Разрывные банана-шоты – фишка Надаля. Как он их бьет? И как помогают скользкие струны?
Разбираем страшное оружие.
Классическая теннисная история. Кто-нибудь играет с Рафаэлем Надалем. Кто-нибудь начинает атаку и одним ударом выбивает Надаля глубоко в правый (для испанца) угол, получает короткий ответ и мощно переправляет мяч в левый (для испанца) угол. Но вместо того, чтобы выиграть очко, смотрит, как в корт влетает безумный банана-шот.
Надаль достает мяч, когда он находится где-нибудь в 40 сантиметрах над землей, и пробивает так, что 70% времени полета мяч направляется в аут – но потом делает изгиб по дуге и приземляется в корте. Траектория по форме напоминает банан. Отсюда и название.
Конечно, Надаль далеко не единственный, кто так умеет. Роджер Федерер, например, один раз заставил мяч обогнуть стойку сетки и ворваться в корт.
Но именно Надаль пробивает банана-шоты чаще и лучше всех. Он это делает с такой регулярностью, что TennisTV в прошлом году выпустил подборку из 25 лучших банана-форхендов Рафы. И это только их малая часть.
Как испанец превратил сумасшедше зрелищный удар в будничное дело?
Ответ такой же, как и на большинство вопросов об игре Надаля – вращение.
Чтобы пробить банана-шот, нужно придать мячу очень мощное боковое вращение. В игре Рафы все заточено именно под это.
1. Он играет струнами из искусственного мультиволокна с сечением в форме восьмигранника.
Исследование замедленных повторов взаимодействия мультиволоконных струн с мячом выявило, что они способствуют сильному вращению, потому что получаются более скользкими по сравнению со струнами из природных материалов или даже чистого полиэстера.
Скользкость позволяет им двигаться относительно друг друга, но при этом удерживать на себе мяч (форма восьмигранника особенно полезна для сцепления с мячом). Эта дополнительная подвижность струн приводит к тому, что они потом более энергично встают на место. Эта энергия и придает мощное вращение.
2. Техника Надаля идеально подходит, чтобы вкручивать.
«Евроспорт» провел исследование и выделил три основных фактора.
• Широко расставленные ноги помогают раскручивать весь корпус и генерировать мощь.
• В задней точке замаха угол между головкой ракетки и рукой Надаля составляет 90 градусов. Это помогает мощно ее разогнать до контакта с мячом.
• А во время контакта Надаль добавляет вертикальное движение запястьем, которое и закручивает мяч.
Эти три компонента очень плавно и эффективно складываются в цепь, которая делает его форхенд мощным и крученым.
При этом обычно все сосредотачиваются на верхнем вращении, которое Надаль придает мячу. Но чистого верхнего вращения не бывает, к нему всегда добавляется боковое. А поскольку у испанца движение очень резкое и происходит с включением кисти, боковое вращение у него всегда тоже мощное.
Энди Маррей, например, рассказывал после поражения от Рафы на «Уимблдоне»-2008: «Он так сильно машет рукой в мяч. Придает ему такое вращение, что он отскакивает от корта в совершенно другую сторону».
Поэтому Надалю нужны минимальные адаптации, чтобы закручивать банана-шот. Он просто чуть сдвигает точку на мяче, в которую бьет, и не пытается провести ракетку сквозь него, а делает движение более гладящим (потому что основной задачей становится придание мячу вращения и направления, за силу удара отвечает соперник, мощно вколотивший в корт).
Если наложить на мяч циферблат, то для выполнения банана-шота правше надо погладить его по направлению с 7 часов к 3, а левше – с 5 к 9.
На замедленных повторах прекрасно видно, что именно это Надаль и делает.
Направленность движения вбок особенно заметна, когда Надаль играет по высокому мячу и ему не нужно думать о том, как поднять его над сеткой.
А когда у него есть время, то не пользуется мощью соперника, а генерирует свою.
Но когда все компоненты удара не складываются в целое, получаются очень жесткие ошибки. Типа такой.
Надаль – это мощь и выносливость, но не надо недооценивать его мягкие руки и быстрый мозг
Джокович – резиновый. Тянется с детства (потому что был слабым), спокойно садится в шпагат
Однажды Федерер пробил так изумительно, что Роддик кинул в него ракетку
Слишком уж нетривиальный и известный удар.