Внук царского капитана ведет Конту к «Ролан Гаррос». А еще он вырастил Вавринку
Француз Дмитрий Завьялов и его методы.
Грунтовый прорыв британки Йоханны Конты – еще одна аномалия женского тенниса, где последние годы творится настолько бодрый хаос, что от него трудно оторвать взгляд. До этого сезона Конта считалась одномерной специалисткой по быстрым покрытиям, которая сильно бьет, но больше ничего не умеет. За восемь лет на уровне WTA она выиграла 15 грунтовых матчей при 22 поражениях.
Ровно столько же побед на глине британка одержала в этом году. На ее счету финалы в Рабате и Риме и вот теперь полуфинал «Ролан Гаррос», куда она вышла, беспощадно разорвав на части финалистку-2018 Слоун Стивенс.
Конта всегда была теннисисткой, которая выдает хорошие результаты сериями, и сейчас она поймала победный ритм. Сделать это именно на грунте ей помогает обретенное разнообразие в игре. Нет, она не стала Су-Вэй Се, но теперь комфортнее меняет вращения, укорачивает, варьирует темп розыгрышей. И в этом преображении Конты центральную роль сыграл ее новый тренер Дмитрий Завьялов, с которым она работает с конца прошлого сезона.
«Дмитрий увидел, что на корте я способна делать разные вещи. Думаю, он понял, что нужно это из меня выжать и дать мне возможность выражать это на корте. Я всегда была на это способна, но мне нужно было прочувствовать, когда и как я хочу это делать», – рассказывала британка по ходу турнира.
Терпеливое внушение игрокам уверенности в себе – это вообще основной тренерский метод Завьялова.
***
Дмитрий родился в Швейцарии, 20 лет жил во Франции, а по имени понятно, что у него русские корни – отец Завьялова Михаил переехал в Швейцарию из России. Швейцарский 24heures писал в профайле тренера, что он «внук царского капитана», а сам Дмитрий рассказывал, что читает по-русски и неплохо говорит, когда выпьет водки.
У Завьялова два брата, и с теннисом их всех познакомил отец. Через него у Дмитрия завязались и другие центральные отношения в его карьере – со Стэном Вавринкой.
Михаил Завьялов работал с людьми с ограниченными возможностями и через работу познакомился с Вольфрамом Вавринкой – отцом Стэна, который вместе с женой руководил фермой, где занимался адаптацией инвалидов. Они подружились на почве любви к антропософии Рудольфа Штейнера. «Наши родители вдохновлялись идеей, что дети должны взрослеть в собственном темпе, развивать воображение», – рассказывал Дмитрий.
Со Стэном Дмитрий познакомился как раз на ферме Вольфрама Вавринки. The New York Times утверждает, что Дмитрий работал там социальным работником, а потом быстренько сам научился тренировать, когда в 8 лет Стэн и его старший брат начали играть в теннис. Это прямо Голливуд, но точность истории вызывает сомнения, потому что Завьялов всего на 9 лет старше Вавринки.
Стэн рассказывает немного иначе: «Он пробовал профессионально играть в теннис, но очень быстро остановился. Когда он приезжал домой, то часто со мной занимался. Потом поехал в академию, которую Боб Бретт открыл рядом с Лугано. А когда закончил там, полностью посвятил себя мне».
Именно в академии Бретта – бывшего тренера Горана Иванишевича – Завьялов понял, что пора менять профессию. Три дня он провел там в качестве теннисиста (сам говорил, что не очень хорошего), а еще полтора года учился тренировать под руководством австралийца. Главный урок? «Из ста процентов, которые ты вкладываешь в тренировки, игрок впитывает 20. Поэтому нужно постоянно работать, чтобы улучшить свои сто».
С Вавринкой Завьялов проработал 17 лет до 2010-го, и при нем Стэн дебютировал в топ-10 (а брат Дмитрия Григорий какое-то время был менеджером Стэна). Потом были еще пять лет с Тимеа Бачински – она при Завьялове тоже впервые вошла в десятку, дважды играла в полуфинале «Ролан Гаррос» и взяла все свои основные титулы. Они расстались после того, как Тимеа перенесла череду травм: «У нас уже не было энергии на то, чтобы с этим бороться, хотя пять лет до этого и были совершенно потрясающими». Бачински рассказывала, что Завьялов научил ее работать и не ждать результатов сразу, сохранять терпение.
В прошлом году Дмитрий вошел в команду Конты, которая, кстати, тоже связана со Стэном – у них один агент.
***
По ходу «Ролан Гаррос» Завьялов рассказал о своих тренерских принципах: «Я не хочу ничего контролировать. Игрок играет, а тренер иногда помогает. Нужно хорошее сотрудничество».
Именно поэтому в WTA Дмитрий никогда не выходит на корт, чтобы подсказывать во время матчей. «У меня свои представления об уверенности. Я хочу показывать игроку, что уверен в ее решениях. Хорошие они или плохие – я их поддерживаю. И я считаю, что когда игрок сам принимает решение, это более ценно, чем когда он воспроизводит то, что ему сказали».
Его работа направлена на долгосрочную перспективу, и пока что резюме роскошное: два многолетних сотрудничества, по ходу которых он создал Вавринку и перевернул карьеру Бачински. С Контой все тоже хорошо началось.
Фото: globallookpress.com/Pascal Muller/ZUMAPRESS.com, AFP7/ZUMAPRESS.com, ZOPH./AFLO
Тогда он более русский, чем - я если водки выпью, плохо заговорю :-)
Но в женском теннисе еще недавно жаловались, что Серена У. уничтожает интригу. Ну все, доминатора нет, какие опять претензии?