Медведев, Джокович и половина топ-10 живут в Монако. Что теннисистов туда так манит?
На этой неделе они играют домашний «Мастерс».
Монако – одна из главных теннисных стран. Например, половина мужской топ-10 и треть топ-30 живет именно там. Оцените впечатляющий список резидентов:
• Давид Гоффен;
• Янник Синнер.
Ни один из них не родился в Монако.
На этой неделе организаторы «Мастерса», который проходит в Монте-Карло, даже пошли на смягчение противоковидного пузыря и разрешили игрокам жить в своих домах – при условии, что они каждый день будут сдавать ПЦР-тест. Именно такая проверка нашла коронавирус у Даниила Медведева, и его отправили в изоляцию – судя по всему, домой.
И это при том, что теннисный клуб, в котором проходит турнир (и который Джокович называет своей домашней базой на протяжении последних 15 лет), на самом деле находится на территории Франции. В 2 квадратных километра, которые занимает Монако, он просто не влез.
Чем же топов так манит крошечная страна?
Нулевые налоги – мода пошла с Борга
Монако любят не только теннисисты, но и многие другие индивидуальные спортсмены – гонщики «Формулы-1», европейские гольфисты и так далее. В первую очередь это связано с тем, что страна – это налоговая гавань. Многих налогов там не существует – например, подоходного.
Для теннисистов это важно по двум причинам. Во-первых, это помогает сохранять больше призовых. Теннисисты выступают по всему миру и с призовых платят налоги в странах, в которых их зарабатывают. Но не у всех государств есть налоговые соглашения, которые позволят избежать двойного обложения – есть возможность, что с одних призовых долю придется отдавать дважды. Регистрация в налоговой гавани такую возможность убирает.
Что еще важнее, это помогает сохранять больше нетеннисных заработков. Большая часть резидентов Монако – это топы, которые за пределами корта зарабатывают не меньше (а иногда и больше), чем на нем. Живя в Монте-Карло, они с этих заработков налоги не платят.
Плюсы использования офшоров для теннисистов осознал глава IMG Марк Маккормак, который в середине 70-х сделал резидентом Монако Бьорна Борга – чтобы тот не платил шведский прогрессивный налог. Борг в итоге стал лицом княжества и искренне его полюбил – например, всегда участвовал в мероприятиях теннисного клуба и именно там провел свой последний турнир в 1983-м и там же возвращался в тур в 1991-м.
Кстати, теннисисты используют и другие офшоры. Например, экс-первая ракетка мира Ллейтон Хьюитт, а из ныне играющих Ник Кириос, Денис Шаповалов и Милош Раонич формально живут на Багамах. Дубай, резидентами которого официально стали Карен Хачанов, Борна Чорич и Люка Пуй, – тоже налоговая гавань.
Рафаэль Надаль до сих пор живет на родной Мальорке и отдает налогами больше 50% своих заработков, но его это не тревожит: «Если бы я жил в другом месте, я бы зарабатывал в два раза больше. Но на Мальорке мои друзья и родные. Так что у меня было бы в два раза больше денег, но в два раза меньше счастья».
А в Монако теннисистов привлекает свобода не только от налогов. Например, швейцарец Марк Россе на родине был обязан четыре месяца отслужить в армии – поэтому просто сменил место жительства.
Климат, беззаботность и расположение
Княжество расположено на берегу Средиземного моря, поэтому там шикарная погода: примерно 300 солнечных дней в году, теплые зимы и среднегодовая температура – плюс 16 градусов. Это помогает с организацией тренировок.
Социальный климат тоже отличный. Например, капитан сборной Монако в Кубке Дэвиса Гийом Куйар рассказывал: «Мы часто видим, как Джокович спокойно гуляет с коляской и собакой, как будто в мире больше никого нет. Его никто не беспокоит. А в нашем клубе столько примечательных членов, что никто даже не останавливается посмотреть, как он тренируется».
Джокович в православной церкви в Ницце – неподалеку от Монте-Карло, где он живет
Давид Гоффен, живущий в Монте-Карло около пяти лет, тоже доволен: «Отличное место. Климат, виды, спокойствие – все идеально. Здесь можно жить нормальной тихой жизнью».
А еще из Монако удобно добираться на все крупнейшие европейские турниры. Борису Беккеру в княжестве так нравилось, что он даже просил постелить для него специальные корты, на которых он мог бы готовиться к «Уимблдону». В итоге в местном клубе на двух площадках положили особый синтетический ковер, но его постоянным членам это не понравилось – они предпочитают классический европейский грунт.
Возможность легко найти топа для спаррингов
Благоприятные условия сделали Монако привлекательным для топ-игроков – и их там собралось столько, что это само по себе привлекает других. «Всегда есть с кем потренироваться. Мы часто встречаемся в тренажерном зале, иногда в ресторанах», – рассказывал Гоффен.
Это особенно важно для молодых игроков. Например, мама Даниила Медведева рассказывала «Спорт-Экспрессу»: «Когда Даня еще был юным, подающим надежды 19-20-летним теннисистом, его иногда как спарринга вызывали с Джоковичем поработать. Порой бывало так: с одной стороны стоит Джокович, с другой – Циципас и Даниил, когда они еще были никем. И вот они ему подкидывают, а он тренируется».
В этом году точно так же с Джоковичем тренировался 17-летний лидер юниорского рейтинга Хольгер Руне – он написал сербу в инстаграме, и в итоге они встретились на грунте Монте-Карло. Позже датчанин получил wild card в основную сетку «Мастерса».
А если в самом Монако чего-то не хватает, совсем рядом расположены академии Патрика Муратоглу (во Франции) и Риккардо Пьятти (в Италии). Джокович, например, в юности тренировался у итальянца – а сейчас с ним работает самый молодой игрок топ-50 Янник Синнер, который помнит, как в детстве занимался с сербом на одном корте. В академии Муратоглу базируется Циципас и регулярно тренируется Медведев.
Теннисисты в Монако не только вместе тренируются и встречаются в ресторанах – иногда их вместе ловит полиция, как Медведева с Григором Димитровым летом-2020. Их на одном участке остановили за превышение скорости, и Даниил в итоге остался без прав.
В плане густонаселенности топами Монте-Карло может сравниться с другими ключевыми хабами – Флоридой и Дубаем, где тоже почти всегда тепло и идеально для тренировок. В Европе Монако настолько важен, что там даже открыт офис ATP, который не только занимается пиаром и маркетингом, но и организует в местном клубе тренировочные блоки для нерейтинговых игроков.
Подписывайтесь на самый интересный инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney, Steve Powell/ALLSPORT; Instagram/medwed33, djokernole
Не удивительно, что люди, у которых есть такая возможность, пользуются ей
Уважуха Рафе)
Нам в Монте-Карло захотелось зайти в казино, сорвать большой куш и остаться)
1) В странах ЕС налоги прогрессивные и высокие. Обложение налогами атлетов-звезд, у которых сегодня может быть густо, а завтра пусто, получается несправедливым. Так что
Монако для них - отдушина, которой пользуются немногие и власти не против.
2) В Штатах налоги могут быть несколько ниже, но от их уплаты никуда не деться. Никаких отмазок. Вот и бросается в глаза, что в списке резидентов Монако или там Багам нет ни одного американца.
3) А что россияне? Налоги практически не прогрессивные, по сравнению что с ЕС, что со Штатами низкие, однако Даня Медведев, скажем, по данным Форбз поимел в прошлом году 4,5 миллиона баксов с коммерческих контрактов и, живя в Монако, не заплатил в российский бюджет порядка $ 650 тысяч подоходного налога - это средняя пенсия для примерно двух с половиной тысяч российских дедушек и бабушек. Суперлиберальные налоговые правила? Да, пожалуй, но чуйка подсказывает мне, что не про теннисистов они писались, а Даня тут мелкая сошка по сравнению с российскими миллиардерами.
To Las Vegas or Monaco
And win a fortune in a game,
My life will never be the same..." © 😊