Джокович – король Australian Open. Первый титул взял еще в 2008-м, когда показывал пародии, а его родители хоронили Федерера
В финалах не проигрывает никогда.
В 2007 году Новак Джокович из-за пределов топ-15 ворвался в первую тройку – сезон принес пять титулов, полуфиналы «Ролан Гаррос» и «Уимблдона», финал US Open, а еще выбившийся из серии успехов провальный дебют на итоговом. Отдохнув и перезагрузившись в межсезонье, 20-летний Новак вернулся, чтобы внести интригу в доминирование Роджера Федерера и Рафаэля Надаля. «В последнее время я много добивался хороших результатов, и люди начали чаще говорить о трех игроках, а не только о двух. Приятно и очень лестно это слышать», – делился Джокович и на Australian Open-2008 начал всерьез доказывать, что говорившие правы.
В очередной раз спародировал Шарапову, помог Типсаревичу почти победить Федерера и дожал Хьюитта, сыгравшего в самом длинном матче турнира
Первый круг пролетел для Джоковича без проблем, если не считать тай-брейк в третьем сете. После матча Новак объяснял, что на харде давление на него только усиливается, но он старается не ориентироваться на чужие ожидания. Их к тому моменту прибавилось, и выражались они в совершенно разных формах. Например, во время первого матча Джоковича очень активно поддерживали девушки с сербскими флагами. Когда он поблагодарил их после игры, они кричали так громко и настойчиво, что он даже попросил дать ему вставить несколько слов: «Впервые вижу надписи на футболках типа «Я люблю Ноле». Я видел «Миссис Роддик», «Женись на мне, Роджер», но свое имя – впервые».
Обрадованного таким приемом Джоковича интервьер попросил показать пародию на Марию Шарапову (Новак прославился разными образами в 2007-м, и тогда их популярность была на пике). Тот поначалу отнекивался, объясняя, что не все позитивно воспринимают его пародии, но все же дал себя уговорить. Кстати, Шарапова, когда ей предложили изобразить Джоковича, отказалась.
Во втором круге у Новака проскакивали неприятные невынужденные и периодически проседала подача, но он не позволил им помешать результату и отдал всего пять геймов.
Матч за выход в 1/8 финала, как и два предыдущих, закончился быстро. Джокович справился с главным оружием Сэма Куэрри – подачей – и за полтора часа пробился во вторую неделю. «Конечно, всегда хорошо в начале «Большого шлема» провести три легких матча. Я сэкономил физическую и ментальную энергию, чтобы быть на 100% готовым к следующему», – подводил первые итоги серб.
В отличие от него некоторым пришлось помучиться: из 16 мужских матчей сразу два продлились больше четырех часов. Джокович оказался связан с обоими.
В первом бились Федерер и Янко Типсаревич. Новак, к тому времени сыгравший со швейцарцем шесть раз за два года, дал своему «земляку и другу» пару советов, а потом и поддержал его дистанционно, посмотрев весь пятый сет. Победил со счетом 10:8 все же действующий чемпион Australian Open, но Джокович остался очень доволен выступлением Типсаревича. «Если бы Янко выиграл, это было бы совершенно заслуженно, – поддерживал соотечественника Новак. – Он выстоял четыре с половиной часа против лучшего игрока в мире, так что действительно может собой гордиться».
А в самом продолжительном матче круга (в конечном счете – всего турнира-2008), еще и побившем рекорд Australian Open по времени окончания, определялся следующий соперник Джоковича. Ллейтон Хьюитт и Маркос Багдатис играли уже после серба, причем начали незадолго до полуночи, так что решение организаторов выпустить теннисистов на корт в это время вызвало споры. Новак в преддверии встречи сказал журналистам, что сам матч не увидит, поскольку уже будет спать, но его тренер планирует смотреть.
В итоге Хьюитт и Багдатис 4 часа 43 минуты выясняли, кто из них третий раз в карьере сразится с Джоковичем: у первого тогда была ничья с сербом, а второй уступал. В концовке по абсолютно забитым трибунам невозможно было предположить, что на самом деле полпятого утра. Надежды досидевших до финального розыгрыша австралийских зрителей оправдались: Хьюитт с пятого матчбола довел матч до победы и с облегчением упал на корт. Дождался ли этого момента тренер Новака, неизвестно.
В матче с Джоковичем Хьюитт навязать борьбу почти не сумел, хотя сербу впервые пришлось провести на корте больше двух часов. «Ллейтон – чемпион, он бывший №1 в мире, играющий перед домашней публикой. Он всегда опасен, где бы и когда бы ни играл, – отдавал сопернику должное Новак, но признавал, что битва с Багдатисом все-таки измотала австралийца. – По нему трудно сказать, устал он или нет, потому что он настоящий боец. Бегает по всему корту и не отдает очки просто так. Но я думаю, что во втором сете ему тяжело пришлось в длинных розыгрышах, и он допускал нехарактерные для него невынужденные».
Не отдал Федереру ни сета, подарив родителям повод для гордости и смелых прогнозов
После Хьюитта Джоковичу предстояло сыграть с Давидом Феррером, но все уже говорили о полуфинале против Федерера. Хотя даже когда о потенциальной встрече еще мало задумывались, у Новака все равно спрашивали что-нибудь про Роджера на каждой послематчевой пресс-конференции.
Чтобы немного придержать склонных забегать вперед, Новак посоветовал не забывать об успешном для Феррера сезоне-2007. Однако тот, по собственному признанию, отдал матч Джоковичу еще до выхода на корт. Он объяснил, что не смог собраться, несмотря на прекрасную форму, зато серб отлично подавал. Новак добавил, что давил на соперника тем, что не торопился и сбивал темп. «Я постоянно терял концентрацию в самые ответственные моменты, – анализировал проигрыш Феррер. – В конце третьего сета я разозлился на себя и на него, но что-то серьезно менять было уже поздно».
Пятый матч подряд Джокович не отдал ни сета. А Роджер впервые с 2004 года не взял ни партии в матче на «Большом шлеме».
«Победить первую ракетку мира невероятно. Возможно, это лучшее, что видел этот корт. Я очень горд, – радовался Новак. – Довольно трудно играть против Федерера, который прекрасно себя чувствует на любом покрытии. Он очень успешно выступал в Австралии последние несколько лет, у него много болельщиков в Мельбурне. Я впечатлен, что сумел справиться с этим давлением, мне удалось показать свою лучшую игру».
Родители Джоковича были в восторге от победы сына над Федерером. «Как говорится, король умер – да здравствует король, – заявила мама. – Когда они в прошлый раз играли на US Open, мой муж сказал: «Это последний раз, когда он выигрывает у Новака». Потому что Новак набирал очки, пользуясь оружием Федерера. Отец сказал Новаку, что он настолько зрелый, что может побеждать, как Федерер». Еще Диана была уверена, что Австралия станет первым из многих «Больших шлемов» Новака и что со временем ее сын будет первым в рейтинге. Болельщики, и без того спорившие, началась ли новая эра, принялись выяснять, кто высокомернее – серб или швейцарец – и применима ли к ним вообще эта характеристика.
Вспомнил про детство в горах, где начал играть в теннис и встретил своего первого тренера
После победы над Федерером Джоковича спросили, звонил ли он Типсаревичу – чтобы тот помог советом на полуфинал. «Он сейчас там, куда мне тоже хочется, где я начал играть в теннис. Он на горнолыжном курорте, катается на сноуборде, – сказал Новак. Репортер удивился, что финалист Australian Open предпочитает оказаться в горах. – Я шучу. Конечно, мне хочется остаться здесь и дойти до конца. Удивительное чувство – быть в финале. Я присоединюсь к нему после». Янко, по словам Джоковича, обошелся без подсказок и просто его поддержал.
Шутил Новак наверняка о Копаонике – горнолыжном курорте в нескольких часах езды к югу от Белграда, куда Джоковичи переехали, когда сыну было два года. Отец Новака Срджан, в прошлом профессиональный лыжник, и мать Диана открыли пиццерию, магазин спортинвентаря и художественную галерею. Семейный ресторан соседствовал с тремя кортами, которые построили тоже в конце 1980-х.
Летом 1993-го Новак, который в два встал на лыжи (обожает их до сих пор), а в четыре взял в руки ракетку, каждый день ходил наблюдать за тренировочным лагерем Елены Генчич. Она, заметив такой интерес, пригласила его на занятие. Генчич со временем стала «теннисной мамой» Джоковича и внедрила в его подготовку принципы, компенсировавшие недостаток силы и превратившие его в Человека-паука.
В 1999-м Копаоник, расположенный на границе Сербии и Косово, сильно пострадал во время вооруженного конфликта. Новак с семьей тогда находился в столице, которая тоже попала под обстрелы. «В 11 лет я был старшим братом. Я считал себя ответственным за безопасность близких, поскольку силы НАТО начали бомбить мой родной Белград, – писал потом Джокович в автобиографии. – Такой парень, как я, выросший в Сербии, стал чемпионом по теннису? Это было маловероятно даже при лучших обстоятельствах. И стало еще маловероятнее, когда посыпались бомбы». Новаку с родными по несколько ночей подряд приходилось вместе с другими семьями прятаться в бомбоубежищах. Первую главу автобиографии он так и озаглавил: «Бэкхенды и бомбоубежища».
В финале сыграл против фаворита зрителей, вывел Тсонга из себя затяжками времени и признал, что эпоха Федерера еще не окончена
Другой полуфинал Australian Open не был таким принципиальным, как Джокович – Федерер: Жо-Вильфрет Тсонга, включивший турборежим, быстрее чем за 2 часа в трех сетах обыграл Рафаэля Надаля. Так, Джокович и Тсонга гарантировали турнирам «Большого шлема» нового чемпиона. «В последние годы доминирование Федерера и Надаля было подавляющим. Поэтому мне кажется, что болельщикам будет очень интересно увидеть что-нибудь новое», – резюмировал Новак.
Перед финалом Джокович старался максимально абстрагироваться от тенниса: шутил, слушал музыку, смотрел смешные видео – по крайней мере, так потом рассказывал он сам. Новак отвлекся и успокоился. «А потом я вышел на корт, и все изменилось за две секунды», – улыбался серб после матча.
Повод для нервов существовал: оказаться фаворитом в финале «Большого шлема» для Новака было непривычно. Тсонга, не попавший на Australian Open в посев, до этого вообще не играл в финалах уровня ATP. Прежде чем стать сенсацией, он выступал в Мельбурне всего раз – в предыдущем, дебютном сезоне в туре проиграл в первом круге.
На корте фаворитом был Джокович, но зрители склонялись в пользу его соперника. На том Australian Open сербу вообще повезло сыграть с хозяином кортов, легендой вне времени и, наконец, с главным прорывом турнира. Сам Новак перед финалом назвал Тсонга талантливым игроком с большим потенциалом, которому долго не давали раскрыться травмы. «Думаю, его время наступает, – сказал Джокович, упомянув то, о чем в тот момент говорили все. – Сказать по правде, он сильно напоминает мне Мохаммеда Али в его лучшие дни. В том числе и внешне».
Тсонга был не против сравнения с великим, к тому же отец Жо-Вильфреда в юности ездил на легендарный бой Али с Форманом. «В детстве я смотрел его боксерские поединки, – вспоминал Тсонга. – Раньше я не был большим поклонником Али. Думаю, сейчас он оказывает на меня гораздо больше влияния. Может, мой теннис чем-то напоминает его бокс».
Тсонга сделал то, что на Australian Open-2008 не удалось больше никому: взял у Джоковича сет. Первый сет закончился со счетом 6:4 в пользу француза, и его отец Дидье начал активно мотивировать сына, показывая боксерский удар справа. На трибунах в целом было не менее динамично, чем на корте. Например, когда Тсонга заработал первый брейк-пойнт, кто-то крикнул «Вперед, Роджер!» Зрители рассмеялись. Еще на матче был замечен Стинг.
Семья Джоковича – отец, мама и братья Марко и Джордже – как и на все предыдущие матчи, надели белые свитшоты с буквами, собиравшимися в «НОЛЕ». А в паре метров от их бокса среди сербских болельщиков оказались зрители с лицами, раскрашенными во французский триколор, и несколько групп с флагом Франции в руках. По словам тренера Новака Марьяна Вайды, это произошло по вине организаторов, напутавших с билетами. Команда Джоковича жаловалась и просила, чтобы тех пересадили, но не смогла ни на что повлиять.
Зрители периодически освистывали Джоковича, а он реагировал то иронично, то сердито. Сербские болельщики тоже не сдавались, и иногда было отчетливо слышно «Новак-Новак!»
Тсонга мешало, что перед подачей Джокович подолгу стучит мячом. Он пожаловался судье Карлосу Рамосу, что это не дает подготовиться к приему. Когда Джокович уже раз 15 ударил мячом перед подачей на брейк-пойнте Тсонга при счете 5:5 в четвертом сете, кто-то опять крикнул «Роджер». Новак остановился и спросил: «Что ты сказал?» Отыграв брейк-пойнт, серб раздраженно забубнил что-то в сторону трибун, а Тсонга в это время снова обсуждал с судьей затяжку времени.
Джокович победил 4:6, 6:4, 6:3, 7:6. Взяв последнее очко, он чемпионски упал на спину, закрыл лицо руками, а потом, так и оставив ракетку лежать на корте, побежал приобнять соперника. «Я знаю, что публика больше хотела, чтобы выиграл он», – сказал Новак на церемонии награждения. – Все в порядке. Я все равно люблю вас, ребята». После матча о нервных эпизодах игроки уже не вспоминали.
О планах на будущее самый молодой чемпион Australian Open с 1985 года отзывался просто: «Я не собираюсь торопиться. Не буду пытаться сразу же достичь еще более высоких целей. Я никуда не спешу. Я хочу насладиться своим успехом и просто отпраздновать с близкими». Отвечая на вопрос, подошло ли к концу доминирование Федерера, Джокович высказался скромнее мамы. «Нет, я так не думаю, – ответил Новак. – Один турнир не может изменить историю. Конечно, я потрясающе играл, поэтому считаю, что полностью заслужил победу, даже против него в полуфинале». И заверил, что Роджер не захочет отдавать звание лучшего в мире и еще себя проявит. Так и вышло: cвой следующий Australian Open и вообще «Большой шлем» Новак выиграл только через три года (за которые Федерер выиграл три). В 2011-м в Мельбурне начался один из величайших теннисных сезонов, когда Джокович превратился в супермена и синоним стабильности.
Раньше Джокович был шутом и мастером пародий. Они не нравились Надалю, но болельщики кайфовали
Подписывайтесь на самый веселый инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Ezra Shaw, Quinn Rooney, Clive Rose, Cameron Spencer; ubitennis.com