5 мин.

Умер Александр Волков – один из первых русских топ-теннисистов. Он побеждал великих и умел мотивировать Сафина

Грустный день.

В Калининграде умер Александр Волков – один из лучших игроков первого поколения постсоветских теннисистов, чемпион трех турниров ATP, полуфиналист US Open, финалист Кубка Дэвиса и человек, сделавший Марата Сафина чемпионом «Шлема».

Начал играть поздно и считал себя везунчиком

Волков начал играть поздно – в 10 лет (в 1977-м). Ему повезло расти в Калининграде, где теннис был развит гораздо лучше, чем в целом в стране.

«Там была база из 25 кортов, которые были построены еще во времена, когда Кенигсберг был немецким городом. Во время войны город был разбомблен, но теннисные корты уцелели. Такая база позволяла развивать теннис настолько, что Калининград сразу две команды выставлял на чемпионат РСФСР. У нас были отличные тренеры, к одному из которых – Валерию Шкляру – я пришел».

В 15 лет праворукий Волков неудачно упал и сломал плечо. Он восстанавливался полгода и даже думал заняться футболом или хоккеем, но в итоге вернулся в теннис и переучился на левшу. В 19 лет он дошел до финала чемпионата СССР все так же под руководством Шкляра, с которым проработал до конца карьеры.

Позднее Волкову повезло снова – он вышел на профессиональный уровень в такой период безвременья, когда советские теннисисты уже получили свободу ездить на турниры за рубеж, но еще пользовались благами социализма:

«Тренировались, жили на сборах, питались бесплатно, командировались за счет государства, в том числе ездили на заграничные выезды, когда Горбачев открыл железный занавес. А на турнирах платили премиальные, которые на начальном этапе мы просто забирали себе. Первые наши ласточки профессионального тенниса – Андрей Чесноков и Наталья Зверева – в полной мере ощутили счастье жизни при социализме, когда платили, как при капитализме. В результате болезненный переход из юниорского спорта во взрослый проходил для нас практически безболезненно».

Даже в мировом теннисном туре еще был социализм: сетки формировались не только по рейтингу, но и по национальным квотам: два игрока от страны. Именно так в 1987 году 20-летний Волков, не входя в топ-500, дебютировал на «Уимблдоне» и сразу дошел до 1/8 финала. Это дало карьере Волкова мощный толчок: до конца года он сыграл всего три турнира, но закончил сезон на подступах к топ-100.

«Я был в числе того поколения, которому дико повезло. Страна открылась, мы начали ездить по «Сателлитам», «Челленджерам», а там и до турниров АТР быстро доросли. В этих условиях мы быстро прогрессировали, росли, как на дрожжах», – рассказывал Волков в позапрошлом году.

Обыгрывал (и провожал на пенсию) великих, жалел, что закончил слишком рано

Через сезон, в 1989-м, Александр, предпочитавший быстрые покрытия, впервые сыграл в финале ATP и шесть из следующих семи лет доходил минимум до одного титульного матча. В этот период он выиграл три турнира ATP, а на US Open-1990 стал первым почти за 20 лет теннисистом, в первом круге обыгравшим первого сеяного (Стефана Эдберга).

Американский «Шлем» станет для Волкова станет самым удачным: он сыграет там в четверть- и полуфинале и одержит две из 17 своих побед над соперниками из топ-10. За карьеру Волков обыграет чемпионов «Шлемов» Лендла, Сампраса, Чанга, Штиха, а также Иванишевича и Бругейру и сам поднимется на 14-е место рейтинга ATP. На «Уимблдоне»-1991 Волков подавал на победу и был в мяче от матчбола против будущего чемпиона Штиха (уступил 5:7 в пятом).

В 1993-м на Кубке Кремля Волкову свой последний профессиональный матч на решающем тай-брейке проиграл глыба Бьорн Борг, а через год Александр взял дома свой последний титул и сказал, что мечтал об этом все пять лет существования турнира. Еще через три там же он завершил карьеру сам, хотя потом признавался, что вскоре пожалел, что ушел так рано:

«Я уже через год отдыха почувствовал, что сделал большую ошибку, но к тому времени всю форму растерял, вес поднимался до 100 кг».

Знал, как мотивировать Сафина

Позднее Волков входил в тренерский штаб сборной России в Кубке Дэвиса и в команду Марата Сафина. Именно под его руководством Сафин провел великий сезон-2000 и выиграл US Open. В начале того года Сафин не бросил теннис только благодаря разговору с Волковым, а 20 лет спустя рассказал историю о лучшей на свете предматчевой установке:

«По пути на финал US Open я завтракал в машине, и мой тренер говорил мне: короче, не слей, не зассы. Возьми хотя бы по паре геймов в каждом сете. И вот я с таким настроем выходил на корт. Он меня зачморил, я уже решил, что проиграю, и в итоге вышел на матч без какого-либо давления».

Последние годы Волков жил и тренировал в Калининграде и боролся с алкогольной зависимостью. Его товарищ Андрей Чесноков рассказал «Чемпионату», что она и стала причиной смерти:

«Он не смог себя пересилить и не пить. Я в начале июня предлагал ему съездить на чемпионат мира в августе. Он сказал, что, скорее всего, не сможет выйти из запоя. На что ему ответил, что до августа еще два месяца, я в тебя верю. Сказал, что постарается. Через полтора месяца после нашего разговора мне сказали, что он вышел после больницы и с ним все хорошо.

Мы всегда хорошо общались, жили в одном номере, играли вместе. Вместе играли турнир пять лет назад. Вечером сели ужинать, я заказал бутылку вина, на что он ответил: «Я не буду – потом не смогу остановиться».

Александру Волкову было 52 года.

Фото: Gettyimages.ru/Ken Levine /Allsport; РИА Новости/Валерий Левитин; globallookpress.com/mago sportfotodienst via www.im/www.imago-images.de