4 мин.

«Уимблдон» – царство патриархата: убрали обращения «мисс» и «миссис», но до сих пор ведут строгий учет свадеб

Привет из времен Джейн Остин.

«Я еще не привыкла к тому, что замужем, – полушутя сказала Серена Уильямс на прошлогоднем «Уимблдоне», где выступала впервые после свадьбы и рождения дочери. – За последние 12 месяцев столько всего произошло».

Зато «Уимблдон» привык к новому статусу семикратной чемпионки быстро. Во всех матчах Серены на турнире ее как замужнюю даму при объявлении счета называли «миссис Уильямс». То же самое происходило и с финалисткой-2010 Верой Звонаревой, а годом ранее – с Еленой Весниной. Это уимблдонская традиция: различать участниц турнира в зависимости от их семейного положения. Для мужчин такой традиции нет – их называют просто по фамилии; когда Роджера Федерера год назад спросили, не хочет ли он быть «мистером Федерером», он удивился:

– Почему?

– Такая традиция. «Уимблдон» фиксирует замужества всех женщин, которые у них играют.

– И когда кто-то замужем, что они говорят?

– «Миссис Уильямс».

– А если незамужем?

– «Мисс».

– Ого, я такого не знал.

***

Уимблдонская приверженность патриархальным ценностям приводит к тому, что на турнирной доске почета одни и те же чемпионки до и после замужества выглядят совершенно разными людьми. Например, Маргарет Смит-Корт, выигравшая «Уимблдон»-1963 еще в девичестве, записана «Miss M. Smith», но в 1970-м она победила на турнире уже замужней, и ее записали как «Mrs B.M. Court» (Бэрримор Корт – ее муж). Точно так же не узнать вторые чемпионства Крис Эверт («миссис Джон Ллойд») и Ивонн Гулагонг («миссис Роджер Коули»). Билли Джин Моффитт, прославившаяся уже под фамилией мужа, узнается по фамилии Кинг, но не по инициалам мужа L.W.

Маргарет Смит-Корт

Билли Джин Кинг – главная женщина мирового спорта?

Последней замужней победительницей одиночного «Уимблдона» в 1981-м была Эверт (в смысле, Ллойд), так что с идентификацией чемпионок 37 последних лет проблем нет. Но если заглянуть в ежегодный 650-страничный Уимблдонский справочник, там вечеринка продолжится с миссис Пьер-Ив Арденн (Жюстин Энен), миссис Шуайб Малик (Саней Мирзой) и миссис Тибо Утен (Мартиной Хингис) – это притом, что ни Мирза, ни Хингис под фамилиями мужей никогда не выступали (Энен выступала под двойной). Тут вспоминается виральный твит из 2017-го, в котором замужняя женщина-врач отвечает на вопрос, почему не практикует под фамилией мужа: «Потому что медицинский окончил не мой муж».

Но «Уимблдон» с его остервенелой традиционностью заинтересовать эмансипацией довольно сложно: да, он уже больше 10 лет платит мужчинам и женщинам одинаковые призовые (хотя уравнял их последним из «Шлемов» и под мощным давлением), и да, Елена Веснина, в 2017-м выигравшая парный «Уимблдон», указана в турнирном гиде как «миссис Елена Веснина», а не «миссис Павел Табунцов». Но в этом же гиде отдельная глава – это реестр мужей всех участниц турнира, когда-либо игравших в одиночных полуфиналах (с датой и местом свадьбы).

Из этого потрясающего документа можно узнать, например, что Крис Эверт была замужем трижды, а ее последняя свадьба состоялась в 2008-м на Багамах; а Елена Лиховцева, как и Штеффи Граф, вышла замуж в Лас-Вегасе. Списка кинозвезд и моделей, на которых были женаты, скажем, Джон Макинрой (дважды), Бьорн Борг (трижды) и Андре Агасси (Брук Шилдс), у «Уимблдона» нет. Свадьбу Мартины Навратиловой и вице-мисс Вселенная Юлии Лемиговой (15 декабря 2014, Нью-Йорк, США) турнир тоже предпочел не заметить.

***

Но иногда уимблдонская полиция благопристойности все же дает сбой: Янину Викмайер, вышедшую замуж вскоре после турнира-2017, в прошлом году продолжили называть «мисс». Она не расстроилась – тем более, что дошла до третьего круга, – но было глуповато.

В этом году такой проблемы на «Уимблдоне» не возникнет – к 2019-м они наконец поняли, что сегодня определять женщину через ее принадлежность мужчине не очень прилично даже для турнира, где по-прежнему играют «джентльмены» и «леди», а тем более, когда речь о спорте, где немало открытых лесбиянок.

«Нужно соответствовать времени, – прокомментировала решение глава продуктовой службы «Уимблдона» Александра Уиллис. – Надеемся, для людей это станет приятным сюрпризом. Некоторые наши традиции: белая форма, трава, – это наши отличительные черты и символы. Но другие наоборот свое отжили, и мы должны уважать пожелания игроков».

Ну а Роджер Федерер как обычно отшутился с непринужденностью, свойственной только настоящей элите:

«Ой, я любому наименованию рад, если где-то после «гейм» идет мое имя, а не имя моего соперника. Довольно логично вроде, нет?»

Теннис – лучший спорт для женщин: больше всего денег и почти равноправие

Крис Эверт – символ эпохи: первой в спорте заработала миллион и на грунте добилась больше Надаля

Фото: Gettyimages.ru/E. Bacon/Topical Press Agency, William Vanderson/Fox Photos, Hilaria McCarthy/Daily Express/Hulton Archive; globallookpress.com/Lu Yang