Два топ-теннисиста попались на допинге: один винит мясо, другой – витамины. У защиты есть успешные прецеденты
Антидопинг в теннисе доверчивый.
Вторник для тенниса получился мрачным: сначала в Австралии игроки мучились из-за дыма лесных пожаров, а вечером стало известно, что сразу у двух топ-теннисистов – первой ракетки мира в паре и действующего чемпиона двух «Больших шлемов» Роберта Фары и 78-й ракетки мира Николаса Харри – нашли допинг.
Оба уже выступили с заявлениями, что ни в чем не виноваты, а запрещенные препараты попали в организм случайно.
Фара ел мясо с болденоном
Изначально Фара объявил, что не сыграет на Australian Open по причинам личного характера, но 14 января сам прояснил ситуацию.
• Положительную пробу он сдал 17 октября 2019-го в колумбийском городе Кали.
• В ней был обнаружен анаболический стероид болденон.
• Предыдущую пробу он сдавал 7 октября в Шанхае, и в ней ничего не нашли. Всего по ходу сезона у него 15 раз брали биоматериалы на анализ, и все были отрицательными.
Фара связывает обнаруженный допинг с колумбийским мясом. В 2018-м Олимпийский комитет Колумбии выпустил предупреждение спортсменам: в стране разрешено использование анаболических стероидов для выращивания скота. В итоге исследование Колумбийского института сельского хозяйства выявило, что в каждом четвертом образце мяса были обнаружены следы болденона, а всего в стране производится 59 продуктов из стероидного мяса.
Поэтому Олимпийский комитет призывал спортсменов особенно внимательно относиться к мясу, которое он употребляют на территории Колумбии.
В похожую ситуацию в 2011-м попала футбольная сборная Мексики, где у пяти игроков обнаружили кленбутерол. В Мексике тоже разрешено использовать стероиды в скотоводстве, футболисты это доказали, и в результате разбирательства их оправдали (но у вратаря Гильермо Очоа из-за этой истории сорвался переход в «ПСЖ»).
Но местная федерация футбола на семь лет запретила мясо в сборной. Вернули его перед чемпионатом мира в России. И использовали мясо только травяного откорма.
Харри ел бразильские витамины с лигандролом и станозололом
У Харри похожая ситуация. У него 19 ноября на Кубке Дэвиса обнаружили метаболиты стероидов лигандрола и станозолола. До этого все пробы тоже были чистыми.
Кроме того, он указывает, что количество запрещенных веществ в моче было крошечным: «В ноябре прошлого года я сдал два анализа мочи, первый был чист, во втором обнаружили два запрещенных вещества. Их количество было настолько низким, буквально триллионные грамма, что не могло дать мне никакого преимущества на корте».
Харри, в конце прошлой недели прервавший 12-матчевую серию поражений, винит в положительной пробе поливитамины, сделанные в Бразилии. И у него тоже есть прецеденты.
Ранее три бразильца – Марсело Демолинер, Томаз Беллуччи и Игорь Маркондеш – уже использовали такую защиту. Они утверждали, что бразильские компании на заказ изготавливали им добавки, и во время производства происходили случайные загрязнения запрещенными препаратами. Во всех случаях трибунал ITF в итоге признавал, что они принимали их ненамеренно. Но с каждым случаем срок дисквалификации увеличивался: Демолинер получил три месяца, Беллуччи – пять, а Маркондеш – уже девять.
Случай Маркондеша вообще примечательный. Эксперт WADA, исследовавшая сданные им таблетки, отметила, что все капсулы открывались до того, как попали в лабораторию. Также она заметила, что концентрация вещества в 10 исследованных капсулах была относительно стабильной (20-30 миллиграммов), чего обычно не бывает при ненамеренном загрязнении. Еще оказалось, что таблетки Маркондеша в среднем весили на 28% меньше, чем указано в рецептах.
Но для ITF этого оказалось мало, чтобы доказать намеренное применение запрещенных препаратов. Там посчитали, что бразилец не несет существенной вины, а девять месяцев ему дали только потому, что после дел Демолинера и Беллуччи он должен был знать об опасностях и внимательнее выбирать производителя добавок.
***
И Фара, и Харри пропустят Australian Open, но у них есть все, чтобы либо вообще избежать дисквалификаций, либо получить короткие, которые закончатся вместе с разбирательством. Конечно, для этого им еще нужно доказать свои объяснения, но с этим проблем возникнуть не должно, потому что в ITF верят практически всему.
Сару Эррани дисквалифицировали на два месяца, поверив, что запрещенный летрозол попал в ее организм, потому что ее мама случайно уронила таблетки в бульон и тортеллини. Во время разбирательства не подсчитали, сколько тортеллини должна была съесть Эррани, чтобы в ее организм попало обнаруженное количество летрозола. Или же сколько таблеток нужно было уронить в бульон, чтобы порция Эррани привела к положительной пробе. И все сомнения трактовались в сторону итальянки.
Позже CAS по инициативе Антидопингового агентства Италии увеличил дисквалификацию до 10 месяцев. Но вряд ли с Фарой и Харри будут так бороться их домашние организации.
Так что, скорее всего, они уже скоро вернутся на корт.
Теннисный антидопинг – это кошмар
Фото: Gettyimages.ru/Jono Searle, Rick Yeatts; twitter.com/RioOpenOficial; REUTERS/USA TODAY USPW; instagram.com/robertfarah
А тут "мама случайно уронила таблетки в бульон" - 2 месяца.
Это вовсе не потому что Шарапова русская!
А велосипедисты столько всего принимают, что упоминать в этом ряду мельдоний... В этом виде без настоящей фармы ничего достигнуть нельзя.
Вада с мельдонием не обосралась?
Ну, конечно)