Федерер вернулся после двух операций на колене! Играл мощно и творчески, но скорости пока не хватает
Во втором круге турнира в Дохе 20-кратный чемпион «Больших шлемов» Роджер Федерер обыграл Дэна Эванса – 7:6, 3:6, 7:5. Для 39-летнего швейцарца это был первый официальный матч за 405 дней.
Возвращение Федерера было самым ожидаемым теннисным событием февраля. Радовались не только болельщики, но и коллеги Маэстро: например, Доминик Тим сразу после победы над Асланом Карацевым засел на трибунах, а на турнире в Сантьяго трансляцию смотрели в лаунже для игроков. Белинда Бенчич вообще посчитала возвращение Роджера подарком на день рождения.
Швейцарец не выступал на официальных турнирах с 30 января 2020-го, когда в полуфинале Australian Open проиграл Новаку Джоковичу. После этого он еще провел рекордный выставочный матч против Рафы Надаля в ЮАР, где она собрали 52 тысячи зрителей, а потом объявил, что у него болит колено – и он перенесет операцию.
Вскоре после этого началась пандемия, но даже после нее Федерер не вернулся – потому что колено снова заболело, и его пришлось повторно оперировать.
Восстановление потребовало очень много усилий, потому что, по рассказам фитнес-тренера Пьера Паганини, Федерер потерял большую часть мышечной массы. В итоге сначала пришлось несколько месяцев восстанавливаться физически, чтобы тело было готово к возобновлению теннисных тренировок.
Перед началом турнира Роджер рассказывал, что форма сейчас нормальная, но до лучшей еще далеко: «Надеюсь, я буду готов на 100% к «Уимблдону». Все остальное не так важно. В последние три недели я был удивлен, как хорошо все идет, но матчи отличаются от тренировок. Сейчас я двигаюсь день за днем и нацелен на травяной сезон».
***
Возвращение Федерера стало не только теннисным, но и бизнес-событием. Во-первых, его анонсировали в журнале Vogue (который редактирует подруга и болельщица швейцарца Анна Винтур). В статье встречу с Эвансом назвали первым кругом (а не вторым), Доминика Тима – швейцарцем (а не австрийцем), а еще не заметили, как Борна Чорич снялся с турнира, но суть была не в теннисе, а в том, что под камбэк экипировочный спонсор Роджера Uniqlo выпустил новую коллекцию из переработанных материалов. Ее раскупили практически сразу.
Кроме того, Федерер окончательно расстался с Nike. После того, как в 2018-м он перестал играть в их одежде, он продолжал носить кроссовки Nike – потому что Uniqlo теннисную обувь не происходит. Но в прошлом году Роджер вложился в швейцарскую компанию ON, и она подготовила ему именную коллекцию.
Ее выпуск был таким секретом, что на прошлой неделе во время тренировок Федерера в Дубае всех, кто за ними наблюдал, просили не фотографировать и не снимать видео. А фотографии для соцсетей Роджер делал либо без ног, либо без обуви.
***
Это возвращение Федерера стало особенным еще и потому, что он попал в новый мир пандемийного тенниса. Поэтому в Доху он приехал без семьи (хотя обычно возит с собой жену, четверых детей и еще несколько нянь), а перед турниром рассказывал, что придется привыкать к ограниченному количеству зрителей на трибунах.
И в начале матча с Эвансом Федереру тоже пришлось адаптироваться к новым реалиям. Например, он спрашивал судью, сколько времени дается между розыгрышами и самому ли ему придется ходить за полотенцем. И потом Роджер не сразу осознал, что полотенце может оставить в специальном коробе, а не носить на переходы с собой.
***
«Вообще мне кажется, что я провел очень хороший матч. Невероятно доволен выступлением», – так Федерер подвел итоги в интервью на корте.
Матч действительно был очень хорошим, и многое Федерера должно было порадовать.
• Федерер не зря когда-то говорил: «Можете разбудить меня в три часа ночи, и я смогу подавать без разминки». В среду первая подача работала отлично – особенно в первом сете, когда он попадал ею в 83% случаев и выигрывал на ней 85% очков. Потом процент попадания постепенно падал – и в середине третьей партии опустился вообще ниже 50%, но в итоге выровнялся до приличных 68%. А реализация осталась очень хорошей – 79%.
• Роджер весь матч очень хорошо наказывал Эванса за короткие мячи – агрессивный настрой швейцарца за 14 месяцев без турниров никуда не делся. Особенно опасен в этом плане был форхенд.
• У Федерера было много творческих розыгрышей, когда он внезапно летел вперед, попутно придумывая невероятный удар с полулета, или обыгрывал Эванса у сетки за счет хитрого и сложного движения кистью. Или первым ударом после подачи вколачивал драйв-воллей с бэкхенда.
• Роджер оказался крепче в ключевые моменты матча. Например, первый сет он выиграл обалденным обводящим с бэкхенда – хотя до этого слева играл в целом не очень ровно. И в последнем гейме он сделал брейк за счет стабильности, воспользовавшись тем, что Эванс в нем выдал худший отрезок за весь матч.
• А бэкхенд по линии навылет, которым он поставил точку в камбэке – восторг!
***
Несмотря на то, что в игре Федерера проявилось много хорошего, было очень заметно, что это его первый матч за долгое время. И, кажется, это результат того, что он пока еще не готов играть на максимальных скоростях, на максимальной резкости.
В первом сете у него мало что получалось на приеме – и потому, что Эванс хорошо подавал, и потому, что он чуть запаздывал с реакцией.
Но чем дольше длился матч, тем больше Федерер цеплялся за прием – он получался все агрессивнее и агрессивнее, становился стабильнее. Роджер постоянно давил (в 7 из 11 геймов на подаче Эванса он доходил до 40), но превратить давление в брейк удалось только в последнем гейме. Во многих случаях шансы швейцарец упускал сам.
Если отойти от приема, то на тай-брейке Маэстро не реализовал сетбол на подаче, сыграв вообще не по-федереровски – чуть замедлил с рывком вперед, в итоге играл драйв-воллей с форхенда по низкому мячу и совершенно по нему не попал. Явное последствие долгого простоя. Правда, уже в следующем розыгрыше он организовал себе точно такое же комбо – и реализовал идеально.
Несмотря на шикарные бэкхенды, которыми Роджер выиграл первый сет, а потом и матч, слева он играл нестабильно и срывал много ударов.
Во втором сете Федерер проиграл подачу, потому что у него вдруг пропал первый мяч, это дало Эвансу возможность двигать его по задней линии – а ногами Роджер стал работать не совсем идеально. В итоге он трижды подряд сорвал удары.
В дальнейшем ситуация выправилась, но все равно в движении ему было очень тяжело.
Нехватка игровой практики чувствовалась и в любимой Федерером игре с лета. Например, на тай-брейке первого сета он проиграл два очка на подаче подряд, когда шел вперед с не очень хороших ударов. А еще было несколько случаев, когда у сетки он играл слишком толсто.
***
«Я был бы рад здесь находиться, даже если бы проиграл, но, конечно, победить приятнее», – сиял Федерер на корте в интервью после матча. И по ходу игры было очевидно, что это на самом деле так.
Роджер как никогда много улыбался и смеялся – даже после собственных ошибок и неточностей. А фанаты тенниса улыбались вместе с ним – потому что он наконец вернулся и продолжает шикарно играть даже в 39 после двух операций.
Однажды Федерер превратился в голого Борга, злого Макинроя и блондина Агасси. Все для рекламы
Подписывайтесь на самый веселый инстаграм о теннисе
Фото: globallookpress.com/Paul Zimmer via www.imago-images; Gettyimages.ru/Mohamed Farag
Да, было много красивейших ударов, которые он выполнял с немыслимой легкостью. На срывы почти не обращала внимания (ну кроме сетбола на тайбрейке)).