8 мин.

Чемпионка-сенсация US Open – 18-летняя Радукану. Она любит мотоциклы, только окончила школу и уже снялась для Vogue

Первая в истории победительница «Шлема» из квалификации.

8 июня 2021-го 18-летняя британка Эмма Радукану, 366-я ракетка мира, провела первый матч уровня основных сеток WTA. Как стипендиат программы развития игроков национальной ассоциации тенниса Радукану получила wild card на турнир WTA 250 в Ноттингеме. Она проиграла старшей соотечественнице Хэрриет Дарт, теннисистке топ-150.

За три следующих месяца Радукану провела три турнира уровня основного тура, два из которых были «Большими шлемами»: на домашнем «Уимблдоне» дошла до 1/8 финала, а на US Open победила.

US Open Радукану начала с квалификации и за десять матчей по пути к титулу не проиграла ни сета (в самом упорном – во втором круге квалификации против Мариам Болквадзе – отдала восемь геймов). В Нью-Йорке она прошла восемь более рейтинговых соперниц. На данный момент Радукану, которой 19 исполнится в ноябре, за карьеру (читай три месяца) провела семь матчей против теннисисток топ-50 (два на «Уимблдоне», пять – на US Open) и все выиграла. Финал против Лейлы Фернандес Радукану выиграла 6:4, 6:3 за 111 минут и стала:

  • первым игроком обоих туров, выигравшим «Шлем» из квалификации;

  • первым игроком обоих туров, выигравшим уже второй «Шлем», на котором выступала;

  • самой молодой чемпионкой «Шлема» после 17-летней Марии Шараповой на «Уимблдоне»-2004;

  • третьей теннисисткой, выигравшей «Шлем» раньше титула WTA.

«Я хочу выиграть каждый матч, поэтому никогда не забегаю вперед и думаю только о сегодняшнем дне, – сказала Радукану ранее на этой неделе. – Контролировать то, что ты можешь контролировать, – лучший способ добиться результата. Я концентрируюсь только на текущем моменте, и это привело меня сюда, так что я ничего не буду менять».

Такая осознанность свойственна многим игрокам поколения Z, выросшим на сверхпрофессиональном теннисе XXI века, но Радукану выделяется и на их фоне.

***

Единственная дочь китаянки и румына, Эмма Радукану родилась в Монреале, а два года спустя семья переехала в Лондон. И мама Эммы Рене, и папа Йен – финансисты, но у дочери они явно были намерены развить разносторонние интересы и способности. В результате в детстве Радукану занималась и балетом с плаванием, и верховой ездой с гольфом, и даже картингом с мотокроссом, а Йен, у которого есть инженерное образование, привил ей интерес и к проектированию со строительством.

Такой своеобразный набор занятий, во-первых, обеспечил Радукану набором скиллов, впоследствии перешедших в ее теннис (подвижность, умение держать баланс и быстро принимать решения), а также быстро приучил ее к статусу необычного ребенка (а на корте, как известно, вера в собственную исключительность только помогает).

«В группах по картингу и мотокроссу я была единственной девочкой, – рассказывала Радукану этим летом, – и я всегда считала, что это круто. Однажды тренер сказал, что сейчас будем отжиматься, и я оказалась единственной, кто это умел. Гордилась собой».

В теннис Радукану заиграла в шесть лет, когда в местном парке им занялись ее родители. Недавно она рассказывала, что поначалу он ей совсем не нравился, но постепенно теннисные турниры заняли все выходные, и все остальные занятия пришлось бросить (но мотоциклы Радукану любит до сих пор и мечтает получить права; на автомобильные она успела сдать прошлой весной перед самым локдауном).

Родители Эммы всегда относились к ее спортивным успехам без фанатизма: после выхода в четвертьфинал US Open теннисистка, например, посетовала, что они не ответили ей на сообщение, а летом рассказывала, что, глядя на вещи, которые она собрала в уимблдонский пузырь, поинтересовались, не многовато ли ей будет комплектов формы.

Родители же в прошлом году предложили Эмме не возобновлять выступления, когда теннисный календарь начал выползать из локдауна, – чтобы не рисковать здоровьем, а также сконцентрироваться на окончании школы (в итоге не соревновалась 16 месяцев – как раз до июньского турнира в Ноттингеме). Наконец, говорят, что это Йен Радукану сменил дочери тренера после прорывного «Уимблдона» – уволил Найджела Сирса и на испытательный срок нанял ее детского тренера Эндрю Ричардсона (по Daily Mail, Радукану считает, что дочери полезно слышать много разных мнений). 

«Им сложно угодить, и у них всегда очень высокие ожидания, – говорит Радукану про маму с папой. – Еще они не дают мне улететь в облака, и у них это отлично получается. После «Уимблдона» я продолжила работать как обычно, потому что это уже давно заведенный порядок: сосредотачиваться на работе, без перепадов. После турнира мне сказали: «Гордимся тобой». Это все, что мне было нужно».

Поводы для гордости Эмма за последнее время давала родителям не только на корте: весной она успешно сдала выпускные экзамены, в том числе на продвинутом уровне – математику и экономику, а летом фото у моста Золотые Ворота в Сан-Франциско сопроводила его чертежом и подписью: «Гениальное сооружение [Джозефа] Стросса из 1930-х. Удивительно впервые увидеть его вживую после того, как изучала на уроках дизайна и технологий в восьмом классе».

«Все думают, что я помешана на оценках, – говорила Радукану во время «Уимблдона». – Якобы так я тешу свое эго. Но просто у меня высокие стандарты. И это они привели меня туда, где я есть, – и в теннисе, и в школе».

В гимназии, которую окончила Радукану, кстати, учились также чемпионка мира в 200-метровке Дина Эшер-Смит, эксперт по исследованию космоса Либби Джексон и актриса Джемма Чан, (которая потом поступила в Оксфорд и) которую британский Vogue в этом году снял для обложки сентябрьского выпуска, главного номера года. А в октябрьском Vogue появится уже Радукану – для него она снималась в Alexander McQueen, Dior, Valentino и Louis Vuitton как раз накануне выпускного и отъезда на американский хард. 

*** 

Про учебу Радукану еще говорит, что она, во-первых, позволяет ей отвлечься от тенниса, а во-вторых, развила аналитические способности: «Я умею обрабатывать большие объемы информации. Это выражается в том, что на корте я тактически искушеннее некоторых игроков. У всех свои сильные стороны, моя – умение соображать». 

До окончания «Уимблдона» Радукану тренировал Найджел Сирс – бывший тренер Гантуховой, Иванович и Контавейт (и тесть Энди Маррея). Дебютный «Шлем» стал для Эммы и прорывом, и разочарованием – когда с матча 1/8 финала ей пришлось сняться по совету врачей из-за проблем с дыханием. Физические трудности, обычные на таком уровне для подростка-дебютанта, некоторые тогда приняли за паническую атаку и недостаток выдержки, но Сирс, знающий Радукану с 15 лет, такие гипотезы решительно отверг:

«Она очень умная и здравомыслящая девочка, – говорил он во время «Уимблдона». – У нее большие амбиции, что меня в ней сразу очень привлекло. На мой взгляд, она прирожденная теннисистка и комфортно чувствует себя на виду. Ей это все по кайфу, и я не вижу, что может ей помешать. Все зависит только от нее».

Маррей накануне US Open, когда Радукану дошла до финала 125-тысячника WTA, говорил: «Я видел, как она тренируется и сам был с ней на корте. Я очень верю в ее игру и потенциал. Настрой у нее сейчас очень хороший, она очень включена».

Сама Радукану, своими кумирами называющая Симону Халеп и Ли На, говорит, что ее цели – топ-10 и титулы «Большого шлема», и добавляет: «Я считаю, у меня есть характер и склад ума, чтобы этого добиться».

«Я была застенчивой маленькой девочкой, которая лишний раз рта не открывала. Но занимаясь спортом, я научилась решительности, храбрости, боевитости. Я развила в себе внутреннюю силу. А с ней можно достичь чего угодно».

US Open идет исторически задорно: 18-летние и квалифаеры в 1/4, рекордно много борьбы, Джокович близок к Большому шлему

Подписывайтесь на наши инстаграм и телеграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Elsa, Al Bello, AELTC/David Gray; instagram.com/emmaraducanu; REUTERS/Geoff Burke-USA TODAY Sports