Мортал Комбат
Перед матчем фаворитом казалась скорее Кузнецова. В третьем круге против Жюстин Энен Светлана была собрана, уверена в себе и продемонстрировала убедительную игру. Скьявоне же за три игры провела восемь сетов, матч второго круга выиграла со счетом 9:7 в решающем, в третьем чудом уложилась в две партии и к тому же смотрелась не слишком здоровой. До сегодняшнего дня Кузнецова выиграла у Скьявоне восемь встреч из 12-ти, в том числе все шесть на харде. Так что шестой номер посева Франчески против 23-го Светланы отнюдь не говорил сам за себя. «Не удивляйтесь, если прольется кровь», – предупреждал в превью седьмого дня официальный сайт WTA. И это был чертовски точный прогноз.
Впрочем, начался матч совсем не так, как закончился. Светлана с первых мячей уступала Франческе и уже во втором гейме потеряла подачу. И хотя затем она выиграла два гейма подряд, в шестом итальянка снова сделала брейк и за 51 минуту без приключений закрыла партию. Светлана, между тем, в перерыве по ходу сета многословно выражала свое недовольство Энрику Молине, и не исключено, были какие-то неигровые причины, мешавшие ей как следует войти в матч. Впрочем, теперь это уже неважно. К тому же, если поначалу Кузнецова была медленна и зажата, то к концу первой партии стала приходить в чувство. И хотя сетбол в десятом гейме Светлана будто не захотела выигрывать – вместо смэша накинула сопернице мягкую свечку, а потом отправила мяч в сетку, – в матче уже наметился переход инициативы.
В третьем гейме второго сета Светлана словно воспряла ото сна, ускорилась, сделала брейк и впервые в матче вышла вперед. Кузнецову будто отпустило, она наладила прицелы, стала играть острее, ближе к линиям. Скьявоне тоже не сказать чтобы сникла, но при прежнем количестве виннерсов она стала больше ошибаться, что на фоне более эффективной игры Кузнецовой (плюс семь по балансу выигрышей и проигрышей) дало 1:6, но за 53 минуты.
На старте решающей партии Светлана, которой в перерыве долго обрабатывали мозоли, снова наошибалась на брейк и вскоре оказалась в очке от 0:2, но собралась с мыслями и соперницу не отпустила. Впрочем, за пять геймов при равенстве по невынужденным ошибкам активно выигранных очков у Кузнецовой набежало вдвое больше, и в шестом уже Франческа на двойном брейк-пойнте отправляет смэш в сетку – россиянка вышла вперед 4:2. То, что через два с половиной часа после старта матча показалось решающим брейком, на самом деле было только началом. Итальянка тут же вернула брейк, и неровный матч превратился в напряженный.
Напряженный матч превратился в драму, когда в 16-м гейме, ведя 8:7, Кузнецова заработала тройной матчбол на приеме, но не сумела выиграть, а следом три брейк-пойнта получила уже Скьявоне. Два из них россиянка героически отыграла, а на третьем, проигранном, ей улыбнулись теннисные боги. Итальянка, выигравшая очко в рывке вперед, не успела затормозить и налетела на сетку до второго отскока мяча. Все уже было решили, что Франчи выиграла гейм, но Энрик Молина вдруг сделал overrule и объявил счет «ровно», и после не слишком настойчивых возражений Франчески Светлана выиграла два очка и при 9:8 снова вышла принимать на матч. Последовали еще три нереализованных матчбола, про которые позднее Кузнецова сказала, что не помнит их. Действительно, где-то в районе счета по девяти девушки уже не улыбались, не камонили, не сжимали кулаки – на их лицах застыли, вообще говоря, довольно пугающие выражения. Пару дней назад Винус Уильямс сказала, что соревновательный адреналин иногда блокирует боль. Сегодня этот адреналин, помноженный на адскую усталость, под конец матча был так высок, что заблокировал не то что боль – все признаки жизни, кроме ударов по мячу.
Драма превратилась в эпос, когда в следующих четырех геймах было сделано четыре брейка. То есть, вообще-то это было даже мощнее, чем Изнер и Маю. Подаешь первой? Потеряла гейм и теперь принимаешь не на матч, а на то, чтобы остаться в матче? Так сделай ответный брейк! Но долго продолжаться это, конечно, не могло. В 29-м гейме бэкхэндом по линии Скьявоне заработала 23-й брейк-пойнт и под зевок линейного судьи реализовала его отчаянным кросскортом. Кузнецовой хватило на то, чтобы отыграть в следующем гейме пару матчболов, но на третьем судьба оказалась благосклонна к Франчи. Выиграв на четыре очка меньше соперницы, феноменальная итальянка в 30 лет впервые в карьере вышла в четвертьфинал Открытого чемпионата Австралии. На «Ролан Гаррос»-2010 у интересной теннисистки Скьявоне появилась легенда. На Australian Open-2011 удивительная теннисистка Скьявоне стала легендой сама. И у того, кто не восхитился ею, когда она в шаге от поражения поаплодировала удару соперницы, нет сердца.
Светлана Кузнецова играла в этом матче лучше соперницы. Но, как любят повторять теннисисты, это теннис. Пусть сегодня она утешится тем, насколько ее выступление на этом турнире лучше болота, в котором она была весь прошлый сезон. Пусть она вдохновится собой так же, как вдохновила нас. Потому что остановиться в шаге от победы, конечно, очень досадно, но биться до изнеможения, дезориентации, пустоты в глазах, на разрыв аорты – это достойно восхищения. «Я переживала, что поправилась на килограмм. Кажется, сегодня я его сбросила», – написала Света в твиттере. Как же ее можно не любить?
В остальных матчах дня Каролин Возняцки, к форме которой вопросов не осталось, деклассировала Анастасию Севастову, Ли На технично разобралась с Викторией Азаренко и отколола пару шуток на корте, а рок-звезда Андреа Петкович за 79 минут препарировала игру Марии Шараповой. Матч у Маши совсем не получился, и вместе с тем он как нельзя лучше получился у ее соперницы. Петкович невынужденно ошиблась лишь девять раз (то есть она допускала оплошность в среднем один раз в девять минут), зато подавала как одержимая и не давала Шараповой ни шанса. Теперь артистичная немка попробует нанести разыгравшейся Ли На первое поражение в сезоне.
В мужском турнире в воскресенье отношения выясняли люди солидные; 23-летний Джокович – самый младший из оставшихся там игроков. Он и вышел первым на корт в воскресенье против Николаса Альмагро: это была всего лишь вторая их встреча после четвертьфинала римского «Мастерса» трехлетней давности, который испанец не доиграл из-за травмы. В этот раз он остался на корте до конца, но это ему не помогло: после неуверенной первой пары геймов серб сделал брейк в третьем, и назад дороги уже не было. Он отлично подавал (так, как не подавал весь предыдущий сезон), прекрасно двигался, заставляя Альмагро играть все ближе и ближе к линиям, пока тот наконец не промахивался, а при малейшей возможности сам переходил в атаку. У испанца время от времени получались отменные точечные удары, но не столько, чтобы хоть как-то повлиять на ход матча. Два сета ушли Новаку, и уже на самом старте третьего он снова сделал брейк. Тут может быть и серб подрасслабился, и испанец заиграл на приеме порискованнее, но у Альмагро появились первые в матче брейк-пойнты – причем сразу два. Это был последний шанс испанца навязать сопернику хоть какую-то борьбу, но третий сеяный выиграл четыре очка подряд (последнее – изумительным обводящим кроссом слева), и это оказалось последним гвоздем. Больше Альмагро не выиграл ни гейма.
Соперник Джоковича по четвертьфиналу определялся в матче, начавшемся чуть позже на арене Маргарет Корт, между Томашем Бердыхом и Фернандо Вердаско. Если насчет исхода первой встречи мало у кого накануне возникали сомнения, то этот матч изначально считался самым интересным мужским матчем дня – еще бы, играют шестой и девятый сеяные, счет личных встреч 6-4, Бердых показывает прекрасную игру, Вердаско после того, как вытащил себя за волосы в матче с Типсаревичем, вроде бы тоже нащупал золотую жилу. В общем, ждали блокбастера.
Получился пшик, поскольку Вердаско хватило только на восемь геймов. Он первым сделал брейк в третьем гейме, после того, как Бердых ошибся справа, но потеря подачи только подстегнула чеха: он немедленно вернул брейк, и после этого Вердаско по большому счету не стало на корте. Несомненно, способствовала этому и травма лодыжки, из-за которой у Фернандо оказалась скомканной подготовка к сезону, и общее отсутствие толковой формы, продолжающееся с середины прошлого сезона. Он вызывал на корт врача, поправлял повязку-фиксатор на щиколотке. Все без толку: двигаться по-настоящему он просто не мог, и Бердых, игравший просто блестяще, расстреливал его, как стоячего. 6:4, 6:2, 6:3, и чех впервые в карьере вышел в четвертьфинал Открытого чемпионата Австралии.
Если в матче Бердыха с Вердаско блокбастер обернулся рутиной, то в матче Роджера Федерера с Томми Робредо рутина обернулась если не блокбастером, то некоторыми ненужными волнениями. Федерер вел по личным встречам 9-0, проиграв в этих девяти матчах всего два сета. И вот проиграл третий, хотя казалось бы, ничто не предвещало. Федерер, конечно, играл почти так же расхлябанно, как в прошлом матче с Малиссом, опираясь в основном на подачу (в первом сете испанцу не удалось выиграть на подаче соперника ни одного очка), но Робредо уж настолько нечем обыгрывать швейцарца – даже его единственный козырь, скорость, к 28-ми годам уже сходит на нет. Но испанец терпеливо ждал своего шанса и все-таки дождался вторых подач при счете 4:3 в свою пользу во втором сете. Со вторыми подачами ему было справляться проще, а от земли Федерер, как уже говорилось, играл довольно расхлябанно – играя небыстрыми высокими полугорками Роджеру под лево, Томми сумел-таки вытащить из него ошибки и выиграл партию.
В третьем и четвертом сетах все, правда, вернулось на свои места – Федерер начал подавать, как прежде, полусвечки у Робредо кончились, Федерер повел 3:0, и на том все было решено. Последний сет второй сеяный выиграл со счетом 6:2. В четвертьфинале ему предстоит играть с соотечественником Станисласом Вавринкой, выбившим из турнира Энди Роддика. Вавринка, по его собственному признанию, играет на этом турнире в лучший теннис своей жизни и пока что, наряду с Марреем и Содерлингом, не проиграл ни сета. Но Маррею и Содерлингу еще только предстоит играть в четвертом круге, а вот Станислас уже в четвертьфинале.
Перед матчем можно было предположить, что Вавринка доставит Роддику массу проблем – но что победа швейцарца будет настолько уверенной, кажется, не ожидал никто. Финальный счет – 6:3, 6:4, 6:4, скорее льстит Энди, на самом деле все было не настолько напряженно. Три брейк-пойнта против 13-ти, девять эйсов против 24-х, и это при том, что процент попадания первого мяча у Вавринки не превышал 49 за матч. Но швейцарец методично давил, блестяще принимал, и ни разу после того, как Роддик впервые проиграл свою подачу в восьмом гейме первой партии, он не выглядел хоть сколько-нибудь близко к тому, чтобы оказать какое бы то ни было сопротивление. Так, Энди оказался первым из теннисистов «восьмерки», покинувшим турнир.