8 мин.

«Академики»

Очевидно, что для того, чтобы сделать успешную карьеру в профессиональном теннисе, мало просто иметь талант — для его развития нужно много условий: поддержка спонсоров, официальных представителей национальных федераций, да и просто место для постоянных тренировок под руководством профессиональных тренеров. Крупные теннисные клубы и академии помимо кортов, как правило, предоставляют своим ученикам весь необходимый комплекс услуг: от тренировочного зала и бассейна до услуг квалифицированных психологов и гостиниц для проживания в течение всего учебного периода. На их базе часто проводят международные юниорские турниры, фьючерсы и сателлиты, что позволяет ученикам постепенно вливаться в основной профессиональный тур, стартуя с мелких «домашних» соревнований. Некоторые из таких академий уже стали сами по себе брендами, настоящими кузницами кадров — это знаменитая академия Ника Боллетьери, которую называют не иначе как фабрикой звезд, академия Saddlebrook во Флориде, Санчес-Кассаль в Барселоне и многие другие.

Распространенной является ситуация, когда игроки основывают академии после окончания собственной профессиональной карьеры — новый источник заработка вместо турнирных призовых, а также возможность остаться в привычной среде и передавать свой опыт и навыки новым поколениям. Но все чаще теннисные академии открывают и действующие теннисисты, которым, казалось бы, еще рано думать о «пенсии».

Заметных успехов на этом поприще достигла Жюстин Энен. Ее теннисная академия «6th Sense» во франкоговорящей части Бельгии представляет собой целую сеть тренировочных центров: основным является клуб La Palestre в Ottignies Louvain La Neuve, есть еще клуб в Géronsart в Намуре и клуб The Set Wahis, расположенный в Брюсселе. В общей сложности это 25 открытых и 6 закрытых грунтовых кортов, и еще 16 кортов с твердым покрытием в закрытом помещении. Кроме того, 30 ноября прошлого года в городке Лимелетт был открыт CLUB JUSTINE N1 («N1» на французском созвучно «Энен»), который, по словам Жюстин, является не только тренировочной базой, но и просто местом отдыха: «Концепция получения удовольствия от времяпровождения в клубе важна для меня. Теннис это стартовый момент для многих свершений. Но это не единственное, от чего можно получать удовольствие здесь. Я хочу, чтобы у людей была возможность хорошо проводить время, отдыхать, выбирать в баре напитки и обедать в ресторане. Самые важные аспекты для меня это уважение, доверие и достижение. Я знаю, что моя команда может реализовать все эти идеи, и я надеюсь, что смогу передать это членам клуба и их детям».

Но на этом бельгийка не останавливается. Еще летом 2007 года Энен и ее бессменный тренер Карлос Родригес объявили об учреждении программы развития тенниса под названием JUST iN TEAM: «Цель состоит в том, чтобы помочь игрокам войти в профессиональную теннисную среду. Мы знаем, насколько сложен бывает переход из юниорского уровня в профессионалы. […] Мы с Жюстин уже научились столь многому, что теперь наша очередь обучать этому других. Сами по себе выступление на профессиональном уровне это не самоцель, тут нужен определенный образ мышления. И это именно тот подход, который мы реализовываем в нашей академии и программе JUST iN TEAM. Мы хотим дать родителям и молодым людям понять, что цель состоит в том, чтобы постоянно делать все от себя зависящее, вот и все».

Энен и Родригес сумели собрать штат квалифицированных тренеров, что делает их академию привлекательной для многих профессиональных игроков — о своем намерении провести в 6th Sense Academy подготовку к «Ролан Гаррос» недавно объявляла и Аня Чакветадзе.

Дела в 6th Sense Academy идут настолько удачно, что в марте 2008 Жюстин и Карлос открыли еще и филиал своей академии в Орландо, штат Флорида. Хотя Жюстин и призналась, что ей вряд ли удастся уделять много своего времени этому филиалу: «Я делаю акцент на собственной карьере в ближайшие несколько лет, но когда я буду находиться в США между турнирами или, например, перед турниром в Майами, я буду останавливаться здесь».

Что любопытно, свою подготовку к любимому «Ролан Гаррос» Энен неоднократно проводила не в собственном теннисном центре, а в академии Хуана Карлоса Ферреро Equelite в городке Виллена (Аликанте) в пригороде Валенсии, впоследствии переманив оттуда в свою академию теннисного специалиста Андреаса Бруно. Академию EQUELITE – JC Ferrero в 1995 году основал тренер Ферреро Антонио Мартинес Каскалес. С конца 1980-х Мартинес вел работу по подготовке теннисистов на базе нескольких региональных школ и, когда его группа выиграла командный чемпионат Испании среди игроков до 14 лет, решили учредить единую тренировочную базу, чтобы ребятам не пришлось разъезжаться по различным центрам для дальнейшего развития карьеры. Лидером команды был чемпион мира того года в возрасте до 14 лет Хуан Карлос Ферреро, впоследствии именно он стал самым успешным игроком академии, которая теперь носит его имя, и начал вкладывать в нее значительную часть своих гонораров. Сегодня «EQUELITE – JC Ferrero» разросся до комплекса из 10 грунтовых кортов, 8 кортов с жестким покрытием, площадок для игры в футбол, гольф, бассейнов, тренажерных залов и даже колледжа с библиотекой. Впрочем, как сказано на официальном сайте академии, наибольшее значение имеет не ее техническая оснащенность, а «две основные характеристики: семейная непринужденность в общении и ежедневная работа». Академия имеет несколько филиалов, крупнейший из которых расположен в Каире, ее представительства открыты во многих странах, включая Россию.

Кроме самого Хуана Карлоса, его академия также является домашней базой для Сантьяго Вентуры, Гильермо Гарсия-Лопеса, там тренировался и Давид Феррер. Перед French Open в EQUELITE – JC Ferrero часто приезжает и Мария Шарапова, работающая со специалистом академии по физподготовке Хавьером Капитайне.

Кстати, Маша тоже упоминала в одном из интервью, что после окончания собственной карьеры подумывает об открытии теннисной академии для детей в России, чтобы предоставить возможность маленьким россиянам получать полноценное и не столь дорогое теннисное образование дома, вместо того, чтобы уезжать заграницу. Идею об открытии собственной академии в России вынашивает также и Михаил Южный: «Я хотел бы, чтобы это была широкопрофильная академия, где могли бы заниматься и дети, и юноши, а также тренироваться мастера. Конечно, для воплощения этой мечты в реальность понадобится много и средств, и времени, но я надеюсь, что в будущем смогу реализовать свою задумку».

О проблеме доступности тенниса для детей задумались и сестры Уильямс. Еще в 1995 Ричард Уильямс вместе с Калифорнийской теннисной ассоциацией для малоимущей молодежи организовали сезонные теннисные курсы в пригороде Лос-Анжелеса, затем они переросли в постоянно действующую теннисную академию Venus and Serena Williams Tutorial/Tennis Academy, в рамках которой ученикам предоставляются теннисные уроки, экипировка, проводятся семинары. Для детей из малоимущих семей существуют специальные гибкие графики оплаты, скидки и стипендии.

Вопросы воспитания молодежи волнуют и Новака Джоковича и его семью, они тоже планируют открыть академию тенниса. Мать теннисиста Дийана считает: «Важным моментом является то, что идолами для молодых сербов сейчас являются хорошие ребята. Это люди, которые упорно работали, чтобы оказаться там, где они сейчас есть. На протяжении 10 лет ситуация была столь плохая. Примерами для подражания были лишь гангстеры или наркодиллеры. Все меняется сегодня». Первую теннисную академию в этой части Европы семья Новака решила открыть в Крагуевце и вложить в нее не менее 15 миллионов евро. Планируется строительство четырех открытых кортов, отеля, места для размещения студентов, посещающих спортивную школу и большой закрытый зал для тенниса, который будет отвечать всем мировым стандартам для проведения теннисных матчей и турниров серии АТР. Кроме того, появлялись сообщения о том, что Новак выкупал под нужды будущей академии землю и в самом Белграде, так что возможно Джоковичи учредят сразу сеть теннисных центров.

Планы по строительству академии вынашивает и мать другого известного теннисиста, друга Новака, Энди Мюррея. Джуди Мюррей вместе с бывшим тренером Энди Леоном Смитом собираются открыть элитный теннисный центр в Стирлинге. Новая академия будет работать в сотрудничестве с 13-ю другими высококлассными теннисными центрами Британии под руководством Ассоциации лаун-тенниса и предполагается, что основная масса ее учеников будет набираться в Шотландии.

По следам Джуди пошла и Наталья Бондаренко — мать украинских теннисисток Алены и Катерины Бондаренко. Вместе с их старшей сестрой Валерией, в прошлом тоже профессиональной теннисисткой, они открыли под Киевом академию «Бондарин». Пока это пять теннисных кортов (три открытых, грунтовых, и два закрытых хардовых), тренажерный зал, отельный комплекс с бассейном и сауной, ресторан домашнего питания и магазин спорттоваров. Но перспективы, по мнению основателей «Бондарина», широкие. И хотя официальной резиденцией самих сестер Бондаренко является харьковский теннисный клуб Tetra, они тоже принимают активное участие в расширении семейной академии.

Идеи об открытии своих теннисных центров на «малой родине» также занимают Мартину Навратилову и Майкла Чанга. Навратилова, недавно вернувшая себе чешское гражданство, утверждает, что ей не очень нравится то, как сейчас преподают теннис, особенно в США, и не одобряет акцент на силовую сторону учебного процесса: «Я бы хотела сконцентрироваться на более разностороннем воспитании спортсменов, на более хитром и искусном стиле, как у Мартины Хингис, Жюстин Энен или Роже Федерера». Собственную академию она планирует открыть в пригороде Праги и обещает сделать обучение там доступным для широких слоев.

Американец китайского происхождения Майкл Чанг, самый молодой в истории победитель турнира «Большого шлема», в 2008 году собирается открыть академию в городке Шеньцен в получасе езды от Гонконга: «У меня есть желание вложить весь тот опыт, что я накопил за время выступлений на турнирах по всему миру, в развитие тенниса в Китае. И я верю, что у меня есть способности реализовать это желание». Академию он хочет открыть на территории одного из самых больших гольф-клубов в мире, там будет насчитываться не менее 50 кортов. «В Китае система теннисного обучения была не слишком хорошей. И здесь не так легко найти корт и просто поиграть, как это возможно в США. Я планирую проводить здесь несколько месяцев в году, занимаясь поисками молодых игроков по всей стране и работой в академии. В США теннис очень популярен и хорошо развит. А Китай несколько отстает, так что должно быть это именно то место, где я могу способствовать значительным переменам к лучшему».