архитектуре, моде, еде, красивым вещам и едким замечаниям. После постов Марии вроде «Фото вечера» из Сингапура становится понятно, почему ее менеджер, как говорят, долго был против ее появления в твиттере.
Активные (и гиперактивные)
Когда Магдалена Нойнер упрекнула Бориса Беккера в том, что в соцсетях он «ведет себя, как ребенок», она всего лишь озвучила очевидное: великий немец действительно постит все подряд и делает это со страшной интенсивностью. Здесь и семья, и другие селебрити, и мотивирующие цитаты, и шопинг, и глубокомысленные наблюдения о жизни вроде «Смотрю EMA – а Эминем-то по-прежнему в порядке». Последнее время, правда, все это отошло на второй план – на первый вышел Новак Джокович и все, что с ним связано.
Обычно такое поведение свойственно скорее молодым девушкам, чем взрослым мужчинам, но и Беккер в своей любви к твиттеру не одинок. Другой мультичемпион «Шлемов» Евгений Кафельников заработал во вселенной 140 знаков репутацию человека, который всегда готов озвучить свою позицию и не боится конфронтации.
Кафельников открыт, категоричен и далеко не всегда корректен (в том числе грамматически), но нельзя не признать, что именно это и привлекает внимание к его словам. Сказать про действующего игрока, что его присутствие в Топ-20 «смешно», может разве что Эрнест Гулбис (благоразумно избегающий соцсетей), а саркастичное «ты звезда» в разговоре с популярным соотечественником – очень неконвенциональная линия поведения для вице-президента национальной теннисной федерации.
«Да уж, друзья! Видать, Маруся тоже потеряла русское чувство юмора, находясь в США, а жаль».
«Упс, вот что вас ждет, если есть Sugarpova!»
Особняком среди теннисных пользователей твиттера стоит Сергей Стаховский. Ему не откажешь в живом уме и сознательности, однако чрезмерно активная гражданская позиция сыграла с ним злую шутку – к Стаховскому стали относиться как к чудаковатому родственнику, который говорит так много, что слушаешь его только вполуха.
Общая тенденция такова, что самые откровенные персонажи – это молодежь и игроки, не обремененные контрактными обязательствами. Отсюда крик души Аллы Кудрявцевой:
«Тяжелая работа приносит плоды?? По мне так, полный бред это все! Иногда поражение больнее, чем разбитое сердце... Может, пойти в Центральный парк поискать серийного убийцу?»
И крепкие выражения Екатерины Бычковой и Иветы Бенешовой:
И Поль-Анри Матье, уставший терпеть нападки так называемых болельщиков:
«Устал от таких сообщений... Уж простите, что не собирался умереть, как вы требуете... Отвалили бы вы, проявили хоть немного уважения... И ко мне, и к настоящим болельщикам. К сожалению для них, мне придется удалить свой аккаунт». (Аккаунт пока жив-здоров.)
Веселые
Круг теннисных краудплизеров сформировался давно и прочно: тут и внимательный Иво Карлович, и любимец публики Дмитрий Турсунов, и остроумные Андреа Петкович с Лорой Робсон.
Карлович с его страхом публичных выступлений нашел в твиттере идеальное средство коммуникации и довел жанр до совершенства – его наблюдения краткие, хлесткие и почти всегда смешные. Такие интернет-друзья есть у всех – с которыми толком не знаком, а жаль.
«Единственное преимущество тренировки в 8 утра – можно позавтракать дважды».
Блоговая манера Турсунова заметно потеряла в афористичности с переходом на инстаграм – зато приобрела в изобразительности:
Впрочем, при всей своей очевидной артикулированности Дмитрий никогда не был склонен использовать твиттер как трибуну (если только дело не касалось национального вопроса или службы развозки US Open), так что прошлогодняя перепалка с Евгением Кафельниковым о Кубке Кремля говорит об одном – наболело.
Заподозрить весельчака в Томаше Бердыхе несколько лет назад было совершенно невозможно, но сейчас его взгляд – один из самых свежих в теннисных соцмедиа. Как в прошлом сезоне сказал про чешского №1 Жиль Симон, «к Бердыху поначалу были вопросы, но сейчас он душка».
«Поздравляю Марина... А это фотография с матча...»
«Хотите позвонить Каролин Возняцки? Ее номер в Нью-Йорке – 3 26 33!!! Молодец, Каро!»
Почетного упоминания в этой категории заслуживает Роберт Линдстедт, который наверняка стал бы звездой, не будь он парным специалистом. 36-летний швед ведет не в меру веселый инстаграм. Уровень самоиронии в нем такой, какой доступен, кажется, только Бриджет Джонс и некоторым взрослым мужчинам (а тем из них, кто в течение трех лет проиграл три уимблдонских финала, умение смеяться над собой и вовсе жизненная необходимость):
«Превратность любого спорта в том, что никто не сделает работу за тебя. Уж поверьте мне, я проверял».
--------------------------------
Как вариант - можно отписаться. Зачем такие страдания, право?
*все эти сэлфи, твитнуть... глаза устали. Неужели правда так много людей, для которых твиттеры, лайв-джорналы и фейсбуки стали реальной жизнью? (