6 мин.

На «Уимблдоне» чемпионке вручают блюдо, а чемпиону – кубок с 🍍. Это память об аристократическом прошлом

А еще там есть легендарный старец на кабриолете.

Каждый год на «Уимблдоне» вручают трофеи чемпионам и финалистам взрослых, юниорских и ветеранских разрядов, а также игрокам-колясочникам – всего аж 48 призов. Самые знаменитые из них – это, понятно, чемпионские трофеи одиночников: мужской кубок с ананасиком (единственный золотой кубок из всех шлемовых) и женское блюдо Винус Роузуотер (единственный некубок).

Как обычно бывает на «Уимблдоне», у каждого славная история.

Кубок турнира джентльменов

Мужской чемпионский кубок был впервые вручен на 11-й год проведения турнира – в 1887-м. За первые десять лет на «Уимблдоне» сменилось два трофея: Field Cup (1877-1883) и Challenge Cup (1884-1886). Первоначально по турнирному регламенту, кубок становился собственностью трехкратного чемпиона, так что оба приза достались Уильяму Реншоу, побеждавшему шесть лет подряд с 1881-го (и потом еще раз в 1889-м).

1877-й год

На новый кубок потратили 100 гиней – около 7 000 современных фунтов стерлингов. Это был почти годовой заработок хорошего ремесленника, так что традицию дарить его игроку после трех чемпионств отменили.

Трофей высотой почти 46 сантиметров и диаметром 19 сделан из позолоченного серебра. На нем написано: «Чемпионат мира одиночников во Всеанглийском лаун-теннисном клубе». Классические орнаменты на кубке, включая головы в шлемах под каждой ручкой, немного меркнут на фоне игривого ананаса, которым украшена крышка. Это самый заметный элемент всего кубка, но его происхождение до конца неясно. У музея «Уимблдона» версия такая:

«В XVII веке вырастить ананас в Великобритании было невозможно. Их привозили из-за рубежа, и получить ананас в подарок было большой честью и высшим комплиментом. Изображения ананасов часто встречаются в оформлении ворот аристократических домов по всей стране. Это потому, что они были редкостью и признаком высокого статуса». 

Уилогби Хэмилтон, 1890-й год

На корпусе кубка по кругу гравировались имена чемпионов, пока в 2008-м место не закончилось. Тогда к нему добавили цоколь, и имена последних десяти чемпионов нанесены на нем.

Чемпионы получают 35-сантиметровую реплику кубка с именами всех предшественников.

Блюдо Винус Роузуотер

Морин Коннолли, 1952-й год

Первая чемпионка «Уимблдона» Мод Уотсон в 1884-м в качестве приза получила серебряную корзину для цветов за 20 гиней. Блюдо, которое вручается сейчас, появилось два года спустя. Его название звучит как имя собственное – на самом деле это не так. Такое блюдо – часть ежедневной церемонии в Англии Нового времени, когда после еды мыли руки розовой водой (rosewater). Она описана, например, в «Принце и нищем»:

«Когда обед кончился, один из лордов поднес Тому большой неглубокий сосуд из чистого золота, наполненный ароматной розовой водой для полоскания рта и омовения пальцев. Наследственный подвязыватель салфетки встал поблизости, держа наготове полотенце. Том несколько времени в недоумении рассматривал таз...»

Позднее такие блюда стали декоративными. Уимблдонское сделали за 50 гиней в 1864-м в Бирмингеме из частично позолоченного серебра, и оно было репродукцией оловянной тарелки, хранившейся в Лувре. Поэтому ее орнамент не теннисный, а из классической мифологии: по центру изображена Софросюне – воплощение умеренности и благоразумия, которую ошибочно принимают за Венеру (Venus). Она сидит на сундуке, а в руках у нее лампа и кувшин. Ее окружают изображения богов и стихий, а по внешнему краю Минерва заседает над семью вольными искусствами: геометрией, арифметикой, музыкой, риторикой, диалектикой, астрономией (по другой версии – астрологией) и грамматикой. Остальное пространство блюдо заполнено декоративным плетением с растительными мотивами.

Имена чемпионок до 1957 года выгравированы на внешней стороне блюда, более поздних – на обратной. С 1949-го до 2006-го победительницы «Уимблдона» получали миниатюрную реплику блюда (20 см в диаметре), а с 2007 – 35-сантиметровую.

Легендарный поляк

В стильном предуимблдонском разговоре с Vogue Роджер Федерер рассказал, что имя чемпиона гравируют на кубке очень быстро. Почти 40 лет на «Уимблдоне» за это ответственен один человек – гравер Роман Золтовски, у которого на одну гравировку уходит 18 минут. Золтовски живет под польской Познанью и каждый год приезжает в Лондон к финальному уикенду.

Золтовски – легенда «Уимблдона». В 1939 году после ввода войск СССР в Польшу его семья оказалась в Сибири, где его отца расстреляли. После амнистии польских граждан в СССР в 1941-м Золтовски с матерью, сестрой и братом уехали в Иерусалим, а оттуда в 1947-м от арабо-израильского конфликта – в Ливерпуль. Со временем Золтовски осел в Уимблдоне и, работая на поставщика столового серебра, начал гравировать теннисные кубки. После «Осени народов» 1989 года он с семьей вернулся в Польшу, но каждый год в середине «Уимблдона» получает письмо о том, что его ждут.

«Первый уикенд самого знаменитого теннисного турнира для меня сигнал собирать вещи в мой красный кабриолет MG и готовиться к 1400-километровому путешествию из дома на лавку за Центральным кортом «Уимблдона», куда мне приносят кубки сразу после вручения, еще с отпечатками потных пальцев, – рассказывал Золтовски в 2014-м. – 76-летний дед, который на своей 52-летней машине едет из Польши гравировать уимблдонские кубки – это довольно безумно, согласитесь». 

Золтовски летал в Лондон только однажды – когда машина сломалась, и он не успел ее починить. Тогда его гравировальные инструменты вызвали подозрение у службы безопасности аэропорта, и с тех пор он самолетов избегает. Дорога в Лондон занимает от 14 до 18 часов с ночевкой у друзей в Брюгге. В 2019-м Золтовски должно быть за 80, а его машине – под 60. Приехали ли они на «Уимблдон» в этот раз, узнаем сегодня.

Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney, Hulton Archive (2,3), Douglas Miller/Keystone, Gary M. Prior;facebook.com/petrakvitovaofficial