Бэкхенд в прыжке – теннисная красота. В моду ввел скандальный Риос, а Сафин влюбил в него Россию
Бум.
Один из ключевых процессов в эволюции тенниса – постепенное превращение бэкхенда в максимально атакующий удар. Самой активной его фазой стали 70-е и 80-е, когда, с одной стороны, все больше игроков стали пробивать бэкхенд с двух рук (Борг, Коннорс, Эверт), а с другой – произошел отход от деревянных ракеток, в целом сделавший теннис более мощным.
Постепенно бэкхенд из удара, с которого в основном подрезали, превратился в стабильное и крепкое оружие. А итогом этого процесса стал один из самых зрелищных и размашистых ударов в теннисе – бэкхенд в прыжке.
Невозможно сказать, кто именно придумал бэкхенд в прыжке, но популярность он начал обретать в 90-х, а одним из первых стабильных исполнителей этого удара на профессиональном уровне был чилиец Марсело Риос. Он известен тем, что остался единственным бесшлемным №1 рейтинга в истории мужского тура, а еще дурным характером – ходят истории про то, как в столовой для игроков он обзывал стоящих в очереди теннисисток «жирными», как выкидывал жену из машины и как показывал задницу журналистам на «Уимблдоне».
Тренер Дэвид Эйм рассказывал, что Риос изобрел бэкхенд в прыжке, когда тренировался в академии Ника Боллетьери: «Он подпрыгивал с правой ноги и пробивал в воздухе. И удар получался эффективным, потому что он встречал мяч очень рано. А за счет отличного чувства ритма Риос пробивал с большой скоростью. Он так бил, когда находился в корте – на задней линии или уже внутри».
Другим мастером и популяризатором этого удара стал Марат Сафин. Он гиперболично опровергал тезис, что бэкхенд в полете придумал Риос: «Мы так пробивали еще очень давно – до того, как Риос родился». (На всякий случай – чилиец старше Марата на пять лет).
Сафин очень много сделал для продвижения бэкхенда в прыжке. Теннисисты из России особенно любят этот удар. Дарья Касаткина, например, рассказывала: «Я с 12 лет играю бэкхенд в прыжке. Все русские так делают: Сафин, Кузнецова. Мне так нравится». Ей вторил Даниил Медведев: «Из-за Марата все дети в России делали две вещи – били с бэкхенда в прыжке и ломали ракетки».
В целом в современном теннисе бэкхенд в прыжке выполняют многие, потому что это хороший удар, полезный в разных ситуациях:
• против высоких мячей. Слово Сафину: «Иногда приходится так бить, чтобы выиграть время. Так обычно пробивают после свечек, чтобы не ждать, пока мяч опустится – и не давать сопернику время».
• он помогает не очень высоким игрокам. 170-сантиметровый Диего Шварцман в Риме, например, обыграл Рафаэля Надаля, потому что регулярно встречал его форхенд (славящийся высоченным отскоком) бэкхендом в прыжке. Это позволяло ему не делать шаг назад и не отдавать пространство на задней линии. Кстати, Риос тоже полюбил этот удар, потому что с его помощью компенсировал небольшой рост (175 см).
• когда хочется обострить игру. Денис Шаповалов рассказывал, что любит подпрыгнуть, когда встречает меленные и высокие удары соперника. За счет того, что мяч находится в более высокой точке, бить можно более плоско – потому что нужно меньше переживать, как поднять его над сеткой. И можно впрыгнуть в удар, вложить в него всю массу тела – да еще и с разгона. В итоге бэкхенд в прыжке очень хорош для силовых переводов по линии – когда мяч должен перелететь самую высокую часть сетки. Наоми Осака покажет.
• когда хочется создать угол. Это происходит опять же из-за высоты точки удара – она позволяет лупить с более острым направлением. Демонстрирует Светлана Кузнецова, подлетавшая на четвертом часу игры с Франческой Скьявоне.
С другой стороны, некоторые тренеры и болельщики считают бэкхенд в прыжке проявлением лени – якобы игроки его выбирают, когда не хотят работать ногами. Другие видят в нем просто желание покрасоваться.
И такой удар – это на самом деле красиво.
Разрывные банана-шоты – фишка Надаля. Как он их бьет? И как помогают скользкие струны?
В теннисе все ломают ракетки. Но настоящие разрушители бьют их об ноги
Подписывайтесь на самый мощный инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Cameron Spencer, Al Bello