9 мин.

«Боюсь рассуждать, какая планета достанется нашим внукам». Вдумчивый Надаль – о величии и политике

Рафаэль Надаль славится несгибаемым характером, сумасшедшей физикой, добротой, гибкостью и еще миллионом разных вещей. Но умение много и красиво говорить в них не входит.

Хотя на самом деле Надаль – вдумчивый и интересный человек с очень целостным мировоззрением. Недавнее интервью El Mundo это доказывает. В нем он рассказал:

Считает ли себя лучшим спортсменом в истории Испании

«Если бы я так считал, то вслух бы все равно не сказал. А поскольку я не знаю, то точно не могу сказать. Это решать не мне.

Было бы глупо, если бы я сказал, что не вхожу в число выдающихся спортсменов в истории нашей страны. Это очевидная реальность. Но мою позицию среди других спортсменов пусть определяют специалисты, которые способны анализировать историю спорта.

При этом я знаю, что люди любят рейтинги, но я не думаю, что они так уж нужны. Лучше наслаждаться всем, что происходило в нашем спорте, потому что у нас было много лет великих успехов. Их нужно ценить, потому что когда-нибудь этот период кончится».

О людях, которые думали, что его карьера будет недолгой

«Это была совершенно нормальная и логичная точка зрения. Я сам не представлял, что в 33 года еще буду на таком уровне. Но я двигаюсь день за днем, не ставлю себе психологических барьеров и сроков. Я играю и получаю удовольствие».

О постоянной эволюции своей игры

«Когда ты готов прибавлять и искать решения, игра постоянно развивается. Боец всегда ищет возможность оставаться конкурентоспособным. Мне пришлось много лет искать решения проблем, которые мне создавали травмы. Пришлось изменить тренировочный процесс, и мое окружение смогло мне в этом помочь.

Мы детально разбирали эволюцию игры Надаля во время Australian Open

Кроме того, оказалось, что у меня есть способность к прогрессу, способность принимать возникающие трудности и меняться. Важно не хотеть меняться, а быть готовым к необходимости перемен. Не нужно расстраиваться из-за ошибок. У меня это всегда более-менее получалось, поэтому мой теннис развивается».

О том, что на победах учится большему, чем на поражениях

«Эту фразу нужно объяснить. На победах учишься большему, если у тебя хорошие способности к самокритике, если тебе хватает скромности признать, что, несмотря на победу, что-то у тебя не получалось.

Если у человека нет этой способности, то он больше учится на поражениях, потому что после них понимает, что кто-то лучше – это совершенно логично. Но если ты не считаешь себя безупречным, то победа не затуманивает взгляд. И тогда намного легче учиться на победах, потому что они придают уверенность в себе, а она помогает пробовать новое».

Бывает ли ему лень брать ракетку и идти тренироваться

«Только когда у меня что-то болит, и я не получаю удовольствия от игры. Но когда все более-менее нормально, я не ленюсь».

О важности спортивных психологов

«Я не могу ничего сказать на эту тему, потому что никогда не работал с психологом. Но у меня есть люди – родные и команда, – которые мне помогали.

У меня получается их слушать, когда они указывают на мои недочеты. Иногда люди достигают определенных высот и не хотят слушать плохое. Но у меня почти всю жизнь не было никаких изменений в команде, потому что я дал своему окружению возможность говорить то, что они думают. И, конечно, было очень важно, что дядя Тони был со мной почти всю жизнь и ушел только два года назад».

О работе с Карлосом Мойей, который вошел в его команду в 2016-м

«Он пришел, когда я находился на стадии восстановления, и помог мне лучшим образом использовать это время. Хотя у меня все хорошо шло с дядей, Карлос открыл новые методы работы, новые упражнения, новый взгляд на тренировки и соревнования. Он помог мне продолжать движение вперед».

О будущем испанского тенниса после Надаля

«Последние 30 лет в Испании постоянно появляются игроки высочайшего класса. Но после моего поколения, в которое я включаю Роберто Баутисту и Пабло Каррено, возник довольно крупный пробел.

Мы ждем, что покажут Жауме Муньяр и Карлос Алькарас. Но не стоит думать, что достижения последних лет продолжатся, потому что тогда нас ждет разочарование».

О мнении, что фото борьбы с последствиями наводнения на Мальорке – пиар

«Одно дело создавать образ солидарности, и другое – на самом деле ее проявлять. Есть люди, которые хотят привлечь максимальное внимание к каждому своему шагу. Я не такой. Вообще по моей вине работа моего фонда не всегда имеет заслуженные результаты – потому что я не хочу, чтобы фонд превращался в возможность для саморекламы.

А о тех фотографиях еще важно понимать, что они мне ничего не принесут. Мне повезло, что у меня и так хороший имидж. Я испытываю на себе любовь поклонников, куда бы ни приехал.

Надаль убирает на улицах после наводнения на Мальорке. Там погиб родственник его лучшего друга

Со стороны матери у меня вся семья из затопленного города, который находится в пяти километрах от Манакора. Мои тети, двоюродные братья и сестры – все оттуда. Я просто увидел, что происходит, и постарался помочь, как и все мои друзья. Просто взял форму у ребят в академии, раздал ее друзьям и поехал помогать. Вот и все».

О том, как прошли последние 30 лет для мира, Испании и для него

«Я думаю, что для Испании это был несомненно хороший период. За это время мы заняли важное место в мировом сообществе. 30 лет назад мы были на втором плане.

В мире были очень хорошие вещи и не очень хорошие. Были войны, катастрофы, никуда не делась бедность и, что еще важнее, неравенство между регионами.

Для меня эти 30 лет, конечно, со всех сторон были очень хорошими, но я бы вернулся в прошлое, не задумываясь. Я бы хотел, чтобы мне снова было три года».

Об отношении к Испании в мире и внутри страны

«Я не думаю, что есть единогласное мнение. В Испании мы обычно думаем, что в других странах лучше, чем у нас. Я считаю, что в политическом плане мы постоянно бросаем друг в друга камни, и это порождает ощущение, что в стране все хуже, чем на самом деле.

Конечно, у нас был кризис, конечно, есть люди в тяжелом положении. Несомненно, мы должны двигаться вперед, но в то же время нужно видеть плюсы. Посмотрите, например, на здравоохранение. Я был во многих странах, которые мы считаем лучше нашей, и я вас заверяю, что в этом плане они от нас сильно отстают.

У нас социальное государство, и чтобы его сохранить, нужно больше солидарности, нужно избегать неравенства. Нужен сильный и как можно более многочисленный средний класс. В странах, где есть очень богатые и очень бедные, возникают проблемы преступности, неуверенности, они далеки от социального государства.

Я считаю, что мне повезло родиться в Испании. Если сравнивать ее с другими странами, у нас очень хорошее положение».

Об экологических проблемах

«Мне не нравится рассуждать на темы, о которых я не все знаю. Но очевидно, что человечество разрушает планету. Это реальность, которую нельзя игнорировать. Мне нравятся документальные фильмы, и сейчас многие говорят о том, какой урон мы наносим.

Нужно задумываться об этом – на индивидуальном уровне и, что еще важнее, на глобальном. Нашим детям планета достанется еще в хорошем состоянии, но я даже боюсь рассуждать о том, что может достаться внукам. Нужно исправлять ситуацию, пока еще есть время. И я думаю, что оно есть».

О своих политических взглядах

«Может быть, когда-нибудь я о них расскажу, но не сейчас».

Если впереди тяжелая неделя, почитайте Надаля: он рассказал, как достичь баланса

Надаль – самый мышцатый теннисист мира. Но он редко ходит в качалку

Фото: Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Alex Livesey, Justin Setterfield, Paul Gilham