7 мин.

Джокович мучается, воюет с трибунами, но до Большого шлема – две победы. Его умение перезапускать матчи сводит с ума

Король.

Маттео Берреттини вколачивает обводящий форхенд на брейк-пойнте и выходит вперед 6:5 в четвертьфинале US Open против Новака Джоковича. Потом итальянец забирает подачу и первый сет. Кажется, что сейчас будет очень интересно.

Это ощущение подогревает появившаяся статистика. Джокович 12-й раз вышел в четвертьфинал US Open, и в этот раз ему это далось очень тяжело: он проиграл три сета (максимум с 2008-го), провел на корте 10 часов 25 минут (максимум с 2008-го) и сыграл 131 гейм (максимум с 2010-го).

Статистика первого сета тоже была любопытной. Важнее всего казалось то, что Берреттини решил проблему второй подачи – взял на ней очень солидные 57% очков, которые против Джоковича (возможно, величайшего принимающего в мире) казались вообще выдающимся достижением. А когда это было особенно нужно, его спасала первая – за счет непринятых бомб первым мячом он отыграл два брейк-пойнта и в паре геймов ушел с 40:40.

Бросалась в глаза и другая цифра – 17 невынужденных ошибок, которые допустил Джокович.

Еще бросалось в глаза, с каким раздражением он отреагировал на брейк. Закрадывалась мысль: а не слишком ли на него давит то, что на US Open он может первым после Рода Лэйвера в 1969-м оформить календарный Большой шлем в мужском теннисе?

И очень бросалось в глаза, как нецепко он проводил некоторые важные розыгрыши. Особенно ошибка справа при счете 5:5, 15:15 – Новак выбил из соперника короткий ответ, выполнял форхенд, который должен забивать с закрытыми глазами. И положил его в трос.

В общем, когда Берреттини после победы в первом сете пошел переодеваться, всем было о чем подумать. Пока итальянец гулял, Джокович спокойно и неподвижно сидел, глубоко дышал, медитировал.

А потом вышел, провел три совершенно потрясающих сета и вырвал победу – 5:7, 6:2, 6:2, 6:3.

***

Как Джокович переломил игру?

1. Перестал ошибаться. В первом сете у него было 17 невынужденных, в последних трех – 11. Во втором и третьем он в сумме сделал столько же ошибок, сколько в одном только первом гейме матча – шесть.

2. Повысил качество и точность первой подачи. Больший процент попадания первым мячом = больше быстро выигранных очков.

3. Нейтрализовал атакующую игру Берреттини. Перед матчем он рассказывал об итальянце: «Молот тенниса. Наверное, самая сильная комбинация подачи и форхенда после дель Потро. У него смертельно опасная игра первым ударом после подачи».

В последних трех сетах он у него этот молот отнял.

4. В этом помогло то, что он стал и просто принимать больше подач в корт (в первом сете принял 50% первых мячей, дальше – больше 60%), и делать это качественнее – глубже, острее.

В итоге Берреттини было сложнее пробивать атакующий форхенд в качестве первого удара. Как результат: в первом сете итальянец выиграл 36 очков в разменах до четырех ударов, во всех остальных – меньше 20.

И даже когда он попадал первым мячом, то мог получить в ответ такую плюшку с приема, что ему оставалось только грустить.

А на его второй подаче Новак вообще царил. 57% выигранных на ней очков в первом сете превратились в 36% во втором и третьем. Зато в четвертом цифра снова стала аномально высокой – 70%.

5. Было ощущение, что Джокович немного изменил тактику в розыгрышах. В первом сете казалось, что он слишком часто дает Берреттини бить форхенды – он то ли хотел проверить сильнейшее оружие итальянца на прочность, то ли просто не мог иначе.

А вот дальше Новак беспощадно эксплуатировал бэкхенд итальянца. В итоге тот стал больше ошибаться, потому что пытался за счет рискованных ударов по линии или супернизких слайсов выбиваться из неприятной и заведомо проигрышной динамики.

А если Берреттини не пытался выбиться из левого угла, то оказывался в нем так глубоко, что Джокович спокойно переводил по линии.

6. Даже когда Маттео начинал атаки с форхенда, Новак за счет обороны заставлял его идти на все более агрессивные удары – и иногда тот из-за этого лишний раз ошибался.

7. И, конечно, Джокович забрал его ноги. Берреттини не привык проводить так много розыгрышей – его теннис строится на быстрых атаках с подачи. Новак же заставлял его работать, работать и работать. И даже когда эта работа что-то приносила, победителем в итоге оставался серб – потому что сил у Маттео становилось все меньше и меньше.

Мы уже вроде бы должны привыкнуть к тому, что Джокович как никто другой умеет разворачивать матчи. В конце концов, в этом году на «Больших шлемах» он в девяти случаях проигрывал первый сет – и в итоге побеждал. После того, как он с 0:1 по партиям разобрал Надаля на «Ролан Гаррос», никаких сомнений в его способности перестраиваться быть вообще не должно.

Но это все равно впечатляет каждый раз – потому что он будто мгновенно преображается.

***

И какой же матч Джоковича без напряжения в отношениях с трибунами?

В этом году на US Open он бывал очень эмоционален. Например, вот так праздновал успехи во встрече с Кеи Нисикори – где зрители болели за андердога.

Бывший тренер Джокович Борис Беккер рассказывал, что серб очень трепетно относится к тому, когда болеют за его соперника: «Он считает это практически неуважением». И Новак не стесняется вступать со зрителями в противостояние. Они шумят в поддержку противника – он очень-очень бурно радуется успехам. Они что-то кричат – он в ответ велит им отсосать – как было на «Уимблдоне».

А в матче с Берреттини поддержка в адрес итальянца иногда действительно доходила до неуважения. Когда Джокович подавал при счете 3:1, группа зрителей постоянно шумела между его первой и второй подачами. Судья просил так не делать, но это ни к чему не привело.

Новак в итоге раздражался. Но в ответ забивал виннерсы.

И потом активно их праздновал и показывал зубы.

Это еще одно его выдающееся качество. Когда его начинают провоцировать и обижать (в реальности или в его представлении), он отвечает лучшей игрой. Мало кто так может.

***

Победа над Берреттини стала для Джоковича 224-й в матчах с топ-10 – он сравнялся с рекордом Роджера Федерера.

А еще она стала для него 26-й подряд на турнирах «Большого шлема». До календарного Шлема нужно выиграть всего два матча. Когда Новака пытались спросить об этом в интервью на корте, он перебил вопрос и сказал: «Не надо спрашивать меня об истории. Я знаю, что стоит на кону, но не хочу об этом думать. Сосредотачиваюсь только на следующем матче. Будем идти шаг за шагом».

Его следующий шаг – матч с Александром Зверевым. В личке Новак ведет 6:3, но месяц назад на Олимпиаде немец отыграл у него сет и брейк и запустил худшие сутки в его карьере.

Ждем жаркой борьбы.

«Надеюсь, ты умрешь». Последние обвинения Зверева в домашнем насилии: якобы довел девушку до второй попытки суицида и избил в душе

Подписывайтесь на наши инстаграм и телеграм о теннисе

Фото: REUTERS/Danielle Parhizkaran-USA TODAY Sports, Geoff Burke-USA TODAY Sports