Джокович хотел бить рекорды – и у него снова получается. Со скрипом и кучей проблем, но все же взял 36-й «Мастерс»
Если не дисквалификация – то победа.
Последние несколько лет Новак Джокович не скрывает, что хочет писать историю и закончить карьеру самым титулованным теннисистом. Основные цели – рекорд по победам на «Больших шлемах» и по количеству недель на первой строчке. Кроме того, очень важны титулы на главных турнирах ATP – «Мастерсах».
Две недели назад на US Open серб из-за импульсивности и невезения упустил отличный шанс приблизиться к рекорду Федерера по «Шлемам». Но после этого взял себя в руки и вернулся на взятый ранее курс.
В понедельник он начал 287-ю неделю в качестве первой ракетки мира. Теперь он отстает только от Федерера – и сейчас кажется на 99% неизбежным, что в ближайшие 23 недели (которых ему не хватает до рекорда) его никто с первого места не сместит.
А еще в понедельник Новак выиграл финал «Мастерса» в Риме у Диего Шварцмана – 7:5, 6:3. Серб взял 36-й титул такого уровня и стал единоличным лидером по этому показателю, оторвавшись от Надаля.
Финал получился нервным, неровным и напряженным – как и вся неделя Джоковича в Риме.
Ужасное начало и показательные отношения с дропшотами
В первых трех геймах Новак дважды отдал свою подачу, допустив семь невынужденных ошибок. Не работало все то, что делает его великим теннисистом: прием и бэкхенд чаще летели в аут или сетку, чем в корт, первая подача тоже проходила меньше чем в половине случаев.
Кроме того, сербу не хватало терпения, и он пытался побыстрее заканчивать розыгрыши – либо неподготовленными атаками, либо неподготовленными укороченными. Так, например, второй гейм матча он закончил двумя ошибками с дропшота подряд.
Отношения Джоковича с дропшотами вообще были очень важными для этой встречи и служили отличным индикатором уровня серба, который плавал от плохого до отличного.
Новак использовал укороченные, чтобы не ввязываться в затяжные розыгрыши с динамо-машиной Шварцманом, который как будто создан для плотных разменов на задней линии. Но в те моменты, когда серб не был готов играть хорошо, он укорачивал примерно третьим-четвертым ударом, потому что просто не хотел терпеть в перестрелке. Иногда это его спасало, но очень часто такие дропшоты оказывались либо в сетке, либо на ракетке Диего.
В лучшие моменты матча укороченные были прекрасным тактическим оружием – потому что в лучшие моменты матча серб их хорошо готовил. Джокович в основном стремился атаковать форхенд Шварцмана и за счет перекрученных кроссов справа и плотных переводов по линии слева задвигать его за заднюю линию. Статистика показала: примерно в половине случаев точка, в которой ракетка аргентинца контактировала с мячом, находилась минимум в двух метрах за задней линией. Сам он при этом был еще дальше.
Отличный пример не отчаянного, а продуманного дропшота мы увидели на реализованном матчболе. Джокович долго терпел и плотно атаковал в длинном розыгрыше – хотя в начале матча в такой ситуации наверняка бросил бы это дело и укоротил намного раньше. Но тут он пошел на дропшот, только задвинув Диего глубоко за заднюю полусвечкой, когда пространство впереди было открыто. Очко он в итоге выиграл – Шварцман не успел добежать достаточно быстро, чтобы конструктивно ответить.
Этот розыгрыш продемонстрировал еще и другое – Джокович, как всегда, прибавлял в решающие моменты.
Когда было важно, Джокович – сталь
Это хорошо видно на контрасте со Шварцманом. Да, Диего иногда выдавал вот такие потрясные удары.
Но посмотрим несколько примеров игры аргентинца в важные моменты.
• Поведя 3:0 в первом сете, в следующем гейме он допустил двойную ошибку и редкую невынужденную с бэкхенда – и один брейк отдал.
• Гейм при счете 5:6 в первом сете аргентинец начал с трех ошибок – и в итоге его проиграл.
• Во втором сете Диего тоже сразу сделал брейк – и сразу его отдал, подарив несколько очков необязательными ошибками.
• При счете 2:2 у Шварцмана было два брейк-пойнта – и он их упустил двумя ударами в середину сетки.
• Решающий брейк во втором сете аргентинец тоже наполовину подарил, сделав несколько невынужденных на подаче при счете 3:4.
Джокович действовал совершенно иначе. Второй брейк в первом сете он отыграл во многом за счет того, что собрался и постоянно заставлял наносить Шварцмана еще один удар. Так он выжал две очень важных ошибки.
Еще Новак прибавлял на подаче, когда становилось горячо. Это вообще было его фишкой на этом турнире. Например, в полуфинале против Каспера Рууда он эйсами отыграл три брейк-пойнта во втором сете – причем один из них выполнил со второй подачи.
И, конечно, в важные моменты Джокович начинал плотнее и терпеливее атаковать с форхенда. Но это мы уже обсудили, когда речь шла о дропшотах.
***
В Риме Джоковичу досталась очень хорошая сетка (Шварцман был единственным соперником топ-20), но по ней он прошел с множество проблем: то не работал форхенд, то отключался бэкхенд, то пропадала первая подача, то еще что-нибудь.
Однако в ключевые моменты он был силен, собран и стабилен. Особенно впечатляет, что Новак вернулся на привычный для себя уровень цепкости так скоро после происшествия на US Open.
Поэтому он и великий.
Джоковича не надо оправдывать. Ему не повезло попасть в судью, но он давно напрашивался на бан
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Riccardo Antimiani – Pool; globallookpress.com/Alfredo Falcone/Keystone Press Agency; REUTERS/Clive Brunskill
Я всей душой за него с его первого Мастерса где я его первый раз и увидел.
Аjде за РГ 2020!
Сербы и Черногорцы, да и хорваты все брюнеты.
На турков ни разу не похожи. Турки другие совсем