В Playboy первой из тенниса снялась Эшли Эрклроад. Это было логичным итогом отношений WTA и сексуальности
Исторический материал.
Американка Эшли Эрклроад за 12 лет в профессиональном теннисе не выиграла ни одного титула WTA, не поднималась в топ-30 рейтинга и не проходила на «Больших шлемах» дальше третьего круга. Но дважды вошла в историю.
Первый раз был в 2006-м на турнире в Майами. Ее матч против Джамеи Джексон был первым в основном туре, на котором использовали систему повторов Hawk-Eye. И хотя раньше ее использовала Джексон (и потом сама призналась, что ей просто очень хотелось стать первой), Эрклроуд была первой, кто с ее помощью успешно оспорил решение судьи.
«Думаю, это будет полезно для тенниса, здорово для болельщиков и для игроков. Все будут спокойнее, понимая, что чуть больше контролируют ситуацию, – рассказывала потом американка, тогда еще бывшая замужем за Александром Богомоловым-младшим. – Я с судьями особо не спорю, но муж может ругаться целый день. Иногда так и хочется сказать: «Мяч попал, хватит уже».
Однако больше помнят второй раз, когда в 2008-м Эрклроад стала первой теннисисткой, снявшейся для журнала Playboy.
Это было важным событием не только для любителей посмотреть на красивых женщин. С идеологической точки зрения оно стало логическим завершением траектории, по которой женский теннис двигался в отношениях с сексуальностью.
После завершения карьеры девятикратная чемпионка «Больших шлемов» Моника Селеш, долго боровшаяся с расстройством пищевого поведения и психически страдавшая от лишнего веса, рассказывала: «Мое поколение было последним, которое рекламировали как теннисисток – Граф, Хингис. Но потом пришла Анна Курникова, и внезапно важнее всего стала внешность».
В 2000-м Мартина Навратилова, профессионально игравшая еще с 1975-го, возмущалась тем, что WTA подталкивала теннисисток к использованию привлекательности для привлечения внимания. К этому ее побудила обложка журнала Tennis Italiano, для которой Татьяна Гарбин, Франческа Лубиани и Алис Канепа снялись обнаженными (найти ее пока не удалось).
«Я критикую не игроков, а политику WTA, которая приветствует использование гламурной стороны тенниса. Секс – часть тура, и WTA это поддерживает. Я против этой возмутительной позиции. По-моему, у нас хороший продукт, и не нужно просить игроков носить все более низкие декольте, чтобы как-то себя продвигать», – говорила Навратилова.
В 2001-м о том же самом говорила комментатор Мэри Карилло: «WTA сознательно стремилась делать теннисисток красивыми и требовала обложки у журналов. Меня это беспокоит. Появляются всякие статьи: «Они такие гламурные, умеют готовить, жонглировать кошками». Секс помогает продать, я не дура, все понимаю. Но меня больше интересует, что Винус Уильямс – выдающаяся спортсменка, чем то, что она сама пришивает блестки на платье перед выходом на Центральный корт «Уимблдона». Это все херня. Мне неинтересно. Я хочу знать, почему она не работала над второй подачей».
Представители WTA все отрицали и говорили, что «гламур мы не продвигаем, но от него и не прячемся». И женский теннис в конце 90-х и начале 2000-х бил рекорды популярности не только за счет сексапильности, но и за счет мощной игры, ярких соперничеств, напряженной борьбы. Сочетание двух элементов прекрасно описал журналист Sports Illustrated Джон Вертхейм: «Никогда раньше теннисистки не были такими атлетичными, такими мощными, такими изысканными, такими мускулистыми, такими амбициозными. Такими без стеснения сексуальными».
Так что съемка Эрклроад была давно назревавшим прыжком в эпицентр мэйнстрим-сексапильности. И в интервью об этой фотосессии она делала акцент и на спорте: «Я горжусь своим телом. И я показывала тело спортсменки». Год спустя ESPN начнет выпускать ежегодный The Body Issue, для которого с тем же посылом – показать не просто красивое тело, а тело профессионального спортсмена со всеми его достоинствами и недостатками – снялись десятки атлетов.
А Эрклроуд в 2018-м рассказала, что никогда не стеснялась наготы и в детстве постоянно бегала полуголой. Не стесняется она ее и сейчас – недавно выложила вот такое фото с подписью, что в карантине экономит на одежде.
Курникова – легенда. Была суперюниором, ничего не выиграла и все равно изменила теннис
«Курникова бывала приятным человеком. Редко». Продюсер WTA – о характере Анны и кулаках Хингис
Фото: Playboy USA/Arny Freytag; globallookpress.com/via www.imago-images.de/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Clive Brunskill; instagram.com/ashleyharkleroad