«Федерер принадлежит миру эстетики так же, как миру спорта». Танцевальный критик – о грации великого
Маэстро как воплощение красоты.
За последние недели у нас начал складываться сериал, в котором мы выделяем определяющее качество современных топ-игроков. Джокович – эластичный, Медведев – небрежный, а еще чуть раньше мы обсуждали то, что первым бросается в глаза в Надале – его мышцы (если интересно, ссылки на эти материалы будут в самом низу).
Теперь очередь дошла до Роджера Федерера, игру которого зачастую обсуждают не как спортивный, а как эстетический феномен. Даже его соперники восхищаются тем, что самые сложные вещи он заставляет казаться простыми и непринужденными. А в мае прошлого года феномен Федерера осмысляла танцевальный критик The Washington Post Сара Кауфман в статье «Почему Роджер Федерер – самый грациозный спортсмен наших времен».
Конечно, в ней много классического фанатского восхищения Маэстро, но в целом это интересный взгляд из другой сферы. И Кауфман рассуждает не только о спортивной, но и человеческой грации Федерера.
***
«Роджер Федерер приезжает на «Ролан Гаррос» не только королем кортов и образцом высокого стиля. Он – чистое поэтическое вдохновение с ракеткой.
Не только древние видели в атлетах классические идеалы и воплощения красоты. Для многих хардкорных поклонников спорта и любителей тенниса, как и для страстно уникальных Федфанов, швейцарец принадлежит миру эстетики так же, как миру спорта.
Конечно, могут быть те, кто относится к этой позиции скептически. Как может существовать поэтический теннисист?! Но в то же время, почему нет? Давайте согласимся, что статус Федерера уникален, и многие считают его величайшим игроком в истории. Но его статистика и рейтинг в этом вопросe не очень актуальны. Меня интересует живое и постоянное удовольствие от просмотра его матчей, их художественная ценность.
Легкая, текучая работа ног, прекрасная пружина торса в начале ударов, перенос веса, как будто нет веса, только воздух и ритм, его дробные шаги и протяжные прыжки и разница в скорости между ракеткой и запястьем. Федерер с легкостью совмещает надежную организацию и будоражащую спонтанность и таким образом создает эффект, который выходит за пределы тенниса, спорта и даже тела.
(Тут идут неинтересные примеры восхищения Федерером, которые мы опустим – Sports.ru).
Изысканность, интеллект и красота игры Федерера могут ввести нас в прямое и мгновенное взаимодействие с грацией. Мы видим человека, который в своей природе настолько идеален и свободен, что почти приближен к божеству. Так на нас влияют великие художники.
Когда русская звезда балета Михаил Барышников взлетал в воздух, он забирал с собой тысячи сердец зрителей, потому что непринужденная растяжка и выразительность его тела передавали им какое-то безымянное, приятное ощущение, порожденное в глубинах нервной системы. Влияние было сложным и непонятным. Были времена, когда наблюдая танец Барышникова, я осознавала только завороженность, как вспышку света, от которой кружилась голова.
Именно такое невообразимое восхищение я испытываю, когда Федерер пролетает по грунту и, не знаю, кружится на полпути, совершает мах ракеткой между ног или через плечо не глядя и посылает мяч на заднюю линию соперника, как молнию с пальцев Зевса. Мы видим удар и в то же время его не видим. Сознание не может понять, как он произошел. Но взаимодействие его движения и наших эмоций влияет на нас на уровне чистого чувства. Наука и монотонная работа создают такой беспечный удар, комбинацию уникального мозга Федерера и многих лет тренировок. Но он кажется чудом, не только потрясающим, но и не требующим усилий. Это грация Федерера. Он почти не потеет, а мы сидим, задыхаясь.
Потрясающая точность Федерера сейчас, возможно, встречается реже, чем несколько лет назад, но легкость движения и гармоничность течения игры никуда не делись. Он может быть в полете или скакать по покрытию, но движение постоянное – одно вытекает из другого. Меняются темп и динамика – взрыв тихонько смягчается и замедляется, рывок вперед останавливается, прежде чем Федерер снова отпрыгивает. Но всегда есть ощущение мягкой чуткости и понимания линии и формы.
И он знает, как хорошо выглядит. «Я всегда считал, что удары получаются очень красивыми, когда ты в движении, – рассказывал он о своем форхенде и подрезке. – Так они намного зрелищнее и элегантнее, чем удары с места. Поэтому я люблю бить в движении».
Обычно мы не обсуждаем профессиональных спортсменов с позиций грациозности, хотя, если задуматься, это странно. Если грация – самая хорошая, самая приятная сторона тела, то у элитных спортсменов ее должно быть в избытке. В конце концов, их тела работают на выдающемся уровне, а доведение движений до идеала – это их работа. Но мы все равно обсуждаем спорт в основном со сверхмужественных позиций жесткости, доминирования и мощи. Но будем откровенны: в спорте грации все равно мало. Преобладает стероидная эстетика, взрывная сила и агрессивность ценятся больше таких тонких моментов, как ловкость, равновесие и координация.
В плане грации поведения и социального взаимодействия герои спорта тоже не всегда блистают, а внимание чаще привлекают скандалы. Когда мы думаем о спортсменах, социальное изящество приходит на ум далеко не в первую очередь.
Но Федерер воплощает обе категории грации – и физическую, и социальную. Он порхает, спокойный и естественный, несет груз идеала так же легко, как его блестящие локоны болтаются над налобной повязкой во время матчей. Он не стонет и не воет. (Это, кстати, распространенный, но миф. Посмотрите, например, прошлогодние решающие матчи на «Уимблдоне». Федерер стонет мужественным басом – Sports.ru).
Федерер находится под давлением славы и неизбежного влияния возраста, но он не мучается экзистенциальными вопросами. Вместо этого у него вроде бы стабильный брак, четверо милых детей, теплая дружба с соперником и почти полной противоположностью Рафаэлем Надалем. Он даже фанатеет от Хью Джекмана.
Для него важны уход за собой и стиль, и, судя по избытку доказательств, он относится к людям с уважением. Все это довольно отрадно в эпоху, когда… Скажем так, нельзя воспринимать такую благопристойность как данность.
Наверное, главное проявление грациозности Федерера – это, как легко он ее несет. Она непрерывна на корте и за его пределами.
Я считаю это признаком поистине грациозного спортсмена. Федерер такой не один – причем далеко не один. Грациозность субъективна, и разные люди могут придавать ей разные значения, но я свожу ее к легкости и щедрости, объединенным в теле и духе.
Мохаммед Али был примером этого. В ринге у него была парящая, почти музыкальная плавучесть. Тело как будто создал Микеланджело: прекрасно сложенное, но не слишком массивное. И его жизнерадостная зрелищность и привлекательность для зрителя были воодушевляющими, а не отталкивающими. Еще Али был ярым гуманистом, использовал славу в борьбе с расизмом. И даже ослабев от болезни Паркинсона, он продолжал бороться за то, что ему важно, и, например, помогал освободить американских заложников в Ираке.
(Дальше Кауфман пишет о бейсболистах, что для нас не особо интересно. Поэтому их описания пропустим – Sports.ru).
В теннисе была Крис Эверт с ее прекрасными манерами и аурой загадочности. Она была собрана под давлением и не ошибалась в самых напряженных ситуациях, обладала тихим профессионализмом. Фигуристка Мишель Кван была художницей на льду и примером для подражания за его пределами. Многократная рекордсменка мира и олимпийская чемпионка Кэти Ледеки излучает счастье и считается щедрым партнером по команде. Она обладает непоколебимым трудолюбием и полезной тягой к выступлениям против наркотиков.
Крис Эверт – символ эпохи: первой в спорте заработала миллион и на грунте добилась больше Надаля
Это неполный список, но вы понимаете суть. Грациозные спортсмены – это живые предметы искусства, поэзия в движении. Их тела выточены по принципам искусства, с приятными пропорциями и балансом. И они функционируют гармонично, с ощущением организованного движения и живого, интересного ритма. Их как будто несет невидимая сила, они не обладают ни массой, ни трением. Для них время замедляется, а гравитация отворачивается. Равновесие – их родственная душа.
Конечно, Федереру не чужды проблемы смертных, что доказало его снятие с турнира в Риме. Но все равно там он играл с характерной плавностью, и очень трудно заметить неудачное скольжение в матче с Чоричем, которое он обвинил в травме. Возможно, все случилось в начале второго сета, когда он поскользнулся на линии и жестко тормозил, бросил вес назад и почти, всего на миллисекунду, потерял равновесие. Положение он выправил в основном коленями – и когда они согнуты под прямым углом видно, как мгновенно напрягаются сухожилия под кожей, часть сети мышц и соединительной ткани, борющейся с притяжением и тягой назад. Он оправился мгновенно, федерерично (в оригинале было Federerly – Sports.ru).
Тот матч он выиграл, вышел в четвертьфинал, но получил повреждение. Новость о его отказе поселила тревогу в тысячи сердец. Каждая травма 37-летнего спортсмена – или танцора, раз на то пошло, – кажется значимой. И мы же говорим о Федерере. Но если он тоже переживал, то ничего не показал. Объявление было щедрым и теплым, немного сдержанным: «Для меня Рим всегда был одним из любимых городов, и я надеюсь вернуться в следующем году».
Есть что-то скромное и человечное во фразе «я надеюсь вернуться в следующем году», что-то воплощающее грациозность Федерера. Это одновременно выражение желания и признание, что не все зависит от него, что он может потерпеть неудачу. Как бы он ни любил игру, судьба тоже определяет, приедет ли он на все запланированные турниры и как далеко на них пройдет.
Однажды блестящие волосы поредеют и поседеют. Придет время, когда он больше не сможет танцевать на корте и наших экранах. Но то, как Федерер сейчас живет и играет, как он надеется и не останавливается, – это кажется обещанием, что он не потеряет то, что вдохновляло его по ходу многих лет величия и откровения. И это продолжит вдохновлять нас. Федерер демонстрирует идеал очень часто, и теперь мы знаем, что он достижим».
Сила Медведева – в небрежности. Но он всегда на грани расхлябанности, и это его слабость
Джокович – резиновый. Тянется с детства (потому что был слабым), спокойно садится в шпагат
Надаль – самый мышцатый теннисист мира. Но он редко ходит в качалку
Теннис свернулся из-за коронавируса, но наш инстраграм про него – нет. Подписывайтесь
Фото: Gettyimages.ru/Justin Setterfield, Clive Brunskill, Yong Teck Lim / Stringer, Ian Walton, Christopher Lee / Stringer; РИА Новости/Валентин Барановский
- "ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто смог вывести перекидывание мяча за пределы спорта".
Единственный, поняли? Какие ещё там Лэйверы, Борги, Макинрой, Лендлы, Коннорсы, Сампрасы? Это всё перекидывание мяча. Теннис начался с Федерера.
Дальше.
- "ПЛЕБЕЯМ не дано понять всей уникальности Роджера".
Плебеи все, кто не визжит от восторга при одном упоминании имени Федерер.
Дальше.
Ваш же комментарий, где вы называете двух из трёх величайших теннисистов в истории "цыганом" и "стероидным".
То есть, в комментариях к восхваляющей Федедера статье его фанаты полили грязью и оскорбили всех остальных великих теннисистов и их болельщиков, и при этом удивляются, как кто-то может ненавидеть их вместе с их кумиром. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.
В этом плане Рафа и Джока куда скромнее. И Месси тоже.
После одного из проигрышей Рафе: "Я всегда тот, от кого зависит результат наших матчей. Он побеждает не тогда, когда выигрывает, а тогда, когда я играю плохо".
После упущенного матчбола на своей подаче и последующего поражения от Новака в полуфинале USO2011: "Это была не лучшая подача, но то, как он её принял - он просто не тот парень, который продолжал верить в победу. И проиграть кому-то вот так - это очень разочаровывающе, потому что ты чувствуешь, что он ментально уже проиграл и просто у него получился удачный удар в конце".
После финала Шанхая 2017, который Рафа играл с очевидной травмой и прихрамывая: "Я не видел никаких проблем с коленом у Рафы. Он играл, как обычно".
После проигрыша Тиму в группе на итоговом 2019: «У меня не возникло ощущения, что соперник меня переигрывает»
Теннис Роджера..когда его ничего не беспокоит...бег Болта после 30 стартовых метров...зависание в воздухе и проходы под кольцо..от " Его воздушества"...пархание Али по рингу...комбинации Рой Джонса..оборону Флойда..на работу с мячом и передачи пиковых Зидана и Иньесты...
Фанатеть можно от кого хочется, но вот с выбором аргументов против оппонента обычно сложности у таких персонажей. Вот это вызывает огромное отторжение
В теннисе то Роджеру больше ничего уже не светит!
И одновременно ответ на вопрос - почему Деда так любят болельщики.
Роджер - это не просто случай суперрезультатов. Это случай суперрезультатов, помноженных на суперзрелищность. Красоту движений, адреналиновую атакующую стихи.