6 мин.

Выиграть два «Шлема» Халеп помогла психолог, прописавшая самому суровому игроку 80-х аэробику

Она использует логотерапию.

Симона Халеп проиграла первые три финала на «Больших шлемах» и считалась лицом хаоса в женском теннисе – случайным лидером, который вылез наверх на фоне общего упадка, но даже в такой обстановке не может взять крупнейший титул. Румынка усердно пахала, но в ключевые моменты как будто выключалась. Она сама признавала, что иногда выходит на корт уже проигравшей.

В прошлом году Халеп вымучила победу на «Ролан Гаррос» и после этого стала новым человеком. «Сейчас я хочу расслабиться», – рассказывала она в декабрьском интервью The Guardian. Расслабление вылилось в то, что теннис перестал быть единственным элементом в ее жизни, хотя и остался центральным. «Я стараюсь быть более расслабленной в человеческом смысле: не переживать так сильно из-за результатов, снизить уровень стресса», – поясняла румынка свой настрой.

Новое мировоззрение можно считать одной из главных причин победы Халеп на «Уимблдоне». Она не переживала из-за того, что трава в целом не ее покрытие. Ее не беспокоило то, что баланс побед и поражений против последних трех соперниц во Всеанглийском клубе составлял 5:15, а против Серены, которую она победила в финале, вообще 1:9. 

Халеп выходила на корт и показывала бесстрашный теннис с кучей элементов, которые нервы могли бы сломать. Но переводы по линии, ювелирные обводящие и непривычно агрессивные подачи шли у нее, даже когда Серена в финале пыталась завестись и яростно кричала на корт – хотя за последние 15 лет не один десяток теннисисток после такого ломался.

Сейчас мы видим новую Халеп. Один из создателей этого чудесного явления – психолог Алексис Кастори, с которой румынка сотрудничает с 2016 года.

😱 Халеп разгромила Серену в финале «Уимблдона»: 56 минут, отдала 4 гейма

***

В работе Кастори в основном полагается на принципы логотерапии – направления психоанализа, разработанного Виктором Франклом. Логотерапия основана на идее, что человек в жизни стремится найти и реализовать какой-то смысл. Франкл считал волю к смыслу одним из главных свойств личности, а все проблемы связывал с экзистенциальным вакуумом – состоянием, когда человек считает свою жизнь бессмысленной.

Пройдя четыре концлагеря, потеряв в них жену и родителей, Франкл пришел к выводу, что смысл и мотивацию можно найти даже в страданиях. Отсюда вытекает другое центральное положение логотерапии: человек не может контролировать внешние обстоятельства, в его руках – только собственный взгляд на них, собственный настрой.

Франкла читала и Мария Шарапова – и была в восторге

Именно с этим Кастори и помогала Халеп. Симона рассказывала, что она, по сути, научилась по-настоящему верить в себя: «Я осознала, что раньше не хотела ничего от себя ждать, чтобы потом не расстраиваться, если не получится достичь».

Теперь Халеп не боится ставить цели, не боится играть и не боится ошибаться.

***

Кастори – самый известный теннисный психолог, но попала в тур она немного случайно. В университете она сначала собиралась стать политологом, но потом ушла в психологию и после учебы работала с детьми и подростками, пока в феврале 1985 года не познакомилась с Иваном Лендлом.

Суровый чех тогда уже выиграл «Ролан Гаррос», но мечтал о US Open и звании первой ракетки мира. С Кастори они встретились в ресторане на турнире в Майами, куда психолог пришла в качестве зрителя. Она подошла к Лендлу после поражения от Стефана Эдберга и предложила спор: «Ставлю 1000 долларов, что составлю физическую и психологическую программу, и если ты будешь честно ей следовать, к US Open станешь №1. А если там выиграешь титул, можешь мне не платить». Через семь месяцев Лендл впервые победил в Нью-Йорке и почти на три года стал первой ракеткой мира.

В рамках разработанной программы Кастори заставила Лендла – которого журналисты называли Иваном Грозным – заниматься аэробикой. «В гибком теле гибкое сознание. Я не знала, как этот мачо отреагирует, но ему понравилось», – рассказывала она позже. Прагматичный Лендл, который никогда не боялся экспериментов с ракетками, физической подготовкой и диетой, и в таком подходе нашел плюсы: «Сначала у меня не все получалось. Я двигал руками и забывал ноги. Но мне понравились упражнения. Это еще один способ поддерживать форму, который помог развить координацию, выносливость и работу ног – важные элементы тенниса».

Кроме того, Кастори помогла Лендлу разобраться с Джоном Макинроем. Иван очень переживал из-за матчей против главного соперника, который выводил его из себя не только игрой, но и поведением. Чтобы победить эту тревогу, Лендл каждый день писал в блокноте: «Я с нетерпением жду матча с Макинроем». Таким образом он загипнотизировал себя, и Макинрой его больше не беспокоил.

Основной вклад Кастори в свои успехи Лендл описал сам: «Я всегда считал, что сосредоточенность – важный элемент моей игры. Чем лучше я сосредоточен, тем лучше я играю. Алексис помогла мне лучше сосредотачиваться».

Лендл создал современный теннис, а сейчас учит лузеров брать «Шлемы»

***

Так Кастори плотно вошла в жизнь Лендла (он потом написал предисловие к двум ее книжкам психологических упражнений, а ее брат работает в академии Ивана), а через него – в теннис.

В 2012-м Лендл рекомендовал своего бывшего психолога Энди Маррею, которого в тот момент тренировал. Ему Кастори помогла справиться с разочарованием от того, что он не соответствует собственным высоким стандартам, а еще помогла вернуть радость от тенниса. «Энди – творческий гений, технический и тактический гений. Ему нужно было снова наладить связь со своими сильными сторонами», – рассказывала психолог.

Еще она работала с Кевином Андерсоном. Тренер южноафриканца рассказывал, что, как и многие высокие и крупные люди, Кевин стремился не высовываться, старался немного себя прятать. С таким настроем в элиту не ворвешься, поэтому Кастори научила его контролировать внешние обстоятельства за счет громких камонов – он даже специально отрабатывал их перед зеркалом. В итоге получилось так хорошо, что Диего Шварцман в прошлом году на «Ролан Гаррос» жаловался: «Я никогда в жизни такого не видел. Неважно, он проводит хороший розыгрыш, или я ошибаюсь, он все время что-то говорит».

Для каждого игрока у Кастори свои приемы и упражнения, но основной логотерапевтический посыл она сформулировала еще в 1985-м: «Когда ты играешь под дождем против соперника, который победил тебя пять раз подряд, а матч судит судья, которому ты не нравишься, ты можешь ругаться, а можешь увидеть в этом возможность что-то изменить. У тебя есть выбор».

Кроме Кастори Лендлу помогал диетолог, из-за которого теннис подсел на бананы

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill (1,5); globallookpress.com/Ray Tang; facebook.com/alexis.castorri; globallookpress.com/imago/Colorsport

тенниси зеркало