Федерера называют «Роллс-Ройсом» тенниса. Он и в 37 фаворит «Уимблдона»
Роджер + трава = 😍
И букмекеры, и посев соглашаются, что Роджер Федерер – второй претендент на победу на «Уимблдоне» после Новака Джоковича (а пользователи Sports.ru определиться между ними не смогли).
В этом году вдохновенная и эффективная игра Маэстро постоянно выталкивает из головы информацию, что ему вообще-то уже 37 лет. У него 3 выигранных турнира (больше всех в туре), всего 4 проигранных матча и самый высокий процент побед (88,9%). Не хватает только титула на «Большом шлеме», и «Уимблдон» – лучшая возможность это исправить.
Почему?
Хорошо отыграл грунт
Когда после Australian Open Федерер объявил, что впервые с 2016-го выступит на грунте, было много сомнений в правильности этого решения. Но практика показала, что Роджер в себе разбирается лучше других.
На грунте он не только дошел до двух четвертьфиналов «Мастерсов» и полуфинала «Ролан Гаррос», но и освежился. Как и многие суперопытные спортсмены, он уже играет не только с соперниками, но и с собой. Ему нужны новые стимулы, чтобы тур не приедался, свежие подходы к главным целям. За время грунтового сезона Федерер навестил два города, в которых давно не был (Рим и Мадрид), и болельщиков, которые соскучились и встречали его с восторгом. В эмоциональном плане это точно плюс.
Заход на «Уимблдон» через грунт должен помочь и с игровыми деталями. В недавнем интервью The Financial Times Роджер рассказывал, что очень не хочет играть слишком академично и профессионально. Адаптация под грунт и обратно точно не должна дать его теннису застояться.
Маэстро указывал на чисто технические плюсы выступления на глине. «Когда слишком много играешь на траве, начинаешь направлять мяч, а на грунте пробиваешь с полным замахом», – говорил он The New York Times в мае. А на пресс-конференции перед «Уимблдоном» подчеркнул вклад грунтового сезона в физическую форму: «Я буду лучше готов к затяжным розыгрышам. Но буду ли я стремиться их проводить? Не думаю».
Трава – лучшее покрытие для его тенниса
Вдумчивый поклонник Федерера Стефанос Циципас на днях так описал его теннис: «Его игра выглядит сложной, но на самом деле она настолько простая, что складывается обманчивое впечатление. Она выглядит психоделично. Он «Роллс-Ройс» тенниса». На траве для Федерера все действительно просто, потому что его база идеально подходит под это покрытие.
У него роскошная подача, одна из лучших в туре: мощная и точная первая, тонкая и разнообразная вторая. Хорошая подача помогает на любом покрытии, но на траве особенно эффективна, дает больше эйсов, непринятых и лучше готовит первый удар. Это очень важно, потому что на газонах обычно выигрывает тот, кто атакует быстрее. ATP выделила 5 причин доминирования Федерера на «Уимблдоне», все они связаны с подачей:
• высокий процент попадания первым мячом. У Федерера он составляет 65,4%, в среднем у тура – 63,4%;
• 4 120 непринятых подач за 20 лет. Соперники не принимают 48,6% первых подач Федерера (почти каждую вторую) и 23,1% вторых (почти каждую четвертую);
• всего 173 двойных ошибки. Федерер не попадает в среднем раз в 20 вторых подач, тур – раз в 14;
• эйс каждые 7 первых подач и 38 вторых мячей навылет;
• 80% выигранных очков на первой подаче и 60 – на второй.
Федерер показывает атаку не скоростью ударов, а точностью и вращением: уходящая вторая подача и сразу же короткий форхенд в противоход, который из-за вращения активно вообще не обработать.
У Федерера агрессивный прием. Он не входит в лидеры по проценту выигранных розыгрышей на чужой подаче, но в ключевые моменты способен наброситься на нее и разорвать на куски серией быстрых атак. Кроме того, на траве хорошо работает глубокий прием подставкой, потому что он мешает наносить первый удар: часть энергии впитывает ракетка Федерера, часть – трава, поэтому играть неудобно.
В разговоре о Маэстро Циципас еще выделил его скорость и умение покрывать корт. Роджер и сам говорит, что сейчас находится на пике физических возможностей. Движение в дуэте с идеальной техникой позволяют ему более качественно играть с низкого травяного отскока, а это расширяет спектр ситуаций, в которых он способен на конструктивные действия.
Конечно, помогает Федереру и мастерство в игре у сетки. Он так хорошо двигается и контролирует мяч, что даже не со 100-процентной подготовки может выигрывать очки впереди, у него есть приемы, чтобы компенсировать недочеты подхода.
Например, в этой ситуации Роджер поздно пошел вперед и в результате до сетки не дошел, встретил мяч в метре от средней линии. Но при этом прочитал ситуацию, оказался в более-менее нужной точке и выполнил волшебный дроп-воллей.
Техника ударов с лета и полулета у него настолько отточенная, что он сложные вещи делает простыми.
Например, это очень интересный момент. Опять может показаться, что Федерер опоздал с выходом (считается, что с лета нужно играть из квадрата подачи), поэтому ему пришлось выполнять сложный удар. Но на ситуацию можно взглянуть иначе: он мог разумно предположить, что Харрис не сможет ответить сильно, остался чуть-чуть сзади, чтобы отреагировать на направление. Он мог себе это позволить, потому что уверен в умении играть с лета с очень низкого мяча.
Резаный бэкхенд идеально использует низкий отскок
«Трава подчеркивает мои сильные стороны и, может быть, скрывает слабости. Я могу играть так, как хочу. Наверное, Рафа так себя чувствует на грунте», – рассказывал Федерер перед турниром в Галле. Если в игре Надаля на грунте самый яркий элемент – перекрученный форхенд, то в травяном теннисе Федерера таким должна быть его зеркальная противоположность – резаный бэкхенд, который он в интервью Vogue назвал своим коронным ударом.
За счет слайса Федерер вынуждает соперника дать мяч, с которого можно атаковать. Схема примерно такая: он вырезает под бэкхенд, заставляет соперника играть с низкого отскока. В такой ситуации очень трудно ответить активно, так что Роджер получает возможность добавить агрессии.
Тут Федерер слайсом выжал из Миллмана возможность ускорить мяч с бэкхенда, и австралиец не попал в корт следующий ударом.
Другой вариант – вырезать покороче. В примере выше Роджер из обороны не то подрезал, не то укоротил, получил удобный ответ и почти полностью пустой корт. Но чаще его слайс летит чуть длиннее, и сопернику еще приходится выбирать, бежать ли дальше к сетке или резко шагать назад. В любом случае инициатива уже у Федерера.
В ответ на резак соперник может забежать под форхенд, но тогда ему нужна 100-процентная точность и мощь в атаке, потому что он оставляет открытый корт. В первом сете первого круга «Уимблдона» Ллойд Харрис частенько успевал оббежать бэкхенд, вкручивал мяч справа и выигрывал очки. Но потом этот прием работать перестал.
У резаного бэкхенда на траве есть еще одна грань. Соперники понимают, что против Федерера надо атаковать, что его надо разводить по задней линии и рваться к сетке. В большинстве случаев они идут вперед с атаки под лево, но поскольку Роджер мастер слайса, он может ответить стелящимся, ныряющим мячом, который агрессивно обработать с лета довольно проблематично.
Недавно в интервью «Евроспорту» Федерер рассказывал, что при подрезке мяч нужно не ласкать, а бить. Именно поэтому его слайсы – по-настоящему атакующий удар.
Соперники по-прежнему его боятся
Чтобы победить нынешнего Федерера на быстром покрытии, игрокам нужно делать три вещи:
• не проваливать начало матча, потому что Роджер – мастер получить преимущество и удержать его за счет подачи;
• постоянно на него давить, потому что даже если Федерер не выигрывает сразу, подача, опыт и разнообразие помогают ему держаться;
Классический Федерер в напряженный момент: брейк-пойнт, первая подача, пушка с форхенда.
• не посыпаться в решающий момент.
Сейчас Федерера можно задавливать. Если с ним постоянно бороться, у него бывают спады в ключевые моменты (как в проигранном матче с Циципасом в Австралии и половине поражений прошлого сезона), он может просесть в концовке (как в финале Индиан-Уэллс, где победу так вырвал Тим).
В Галле в этом году все соперники Роджера, кроме Пьера-Уга Эрбера, в той или иной мере справились с первыми двумя пунктами. Но третий не дался никому. Миллман в первом раунде провалил тай-брейк первого сета и просел. У Тсонга во втором круге в последнем гейме выключилась первая подача, а Федерер использовал то, что вторую он подает обычно по центру, и заколачивал ее с форхенда. У Баутиста-Агута в последнем гейме отключился форхенд. Гоффен в первом сете финала упустил несколько шансов на приеме собственными ошибками, а потом рассыпался после проигранного тай-брейка.
На решающих стадиях «Уимблдона» с Федерером будут играть люди, от которых таких подарков ждать не стоит. Но у него есть все, чтобы взять титул самому – несмотря на возраст.
Видео, фото, новости, мемы, расписание и результаты «Уимблдона» – все это в нашем теннисном инстаграме, подписывайтесь!
Фото: REUTERS/Carl Recine (1,4); Gettyimages.ru/Julian Finney, Matthias Hangst;