27 мин.

Агентство IMG вырастило Курникову с Шараповой и рулит теннисом. А еще работало с папой римским, Тэтчер и Горбачевым

История Марка Маккормака и фирмы, изменившей спорт.

В 1973-м состоялся самый масштабный бойкот турнира в истории тенниса. Из-за конфликта между Николой Пиличем и югославской федерацией тенниса с мужского «Уимблдона» снялись 82 человека, включая 12 из 16 сеяных.

Это был напряженный момент для всех причастных, но особенно тяжело пришлось американскому юристу Марку Маккормаку. Дело в том, что его агентство IMG так или иначе представляло интересы:

• «Уимблдона»;

• телекомпании BBC, которая должна была транслировать матчи;

• Джона Ньюкомба, который был лицом бойкотирующих игроков;

• Роджера Тэйлора, который отказался идти за коллегами и сняться с турнира;

• федерации тенниса США, которая опасалась, что потом могут бойкотировать и US Open;

• даже главный теннисный комментатор тех времен – американец Бад Коллинз – был клиентом Маккормака.

А еще у IMG были собственные интересы, потому что компания получила контракт на съемку матчей и производство документального фильма о «Уимблдоне».

С тех пор прошло почти 50 лет, но ситуация не изменилась – IMG в теннисе везде. Сейчас в Майами проходит турнир, который называют пятым «Большим шлемом», – и он принадлежит IMG. Там играют звезды ATP (сотрудничает с IMG в области прав на данные с матчей) и WTA (клиента IMG). Примерно половина главных претендентов на титул тоже работает с IMG. А wild card на турнир получили почти исключительно клиенты агентства – например, Анна Калинская (хорошо использовавшая шанс и вышедшая в третий круг) и британец Джек Дрэйпер (клиент не только теннисного, но и модельного отдела IMG).

Вообще если посмотреть на главные истории коммерческого успеха в теннисе последних лет, то почти все они связаны с IMG. Компания представляла или представляет интересы Роджера Федерера, Новака Джоковича, Марии Шараповой, сестер Уильямс, Наоми Осаки, Кеи Нисикори, Эжени Бушар.

Еще IMG владеет главной теннисной школой мира (академией Ника Боллетьери во Флориде) и спонсирует юниорский рейтинг.

А все остальные крупные игроки на рынке теннисного маркетинга работают по принципам, созданным компанией Маккормака.

Из этого текста, написанного на основе документов из архива Маккормака (оцифрованного Университетом Массачусетса), двух книг и нескольких десятков журналистских статей, вы узнаете:

• как Марк Маккормак не смог стать профессиональным гольфистом, но в итоге подмял под себя весь гольф;

• как он создал принципы, сделавшие миллионерами сотни спортсменов – от Бьорна Борга до Марии Шараповой;

• как его компания купила ATP-тур (и чуть не сделала Дональда Трампа титульным спонсором) и пыталась провернуть рейдерский захват WTA;

• как агенты IMG помогали католической церкви монетизировать визит папы римского в Великобританию и снять Михаила Горбачева в рекламе Pizza Hut;

• и еще очень много интересного.

Как Марк Маккормак создал IMG: стал Робином Гудом для гольфистов, а рукопожатие с Арнольдом Палмером превратило обоих в гигантов

Марк Маккормак родился в 1930-м в семье успешного издателя. В шесть лет его сбила машина, он получил трещину в черепе, из-за которой врачи запретили ему заниматься контактными видами спорта. Поэтому отец научил его играть в гольф. Рассказывают, что Марк мечтал стать профессиональным гольфистом, пока не увидел Арнольда Палмера – одного из лучших любителей тех времен. Увидев Палмера, он понял, что в гольфе ему ничего не светит, поэтому пошел учиться.

В 1954-м Маккормак получил юридическое образование, но во время обучения гольф не забросил – наоборот, он участвовал в профессиональном US Open, а также в любительских чемпионатах США и Великобритании. После колледжа он два года служил в армии, а в 1957-м начал работать в юридической фирме в Кливленде.

«Юриспруденция меня не особо будоражила. Там по коридорам бродили 80-летние мужчины, а когда кто-то умирал, все менялись кабинетами. У меня было ощущение, что вся жизнь расписана и запрограммирована. И тогда меня интересовал только гольф», – вспоминал позже Маккормак.

Именно на гольфе он начал строить империю, которая превратила его из юриста с зарплатой $5 400 в год в миллиардера и одного из богатейших людей США.

В 1958-м Маккормак играл любительский US Open по гольфу. После одной тренировки его партнер – профи Джин Литтлер – попросил его забронировать ему несколько выставочных выступлений. Так он начал работать с гольфистами в качестве менеджера. «Я начал давать им советы по налогам, заполнять декларации – освобождать им время, чтобы они могли больше играть. И постепенно ситуация начала развиваться», – объяснял Маккормак.

«Очень скоро игроки просили, чтобы я смотрел их контракты. «Эй, Марк, ты же юрист», – что-то в таком духе. Когда я читал контракты, меня поражало, насколько они односторонние. И когда приходило время переподписания, я настаивал на том, чтобы условия улучшили. Так бы поступил любой юрист, но у этих людей не было адвокатов. Так я стал их героем». В другом интервью Маккормак рассказывал: «Спортсменов так долго разводили, что я чувствовал себя Робином Гудом».

В начале 1960-го Палмер, из-за которого Маккормак решил не становиться профессиональным гольфистом, обратился к юристу с предложением представлять его интересы. Незадолго до этого Палмер подписал контракт с Heinz, по которому получил $500 и неограниченные поставки кетчупа. Вероятно, в тот момент он понял, что заслуживает большего, а Маккормак поможет ему этого добиться. В итоге они начали сотрудничать – даже без контракта. Партнерство скрепили только рукопожатием, которое позже стали называть золотым.  

В том году Палмер выиграл восемь турниров, включая «Мастерс» и US Open – два из четырех крупнейших соревнований в гольфе. Успехи наложились на спортивную телевизионную революцию – все больше американцев покупали телевизоры и смотрели трансляции, поэтому спортсмены становились звездами. И Палмер стал одной из крупнейших звезд своего времени.

The Los Angeles Times так объясняла отношения Палмера с Маккормаком и IMG: «Палмер ввел IMG в дело, но IMG посадило Палмера в частные самолеты. Арнольд был первым, кто заработал $100 000 на поле для гольфа – и миллион за его пределами. <…> IMG не создало Палмера. Палмер создал Палмера. Но IMG заработало на Палмере, а Палмер заработал на IMG. Палмер сделал гольф богатым. IMG сделало Палмера богатым».

Когда Маккормак начал работать с Палмером, тот зарабатывал $50 000 в год. Вскоре IMG увеличило эту сумму в 10 раз, а потом довело до 10 млн. За всю карьеру Арнольд выиграл около 3 млн на поле для гольфа, но его состояние оценивалось в 200 млн – благодаря неспортивным заработкам, которые ему обеспечивало сотрудничество с Маккормаком.

В начале 60-х IMG работало не только с Палмером, но еще с Джеком Никлаусом и Гэри Плеером – которые вскоре стали Большой тройкой гольфа. Маккормак вспоминал: «Внезапно они начали выигрывать все на свете, и гольф взлетел».

Взлетел не только гольф, но и IMG. Представляя интересы трех главных игроков эпохи, компания получила ресурсы и влияние для расширения. Через пять лет после создания Маккормак открыл лондонский офис, а через семь запустил филиалы в Европе и Азии. Спустя 10 лет после запуска IMG зарабатывало примерно 25 млн в год, представляло интересы сотен спортсменов.

Агентство начало работать не только с гольфистами, но и с турнирами. Например, когда к Маккормаку обратился один из старейших и важнейших турниров – British Open, – он за год увеличил его прибыль от телеправ со $100к до миллиона. И в дальнейшем он оказался лучше всех готов к тому, что телевидение поймет важность спорта и начнет тратить на него огромные деньги.

Кроме того, IMG начало покупать поля для гольфа и вообще постепенно пробираться в него со всех сторон. В какой-то момент Маккормак даже задумывался о том, чтобы организовать собственный тур. Этого не случилось, зато IMG разработало и ввело в PGA-туре свою рейтинговую систему, по которой гольфист, выигравший 11 из 34 турниров, но работавший с другими агентами, занимал всего шестое место.

Принципы работы: получать деньги со всего («Уимблдону» предлагали продавать джин), требовать много, строить спортсменам бизнес-империи. Но брали за это 25% доходов

«Я не агент. Агенты – это толстяки с сигарами. Агенты бронируют группы. Я менеджер. Создатель не только карьер и жизней, но еще явлений, концепций, идей», – настаивал Маккормак, когда его просили объяснить его работу.

Путь к такому скромному описанию деятельности начинался с малого. Когда Маккормак только приступил к работе с гольфистами, он первым делом добивался пересмотра контрактов. Например, ему удалось изменить пункт в одном из соглашений Гэри Плеера, который требовал, чтобы он выигрывал определенное количество турниров в год. Маккормак настоял на замене формулировки на более обтекаемую «пытался выиграть».

Во время работы над уже существующими контрактами начали формироваться принципы, которых IMG потом придерживалось еще очень долго. По соглашению с Wilson Палмер не имел права рекламировать какие-либо другие товары, не продвигая одновременно с этим Wilson. Маккормак не только добился отмены этого ограничения, но еще изменил права спонсора на образ Палмера – они распространялись не на весь мир, а только на регионы, в которых у Wilson были магазины.

Таким образом, у Палмера появилась возможность рекламировать разные товары для гольфа на разных региональных рынках. В дальнейшем того же принципа придерживались в работе с Бьорном Боргом, который в США и Европе играл ракетками разных производителей – чтобы зарабатывать в два раза больше.

На международных рынках – особенно в Японии – IMG научилось работать быстро и продуктивно. Например, на гольфиста Дэйва Эйчелбергера там даже не стали тратить силы, потому что у него сложная фамилия. Зато имя Палмера лицензировали так мощно, что оно в этом плане было популярнее Ральфа Лорена и Кельвина Кляйна. И спустя много лет агентство использовало Японию, чтобы быстро монетизировать первые успехи Марии Шараповой за счет краткосрочных контрактов – параллельно собирая портфолио из элитных спонсоров в США и Европе. Причем фундамент реализации этой стратегии закладывался, когда Мария была еще совсем маленькой.

Заключая новые контракты, Маккормак придерживался нескольких основных положений:

• он требовал и добивался рекордных выплат. Причем они были такими большими, что слишком мощные требования на агентском жаргоне стали называть «цифрами Маккормака», а самому Марку в Британии дали прозвище «Марк-Нож», во Франции – «Мидас мышц», а по всему миру называли паразитом и манипулятором. Но именно эти историческая наглость и амбициозность помогли IMG провести переговоры с Nike, после которых Тайгер Вудс в 2000-м подписал контракт на $100 млн;

• еще Маккормак стал добиваться не плоской выплаты за сотрудничество, а процента от рекламного бюджета. Сейчас IMG развивает этот принцип в работе с Наоми Осакой, ставшей совладелицей некоторых компаний, которые рекламирует;

• он стремился, чтобы все приносило его клиентам прибыль – чтобы они были полностью одеты в продукцию своих спонсоров, пили спонсорские напитки, играли спонсорским инвентарем. Именно поэтому Бьорн Борг на пике популярности был лицом 39 продуктов – от ракеток до швейных машин. Он, кстати, стал первым человеком в теннисе, заработавшим за год миллион долларов, а потом – пять. У женщин миллион первой срубила Крис Эверт – тоже клиент IMG;

• при этом Маккормак всегда настаивал, чтобы его спортсмены рекламировали только лучшие продукты своих спонсоров и имели возможность заблокировать выпуск рекламы, если она им не понравится. Развитием этого принципа стала работа Тони Годсика (тогда еще агента IMG) с только начавшим побеждать Роджером Федерером. Они не спешили заключить кучу контрактов, а постепенно собрали портфолио элитных спонсоров, за счет сотрудничества с которыми швейцарец стал рекордсменом по рекламным доходам;

• Маккормак и IMG привязывали бонусы по контрактам к победам, но в целом они стремились работать со спортсменами так, чтобы их результаты уже не имели особого значения. «Меня куда больше волнуют личные качества человека, чем его игра», – говорил Маккормак, агентство которого потом сделало суперзвезд из Анны Курниковой и Эжени Бушар, знаменито почти ничего не выигравших.

Влияние IMG и Маккормака на работу турниров и их организаторов тоже получилось огромным. Дональд Делл, в начале 1970-х подрезавший у Маккормака идею и организовавший свое агентство, объяснял: «Он сделал для изменения профессионального спорта больше, чем кто-либо другой». В основном это заключалось в его коммерциализации:

• через гольф Маккормак продвинул практику подъемных – их платили американским топ-игрокам, чтобы они ездили на турниры в Европе, которые они раньше зачастую игнорировали;

• со Всеанглийским теннисным клубом и «Уимблдоном» Маккормак работал с конца 60-х и помогал продавать телеправа – и закладывал основы этого рынка. А еще с помощью IMG клуб и турнир зарегистрировали торговый знак и пытались зарабатывать на нем – например, Маккормак предлагал выпускать уимблдонский джин;

• в середине 70-х «Уимблдон» при содействии IMG стал первым крупным турниром, на котором появились спонсорские тенты – сейчас они есть везде;

• наконец, под влиянием IMG, работавшей с МОК, Олимпиады стали проводить так, чтобы они растягивались не на два уик-энда, а на три. Это позволило увеличить прибыль от телеправ.

Все это привело к тому, что в 70-х Маккормака называли самым могущественным человеком в гольфе, в 80-х – в теннисе (правда, это сделал журнал Tennis Magazine – принадлежавший Маккормаку), а в 90-х – в спорте вообще.

Уже с первого крупного клиента IMG научилось превращать спортсменов в машины по зарабатыванию денег. Это вылилось в то, что в 1989-м 60-летний Арнольд Палмер заработал по рекламным контрактам $12,5 млн – больше любого другого спортсмена в мире.

Кроме того, вместе с IMG они выстроили бизнес-империю, в которую, например, входили: компания, управлявшая 15 гольф-клубами; компания, создававшая проекты полей для гольфа; два авиационных агентства; шесть автосалонов, на пике мощи продававшие машин на $900 млн.

Самое классное, что в 1988-м, когда Палмер уже был далеко не на пике карьеры, он при помощи IMG подписал контракт с компанией Hertz, которая не только заплатила ему $400 тысяч, но еще и купила в его салонах 60 тысяч машин. Представитель компании объяснял: «Это не контрактное обязательство. Просто мы лучше будем работать с друзьями, чем с незнакомцами».

Дружба вообще играла для Маккормака огромную роль. До его смерти в 2003-м IMG была полностью его компанией (даже самые высокопоставленные агенты не получали долю, как это принято в этой сфере). И он активно участвовал во всех процессах и поддерживал контакт с основными клиентами.

Например, когда IMG уже было огромным агентством, в котором работали тысячи людей, Маккормак все равно лично пересылал агенту 14-летней и пока ничего не выигравшей Мартины Хингис фотографии с финала юниорского «Уимблдона», чтобы они остались швейцарке на память.

А отношения с Палмером вообще были дружескими на протяжении почти 40 лет. Например, в 1972-м Маккормак передавал одному из своих агентов жалобу гольфиста в письме с заголовком «Твои усы»: «Я тебя пока не видел, но хочу передать комментарий Арнольда: «Пока Эд Китинг не побреется, я не хочу, чтобы он имел какое-либо отношение к моим делам».

А в начале 90-х Маккормак пересылал Палмеру письма, которые отправлял Маргарет Тэтчер – она покинула пост премьер-министра Великобритании, и Маккормак хотел представлять ее интересы, чтобы организовывать контракты на мемуары и публичные выступления. Сейчас это уже настолько обычная практика, что, например, и новый президент США Джо Байден, и новый вице-президент США Камала Харрис – клиенты агентства CAA, которое представляет интересы толпы голливудских селебрити во главе с Джорджем Клуни, Бейонсе и Radiohead. А еще Криштиану Роналду.

Когда Маккормаку уже было за 70, он объяснял, почему не уходит на пенсию: «Потому что я играю в гольф с Арнольдом Палмером и Тайгером Вудсом, в теннис – с Моникой Селеш, меня приглашают на «Уимблдон» и на свадьбу Пола Маккартни. Я каждый день делаю то, ради чего люди выходят на пенсию. Так зачем мне уходить?»

Многие клиенты действительно становились его друзьями – но это не мешало IMG выставлять им счета, которые даже в агентской индустрии многие считали необоснованно высокими. В 1974-м Маккормак отправил Джимми Коннорсу документ, в котором объяснил схему оплаты. IMG брала 25% с общего дохода спортсмена – не только со спонсорских контрактов, но и с призовых. Правда, при условии, что эта сумма не превышает так называемый «теннисный доход» – то, что зарабатывалось на корте.

Многим это не нравилось. Например, Джек Никлаус ушел от IMG как раз из-за того, что ему, как он посчитал, приходилось платить слишком много. И Бьорн Борг в конце 80-х тоже был недоволен счетами, которые ему выставляют. Маккормак тогда объяснил шведу, что по одному контракту, заключенному при помощи IMG, он получил больше, чем заплатил компании за ее услуги. В итоге Борг остался клиентом, и в 1990-м Маккормак пытался продать каналу HBO права на документалку о возвращении шведа в теннис – тогда о планах Борга еще никто не знал, и сам агент в документах называл их секретом.

И позже сообщалось, что схема оплаты изменилась: клиенты отдавали агентам 20% от спонсорских контрактов, 10% призовых и 3% зарплаты.

Как IMG использовало хаос в теннисе: ATP просто купили (и хотели продать Трампу), WTA пытались захватить. А еще грустили, упустив советских игроков, – и поэтому рано поймали Курникову

В теннис Маккормак и IMG вошли еще в конце 60-х – причем сразу привлекли мощных клиентов: обладателей календарных Больших шлемов Рода Лэйвера и Маргарет Корт, а из организаций – Всеанглийский теннисный клуб и «Уимблдон».

Работу с Лэйвером Маккормак использовал в качестве иллюстрации своих возможностей в переговорах с другими звездами. Например, в 1974-м он писал Джону Ньюкомбу: «Когда мы начали представлять интересы Лэйвера, он неоспоримо был лучшим теннисистом мира, и первые несколько лет нашего сотрудничества его заработки на корте намного превышали доходы от контрактов. Сейчас я с радостью могу сообщить, что при помощи тщательного планирования и подготовки хороших долгосрочных (подчеркнуто в документе – Sports.ru) контрактов мы добились того, что сейчас ситуация обратная: его доходы от спонсоров значительно превышают теннисные».

В том же письме он представил Ньюкомбу план работы, в котором обозначил шесть потенциальных спонсоров в четырех странах: США, Австралии, Японии и Франции.

И к моменту того письма Ньюкомбу IMG уже работало с Бьорном Боргом. В декабре 1973-го, когда швед еще не выиграл ни одного титула и только-только вошел в топ-20, Маккормак писал подчиненным: «Честно, если мы подпишем Бьорна Борга, то сможем перестать ломать голову в попытках заполучить Настасе». Он уже тогда считал, что Борг очень много принесет компании. А в августе 1974-го, когда Борг уже выиграл один «Ролан Гаррос», Маккормак писал про него партнеру, что он «вполне возможно, станет величайшим теннисистом в истории».

В итоге Борг стал и одним из величайших, и самым высокооплачиваемым в своем поколении. Конечно, ему в этом помогли талант и ангельская внешность, но Маккормак с IMG прикладывали немало усилий, чтобы привлечь как можно больше спонсоров. Например, даже жалобу на то, что швед вместе с Витасом Герулайтисом стали жертвами овербукинга, Маккормак превратил в предложение о сотрудничестве, которое направил главе авиакомпании.

Если возвращаться к турнирам, то постепенно IMG начало работать со всеми «Большими шлемами», для которых решало вопросы маркетинга, промоушена и продажи телевизионных прав. Когда Маккормака спросили, почему все больше ресурсов компании направляется на турниры, он отмечал, что это и более выгодно, и менее рискованно: «Бьорн Борг может сломать ногу. «Уимблдон» – нет».

Влияние Маккормака в теннисе стало таким серьезным, что президент МОК Хуан Антонио Самаранч в 1982-м конфиденциально спрашивал его, в каком виде лучше возвращать теннис в олимпийскую программу. Маккормак предложил допускать только любителей – юниоров и так далее. Но в 1984-м, когда теннис вернулся на Олимпиаду, там выступали профи.

В 1985-м руководители мужского тура (тогда это была еще не ATP) подали в суд на IMG и агентство ProServ, обвинив их в создании незаконных ограничений, попытках монополизации и конфликте интересов – потому что агентства не только представляли игроков, но и имели финансовые интересы и доли во многих крупнейших турнирах.

Добиться ограничения роли агентств в теннисе этому иску не удалось. Более того, в 1988-м ATP объявила о создании собственного тура, а в марте 1989-го IMG стало его эксклюзивным агентом, который распоряжался продажей всех прав – в обмен на минимальную выплату $56 млн за три года. Крупнейшей сделкой тогда стало соглашение с IBM о титульном спонсорстве. Писали, что IMG переоценило привлекательность нового тура, поэтому поиски спонсоров получились «позорно длинными».

Известно, что в их ходе Маккормак предлагал сделку с ATP Дональду Трампу, уже тогда соблазняя его «разумным снижением цены». В его архиве даже сохранилась рукописная записка про The Trump ATP Tour, на которой стоит сумма – $7 млн. IBM потом платила туру 9 млн за два года. 

Sports Illustrated в 1990-м писал, что IMG, на тот момент представлявшая интересы 10 игроков топ-30, «практически купила только созданный ATP-тур». А будущий чемпион «Ролан Гаррос» Томас Мустер даже заявил: «Это уже не тур игроков, это тур IMG. Это очень плохо для тенниса».

Сделку с ATP тогда рассматривали как продолжение того, что один из бывших работников агентства называл вертикальной интеграцией. В ходе этого процесса IMG проникло на все уровни тенниса: работало с игроками, турнирами, федерациями, а в 1984-м начало контролировать и «средства производства» – купило академию Ника Боллетьери, чтобы раньше добираться до молодых талантов. Редактор журнала Tennis Week Юджин Скотт утверждал, что покупка прав на ATP выполняла похожую роль: «Если вы 17-летний игрок и видите, что предпринимает IMG, то точно захотите с ними сотрудничать».

Еще решительнее IMG поступила с WTA – в 1994-м предприняв неудачную попытку «рейдерского захвата» (формулировка The New York Times). Агентство утверждало, что у тура нет руководства, привлекательных турниров, интересных соперничеств, титульного спонсора, телевизионного контракта – и это губит женский теннис. Поэтому агентство хотело на два года взять управление туром в свои руки. Лицом этой кампании была одна из создательниц WTA – Билли Джин Кинг (естественно, клиент IMG).

В итоге WTA срочно выбрала руководителя, и IMG отказалось от попытки захвата. При этом отношения с туром у компании не испортились – наоборот, в 1999-м WTA при участии IMG подписала контракт с производителем дезодорантов, шампуней и других товаров для тела Sanex на $40 млн – это была крупнейшая спонсорская сделка в истории тура. Центральной фигурой в переговорах стала Стефани Толлесон, на тот момент работавшая агентом сестер Уильямс.

IMG добилось такого влияния в теннисе, потому что «там больше хаоса, и это дает нам больше свободы», как это в 1990-м сформулировал глава отдела гольфа в компании Хьюз Нортон. Филипп Шатрие, тогда возглавлявший «Ролан Гаррос» (на тот момент единственный «Шлем», с которым у агентства не было мощных связей), тоже говорил: «Маккормак замечательно строит империю. Боюсь, он вошел в вакуум».

Бывший вице-президент IMG Дастин Мердок называл «отсутствие компетентных конкурентов» общей причиной всех успехов компании. Он утверждал, что это позволило агентству стать гигантом, который способен владеть и управлять мероприятиями, проводить крупные сделки и работать с огромным количеством спортсменов.

Другой причиной успеха Мердок называл самого Маккормака, которого характеризовал как «лучшего в своем деле» и «самого изобретательного человека, которого я только видел». Многие люди, изучавшие историю IMG, с ним соглашаются и говорят, что агентство стало таким могущественным во многом потому, что Маккормак, не сумевший добиться успехов на поле для гольфа, все равно хотел быть лучшим и первым.

Этот тезис иллюстрируют отношения IMG с теннисистами из России. В 1986-м Маккормак прислал своему теннисному отделу статью о том, что их конкуренты из агентства ProServ очень мощно работают в СССР и станут представителем всех советских игроков – включая Андрея Чеснокова и Александра Зверева-старшего. Маккормак был крайне разочарован и говорил, что такого допускать нельзя. (Кстати, главным провалом IMG был отказ от сотрудничества с Мохаммедом Али. Маккормак посчитал боксера слишком буйным, а критики называли решение не работать с ним расистским).

Видимо, это их мотивировало, потому что в 1992-м IMG подписало 11-летнюю Анну Курникову. Агент IMG Пол Теофанус услышал о ней от своих контактов в России, потом посмотрел на нее на Кубке Кремля-1991, послушал еще больше восторженных отзывов и связался с ее матерью Аллой. Вскоре с Анной подписали контракт и вывезли ее во Флориду, в академию Боллетьери.

«Сейчас в бывшем Советском Союзе образовался вакуум в плане финансирования и поддержки спортсменов. Думаю, семья Анны увидела возможность, которой дома у них просто не было», – объяснял Теофанус. В первый раз, когда советский теннис открылся миру, IMG упустила возникший вакуум, но второй такой шанс они реализовали, вырастив самую привлекательную для спонсоров спортсменку мира.

А потом в том числе пример Курниковой направил во Флориду Марию Шарапову – которая тоже стала клиенткой IMG.

IMG вне спорта: продавали мерч папы римского и вели переговоры Горбачева с Pizza Hut

В спорте Маккормаку тоже было тесно. В 1985-м он организовал IMG Artists – подразделение, работавшее с музыкантами. Причем не с поп-звездами, а с представителями мира классики. «За редкими исключениями вроде Пола Маккартни и Элтона Джона поп-звезды довольно недолговечны. Но мне нравится представлять интересы 50-летнего скрипача, который будет играть и в 70», – объяснял такое направление Маккормак.

В мир модельного бизнеса он немного нырнул еще в конце 60-х и рассказывал: «Тогда модели зарабатывали $100 в день. Это был скользкий, теневой, накачанный наркотиками и замешанный на сексе бизнес», – вспомнил он позже. Со временем заработки моделей выросли, и в 1987-м Маккормак запустил подразделение IMG Models. Для его продвижения он хотел использовать свои успехи и репутацию в спорте: «Мы предполагаем, что мама 15-летней девочки, которая станет новой Хайди Клум, скорее захочет, чтобы она работала с фирмой, представляющей Крис Эверт, чем сбежала в Милан с каким-нибудь скользким агентом».

Сейчас IMG Models – одно из крупнейших модельных агентств мира, которое в разное время представляло интересы Тайры Бэнкс, Жизель Бюндхен, Хайди Клум, Кейт Мосс и Беллы Хадид. А еще Марии Шараповой и Софьи Жук. И развивалось оно по той же схеме, что и спортивные подразделения – сначала занималось людьми, а потом постепенно стало организовывать мероприятия и недели моды (например, российскую). С музыкантами, кстати, поступили так же, со временем перейдя на организацию концертов.

Кроме того, в портфолио IMG есть нестандартные проекты с людьми, которые постоянными клиентами не становились.

Например, в 1982-м компания помогала католической церкви как можно больше заработать на визите папы римского Иоанна Павла II в Великобританию. «Мне позвонили из офиса лондонского архиепископа. Сказали, что церковь понесла большие убытки, когда в 1979-м папа ездил в Ирландию. Потому что тогда кто угодно продавал сувениры и религиозные товары. Он спрашивал, можем ли мы обуздать этот денежный поток и направить его церкви, когда папа поедет в Англию», – рассказывал Маккормак.

В итоге во время визита британские таблоиды всячески высмеивали коммерческие амбиции церкви и рисовали карикатуры. Но фирма Маккормака заработала $2 млн.

А в 1996-м агент из IMG Кейти О’Нил Бистриан выступила посредником между Михаилом Горбачевым и Pizza Hut, в результате чего бывший генсек появился в рекламе сети пиццерий.

Маккормак начал общаться с людьми из команды Горбачева еще в 1994-м. Тогда он писал коллегам после встречи с Александром Лихоталем: «Они очень хотят развивать Фонд Горбачева и заручиться нашей поддержкой. Им нужен примерно миллион долларов в год на работу фонда, и еще они хотят построить для него здание в Москве. Они заинтересованы в том, чтобы мы помогали Горбачеву коммерчески и я уверен, хотели бы, чтобы Фонд Горбачева получил наш благотворительный грант».

Про самого Горбачева Маккормак писал: «Вероятность его возвращения на политическую сцену в России больше, чем 50/50. Он очень популярная культовая фигура, и вы и сами в курсе, что его знают и уважают по всему миру. Если мы поучаствуем в его замыслах, я уверен, что он будет очень полезен в наших проектах в России».

В 1996-м Горбачев участвовал в президентских выборах и набрал 0,5%. После этого его фонд столкнулся с финансовыми проблемами, и тогда начались переговоры о съемках в рекламе, которая вышла на следующий год.

Как пишет журнал Foreign Policy, Горбачев поставил два условия:

1. Он должен будет одобрить сценарий.

2. Сам он пиццу в кадре есть не будет. «Я бывший глава государства, я не могу», – объяснял он свою позицию. В итоге в ролике он кормил пиццей свою внучку Анастасию Вирганскую.

***

В начале 2003-го у Маккормака случился сердечный приступ, из-за последствий которого он в том же году умер. На тот момент он был единственным владельцем и руководителем IMG.

После его смерти для компании наступил тяжелый момент. В конце 2002-го агентство начало реализовывать масштабный план расширения, на который было взято кредитов на $200 млн в 12 разных банках. Маккормак не оставил после себя бизнес-наследника, поэтому после его смерти кредиторы начали нервничать.

Вместо расширения пошел обратный процесс: преемниками Маккормака стали его соратники Боб Кейн и Аллистер Джонстон, которые начали продавать активы, сократили 20% штата, закрывали офисы и подразделения, сокращали зарплаты. «Основатель имел эмоциональные связи с компанией. Он создал ее, и каждое подразделение, каждый офис были его детьми. А у нас был скорее деловой подход», – объяснял Кейн.

В 2004-м компанию купил инвестиционный фонд Теда Фростманна, который стал ее главой. При нем IMG отошла от близости между агентами и клиентами. При Маккормаке у многих клиентов компании был его номер телефона, и они могли ему в любой момент позвонить. Эта культура отношений изменилась. А еще из агентства уволили всех детей Маккормака, кроме одного. 

IMG перестало быть детищем Маккормака, но не перестало процветать. В 2013-м его купило агентство WME за 2,2 млрд, и вместе они продолжили контролировать теннис, гольф и расширяться. Например, в 2016-м WME-IMG возглавило группу инвесторов, купивших UFC за 4 млрд. Так акционерами главного бойцовского промоушена в мире стали сестры Уильямс и Мария Шарапова, а еще ряд голливудских звезд.

И кто знает, появились бы в спорте такие деньги, если бы в конце 1950-х Марк Маккормак не согласился организовывать гольфистам выставочные турниры.

Дикие 90-е: Тарпищев за счет связей с Ельциным основал Национальный фонд спорта – который позже ввозил водку и засветился с ОПГ

Louis Vuitton снимал в рекламе Пеле и Марадону, а теперь подписал Наоми Осаку и показал: спорт – это новый люкс

Когда-то в Шараповой видели новую Курникову. Хотя она (почти) не снималась в бикини и продавала себя как чемпионку

Подписывайтесь на самый познавательный инстаграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Andrew Redington/ALLSPORT, Julian Finney, Kristian Dowling, Evening Standard, Express/Hulton Archive, Matthew Stockman, Antony Jones, Clive Brunskill/ALLSPORT, Drew Angerer, George Freston/Fox Photos, Simon Bruty, Diane Freed, Darren England/ALLSPORT, Florian Ebener, Hulton Archive, Clive Brunskill /Allsport; ASSOCIATED PRESS/East News; heinz.com