Однажды Хингис требовала от спонсора 40 млн долларов – потому что кроссовки якобы сломали ей карьеру
Швейцарская Мисс против Sergio Tacchini.
В конце 90-х Мартина Хингис была лицом женского тенниса. В 1997-м 16-летняя швейцарка выиграла три «Шлема» из четырех и превратилась в суперзвезду. В результате с 1998-го по 2000-й она возглавляла рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменок Forbes, зарабатывая по 10-12 млн долларов в год.
Крупный вклад в эту сумму вносил главный спонсор швейцарки – итальянский производитель одежды Sergio Tacchini. Компанию еще в 60-х основал Серджио Таккини – сам теннисист, который хотел экспериментировать с цветной одеждой во времена, когда в теннисе доминировал белый. В 80-е и 90-е компания работала с очень серьезным набором звезд: Джоном Макинроем, Габриэлой Сабатини, Джимми Коннорсом, Мартиной Навратиловой, Илие Настасе, Пэтом Кэшем.
Последним большим именем, сотрудничавшим с Sergio Tacchini, был Новак Джокович. Серб подписал контракт на 10 лет в 2009-м, но в 2011-м начал играть так мощно, что фирме не хватало денег на все положенные по соглашению бонусы. В итоге в мае 2012-го они расстались, хотя до этого планировалось, что Sergio Tacchini при участии Джоковича откроет в Сербии производство.
Но история с Джоковичем получилась далеко не такой проблемной, как разрыв отношений с Хингис.
***
Sergio Tacchini одевал Хингис, еще когда ей было восемь лет. Когда в 14 лет она готовилась перейти в профессиональный тур, у нее уже был контракт с компанией. В одежде итальянского бренда Мартина добилась всех своих главных успехов в одиночке – выиграла все пять «Больших шемов» и впервые стала первой ракеткой мира.
В 1996-м она подписала с итальянцами новый пятилетний контракт, который принес ей 5,6 млн долларов. В рамках соглашения компания одевала ее полностью – от кепки до кроссовок. Кроссовки и стали огромной проблемой, из-за которой Хингис в 2001-м подала на Sergio Tacchini в суд.
По ее версии, события развивались так.
Сентябрь-1998. Во время US Open Хингис получила травму стопы и пошла к врачу на Манхэттене. Тот ей сказал, что повреждение уже хроническое и вызвано обувью, которую ей предоставляет спонсор. «Кроссовки были разработаны с ошибками и не обеспечивали Хингис необходимую поддержку для игры в теннис», – говорилось в иске.
Октябрь-1998. Хингис снялась с турниров в Германии и Швейцарии и пошла к ортопеду, которого ей посоветовали в Sergio Tacchini. По итогам обследования он направил компании список модификаций, которые было необходимо внести в кроссовки. Его рекомендации проигнорировали.
Июнь-1999. Из-за болей в стопах Хингис снялась с парного «Уимблдона». Он стал уже десятым турниром, на котором она обращалась к врачам из-за болей в ногах.
К тому моменту швейцарку уже одевал adidas, потому что в апреле 1999-го Sergio Tacchini досрочно прекратил с ней сотрудничество. Компания назвала причиной «грубые и регулярные нарушения условий контракта» – итальянцы утверждали, что Хингис просто отказывалась носить их одежду. Например, провела один турнир без их кепки.
Контракт разрывали через суд в Милане, и Хингис уже тогда заявляла, что из-за кроссовок Sergio Tacchini у нее болели ноги. «Это безосновательное утверждение, направленное лишь на то, чтобы избежать выплаты оговоренной в контракте компенсации, было отдельно рассмотрено судом», – говорила компания в заявлении.
Личный врач Хингис – Хайнц Бюхльман, – естественно, утверждал другое. По его словам, «сто процентов ее травм были вызваны нестабильностью обуви, которую она носила с 11 до 18 лет».
С другой стороны, ортопед Джон Макнерни, тогда консультировавший команды НБА, НФЛ и НХЛ, рассказал The New York Times: «Обувь может усугубить проблему, но я никогда не слышал, чтобы карьера спортсмена завершилась из-за прямой связи между травмой и обувью».
***
Конфликт Хингис с бывшим спонсором стал большой историей только летом 2001-го, когда она подавала иск в американский суд и потребовала компенсировать ей 40 млн долларов разного ущерба.
К тому моменту ее проблемы со стопами усугубились, хотя она уже не играла в кроссовках Sergio Tacchini. В итоге в октябре она последний раз потеряла первую строку рейтинга, а потом перенесла операцию на правой стопе.
Однако процедура не очень помогла, и уже в мае 2002-го ее врач говорил: «Мы пока не можем сказать, насколько для нее будет разумно продолжать карьеру, или же с медицинской точки зрения будет лучше ее завершить». Вскоре после этого ей прооперировали левую ногу.
В сентябре 2002-го суд Нью-Йорка отказался рассматривать иск теннисистки – хотя ее юристы были уверены в обратном исходе, потому что первую серьезную травму стопы она получила на US Open. Однако суд посчитал, что будет несправедливо и неправильно заставлять итальянскую компанию защищаться в США.
К тому моменту миланский суд уже рассматривал схожий иск (Хингис подала его в ответ на иск компании о досрочном разрыве контракта), но там разбирательство тихо сошло на нет. А в 2003-м Хингис из-за боли в ногах впервые завершила карьеру.
В 2005-м она вернулась, и на следующий год швейцарская газета Blick прямо расспросила отчима и менеджера Мартины Марио Видмера о ситуации с Sergio Tacchini.
– Кроссовки бывшего спонсора правда были причиной проблем?
– Мы занимаемся профессиональным спортом, и проблема с Sergio Tacchini была решена. Обе стороны пришли к соглашению, одним из условий которого является молчание.
– Но Sergio Tacchini неплохо вам заплатил?
– Повторюсь, обе стороны должны соблюдать молчание.
Так что больше об этой истории ничего не было слышно.
Курникова и Хингис однажды чуть не подрались – из-за того, кто из них королева
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Frank Peters/Bongarts, Mark Dadswell, Vincent Laforet/Allsport, Al Bello, Nick Laham, Elsa Hasch/Allsport
Во-вторых в те годы скорости тенниса давали серьезную нагрузку и уже требовали сложных амортизирующих и стабилизирующих ногу технологий и конечно же особых для разных покрытий. Я практически уверен, что маленький итальянский Тачини уступали Умбро, Асиксу и Найку в этом плане
Комментарии ортопеда Джон Макнерни для The New York Times, консультировавшего команды НБА, НФЛ: «Обувь может усугубить проблему, но я никогда не слышал, чтобы карьера спортсмена завершилась из-за прямой связи между травмой и обувью».
А также то, что такие проблемы возникли у одной Хингис, говорит о том, что скорее всего первопричина проблемы была в другом, а обувь максимум могла усугубить.
А если они и впрямь делали обувь лишь для одной теннистистки, ну тогда все может быть, но очень странно выбирать компанию, которая не имеет опыта работы с профессиональными спортсменами.
Это все равно что заказывать теннисные ракаетки у диванной фабрики и удивляться, а чего ракетка такая неудобная.
В неудобной обуви даже ходить плохо, не то что спортом заниматься, сложно представить подобное.