Притормози
Для тех, кто не понимает, что вдруг случилось, Стивен Тиньор дает разъяснения по сегодняшнему выступлению Надаля.
Был самый разгар «Ролан Гаррос»-2011, и Рафаэль Надаль давал пресс-конференцию, долго рассказывал что-то, чего я не мог понять. Я знал, что победа на турнире много бы для него значила, она бы позволила ему сравняться с Бьорном Боргом и остановила бы спад, который начался с четырех поражений от Новака Джоковича. Но Надаль говорил не о своей игре, не о сетке, Борге, Джоковиче или еще чем-нибудь, хоть как-то связанном с турниром. Он разъяснял систему, которую придумал, чтобы сократить сезон для тех, кто хочет, чтобы он был сокращен – то есть, топ-игроков – при этом оставив его по-прежнему длинным для тех, кому он и так нравится – то есть, всех остальных. Надаль говорил о том, что надо быстрее и компактнее проводить обязательные «Мастерсы», оставляя концовку сезона под маленькие турниры серии 250. Все это было слишком сложно для рядовой пресс-конференции после рутинной победы. С одной стороны, надо снять перед Надалем шляпу за то, что он действительно пытался придумать способ изменить что-то, а не просто нудил и жаловался. С другой стороны, стоило задуматься, почему это до такой степени его беспокоит. Он действительно верит, что теннис можно изменить?
Я часто задавался вопросом, почему Надаль – по натуре не политик, не революционер, как Билли Джинг Кинг, и даже не бунтарь, как Андре Агасси – так много думает и говорит об изменениях в туре. Я-то всегда представлял его себе эдаким парнишкой, находящимся в некоем боевом трансе, который просто хочет играть, а остальным пусть занимаются другие. Но он предлагал изменения в формате Кубка Дэвиса (сделать его чем-то вроде Кубка Мира, который проходил бы раз в два года) и в рейтинговой системе (сделать рейтинг двухгодичным, чтобы игроки не калечились в попытках защитить очки). После интервью в Sydney Herald-Sun, которое появилось на этой неделе, возникло ощущение, что Надаль готов снова выйти на тропу войны – он пытается сократить количество турниров на харде. Вроде бы, они убивают его колени, а он не хочет уходить из тенниса в 30 лет и хромать всю оставшуюся жизнь.
В последние несколько дней ситуация только накалилась. Сначала лондонская Times сообщила, что Рафа готов покинуть пост вице-президента совета игроков при АТР, потому что его работа не приносит результатов. А на сегодняшней пресс-конференции на Australian Open его спросили о его роли на встрече игроков, которая прошла в субботу, и где он должен был завести дискуссию по поводу обозначенных им проблем. Надаль – с небольшим раздражением – сказал, что устал быть публичным лицом всех недовольных, что многие игроки согласны с ним, но «нужные ребята» не имеют полномочий «бороться за нас». Показалось, что политика ему окончательно осточертела.
Когда Надаль перешел с вопросов на английском к вопросам на испанском, уровень его раздражения и возмущения заметно вырос. Оказалось, что у него есть еще по меньшей мере одно заявление, и оно касалось его друга, соперника и главы совета игроков Роджера Федерера. Надаль раскритиковал Федерера за то, что тот почти ничего не делает, чтобы улучшить теннис, за то, что другим игрокам приходится «лезть» на публику со своими жалобами, а тот на их фоне выглядит «джентльменом».
«Если Федерер закончит карьеру свежим как огурчик, то это потому что у него какой-то особенный организм, но ни Маррей, ни Джокович, ни я не закончим карьеру цветущими розочками».
По словам Надаля, большинство – «супербольшинство», как он удивительно обтекаемо выразился – согласно с его идеями (насчет рейтинговой системы, я думаю), но «структура» не дает изменениям произойти. И вполне резонно можно спросить, имел ли он в виду, когда говорил, что в туре нет нужных ребят, которые будут за них бороться, президента Федерера. Я никогда не слышал, чтобы большинство игроков склонялось в пользу изменения рейтинговой системы, или чтобы большинство хотело сокращения сезона, или перестройки Кубка Дэвиса. Большинство топ-игроков – может быть, да, но я предполагаю, что у Надаля есть свои причины утверждать, что его мнение разделяют и остальные.
Это было несправедливо по отношению к Федереру. Хотя у стороннего наблюдателя может возникнуть ощущение, что Федерер ставит себя выше всего этого, он просто считает, что отдельные игроки не должны публично выступать со своими жалобами, если другие их не разделяют. Федерер также считает, что топ-игроки должны учитывать положение всех теннисистов. Швейцарец старше Рафы, и наверняка видит больше преград на пути столь желанных для игроков изменений, чем молодой невольный зачинщик бунта. И в душе Федерер – традиционалист. Он по-прежнему с легким недоверием относится к всеми принятой системе Hawk-Eye. Как сегодня сказал Надаль, они оба любят тур, он многое им дал, но там, где Рафа видит возможность его улучшить, Федерер видит негатив и отрицательный пиар.
На первый взгляд может показаться, что Федерер держит в уме общее благо, а Надаль – только благо Надаля и его коленей. Но несмотря на то, что сегодняшние слова Рафы были выпалены на волне разочарования, и, скорее всего, он о них пожалеет, я наконец-то понял, почему он все время борется с ветряными мельницами – он отчаянно хочет сберечь свое тело и продлить карьеру, даже если ради этого придется «раздражать» публику. Он не может полагаться на других, когда речь идет о том, чтобы играть дольше, дольше продолжать бороться. И хотя Рафа зря приплел Маррея и Джоковича к своему делу и противопоставил их Федереру и его «особенному организму», он верит, что борется за длительные карьеры для всех, за то, чтобы, как он сказал, все могли «играть в футбол и кататься на лыжах с друзьями» после окончания карьеры. Согласно ли с ним супербольшинство игроков, как он говорил? Я не знаю.
Надаль всегда играл в бескомпромиссном стиле «возможно все». Он, в конце концов, долгое время был единственным игроком, который не принимал поражения от Роджера Федерера. И хотя он прав в том, что борется за свое мнение – я согласен с Рафой насчет расписания и Кубка Дэвиса – он не прав в том, что начал бороться с Федерером (по крайней мере, у всех на виду), и что так о нем сказал. Этот сложный теннисный мир не очень-то хочет меняться, независимо от того, кто стоит во главе совета игроков.
И несмотря на то, что Надаль должен иметь право говорить все, что он хочет сказать, несмотря на то, что эта стычка придаст яркости Australian Open, разве не нужно нам всем, чтобы эти ребята ладили? Наверное, они оба согласятся, что это полезно для тенниса.
Вот от него с Роджером ничего не слышно. Может,там в совете не всё-так просто, и сложились коалиции » 2х2»...
PS только не хочется в дальнейшем читать вью Надаля о том, что «он восве не то имел в виду», «очень уважает Роджера» и бла-бла-бла...сказал - действуй, а мы посмотрим, чего он добьется.
Для вас, возможно, это станет открытием, но я все же скажу: Ваше мнение не есть истина в последней инстанции. Совет бесплатный, можете не благодарить
Не выдерживаешь конкуренции, опасаешься за свое здоровье - уходи, карьера уже супер-успешная.
Рафа слишком долго пытался играть «хорошего парня», по натуре не будучи таковым. Но шила в мешке не утаишь. Хотя Надаль достоин всяческого уважения, за то, что все же пытается загнать своего «зверя» поглубже в берлогу. Возможно, ему иначально не нужно было этого делать, оставаться самим собой. И был бы в туре новый Макинрой, или «лимон» Риос. Теперь уже поздновато давать задний ход. Так что воспринимать его выпады всерьез не стОит. Думаю, Роджер действительно намного выше того, чтобы отвечать в том же ключе
А «гений», кстати, тоже в 2006-07 ныл про сокращение календаря. Он же был инициатором того, чтобы в финалах Мастерсов играли 3 сета, а не 5. А щас ему просто пофиг, «добегивает» спонсорские денежки и на покой, а после нас, как говорится, хоть потоп...
Многие возмущались ими, а они оказались пророческими...
Интрига закрутилась: что ответит Роджер!
А у Надаля проявилась прямо-таки злобная зависть к Роджеру и жалость к себе...