7 мин.

Федерер возвращается на грунт. Он не играл на нем после самого тяжелого периода в карьере

От редакции Sports.ru: вы находитесь в пользовательском блоге «Словесный форхенд». Это дебютный пост, так что поддержите автора плюсами и комментариями. И обязательно подписывайтесь.

В Мадриде он не выступал с 2015-го.

ATP так возбудилась возвращением Роджера Федерера на глину, что в промо-постере грунтового сезона сделала центральной фигурой именно швейцарца, а не короля покрытия Рафаэля Надаля – потом постер пришлось переделывать.

В Мадриде, где Роджер проведет первый почти за три года турнир на земле, к его приезду тоже мощно подготовились: город заклеили рекламой с его изображением (по данным канадского журналиста Майка Макинтайра, Федерера там сейчас куда больше Надаля, который вообще-то играет дома), а перед началом соревнований экскурсию швейцарцу провела мэр.

В Испании Федерер последний раз играл в 2015 году и уже в первом круге попал на австралийца Ника Кириоса, который тогда только прорвался в основной тур и еще считался талантливым, а не испорченным. Матч получился просто эпическим: три тай-брейка, 2 часа 37 минут и поражение швейцарца. Позже он рассказывал о причинах: «Главной моей проблемой было то, что я никак не мог прочитать его первую подачу. Я просто ужасно играл на приеме. Порой у меня не получалось просто перебить мяч на его сторону».

Подавал Кириос действительно роскошно: 22 эйса (и это на грунте!), непредсказуемость и мощь позволили ему не только отыграть два матчбола на решающем тай-брейке, но и вывели из себя обычно спокойного Федерера. Проигрывая тай-брейк второй партии, швейцарец выдал знаменитую фразу: «Нам нужен клоун для этого цирка». Многие посчитали, что это было сказано в адрес Ника, но после матча Роджер пояснил, что ему не понравилась работа судей: «Было много странных решений, не хватало только клоуна, потому что творился полный бардак».

А Кириосу победа над Федерером так запала в душу, что он вспоминал ее уже в 2017 году, когда Роджер усомнился в его готовности к победе на Australian Open: «Меня не беспокоят его слова. Я знаю, что он величайший игрок в истории. И я знаю, что хочу идти своим путем. Мы играли один раз. Я выиграл».

***

Вообще на грунте Федерер не играл с 2016 года и «Мастерса» в Риме. Тогда у него вообще был самый тяжелый период и очень много травм, одна из которых вообще могла закончить его карьеру. После Australian Open Роджер неудачно потянулся, когда готовил ванну для дочерей, и дернул колено. Поначалу казалось, что все будет в порядке, но к обеду оно распухло. Вернувшись в Швейцарию, он узнал, что порвал мениск и нуждается в операции: «Я не мог в это поверить. Эмоции переполняли меня, особенно после операции, когда я смотрел на мою ногу и колено и понимал, что, возможно, они уже не будут прежними».

В результате Федерер пропустил два месяца. Возвращение на корт состоялось в середине апреля на «Мастерсе» в Монте-Карло. Роджер доиграл до четвертьфинала, где уступил Жо-Вильфреду Тсонга, хотя был в двух очках от победы. «Я определенно не буду выступать ближайшие пару недель, – сказал Федерер после поражения. – Буду ли я выступать в Мадриде? Это решение приму через 10 дней. Буду ли играть в Риме? Об этом вы узнаете через 15 дней».

В Мадриде Федерер в итоге не сыграл: из-за обострившейся боли в спине он не мог даже тренироваться. К Риму он оправился и в первом матче в двух сетах победил Александра Зверева, который тогда еще не входил в топ-20 (а через год станет чемпионом этого турнира). После этого Роджер попал на другую будущую звезду, Доминика Тима, и ему уже проиграл.

После матча он рассказывал: «Не имеет значения, как я играл. Гораздо важнее то, что я смог выйти на корт и пытался сделать все, что было в моих силах. Я знаю, что нахожусь не в той форме, чтобы добиться здесь каких-то результатов, но надеюсь, что вы не будете предавать этому большое значение, как и я».

Тот период все же оказался очень значимым в контексте карьеры Федерера. Сначала он из-за травм снялся с «Ролан Гаррос» и впервые с 2000 года пропустил турнир «Большого шлема». На тот момент он провел 65 ТБШ подряд, и у него была самая продолжительная серия в истории обоих туров (позже рекорд побил нынешний директор турнира в Мадриде Фелисиано Лопес, отыгравший 68 «Шлемов» подряд).

«Это грустно, но в тоже время очень мудро, – говорил бывший тренер Федерера Пол Аннакон. – Роджер считает, что взял власть над временем и пока держит все под контролем. Но все мы понимаем, что это ненадолго».

А в июле наступил новый кризис: в полуфинале «Уимблдона» против Милоша Раонича Федерер упал и снова травмировал колено. 26 числа он объявил, что пропустит оставшуюся часть сезона, чтобы восстановиться. Это означало, что впервые с 2000 года он не выиграл в сезоне ни одного титула, а также впервые за 14 лет покинет пределы топ-10.

В тур Федерер вернулся в начале 2017-го обновленным человеком: сразу победил на Australian Open, обыграв в финале извечного соперника Рафаэля Надаля и впервые с 2012 года взяв титул на «Большом шлеме». Всего за два года он взял 10 титулов, включая три «Шлема», вернулся на первую строчку и показал, что все же взял власть над временем.

При этом и в 2017-м, и в 2018-м Федерер пропускал всю грунтовую часть сезона. Это было обусловлено двумя причинами: желанием готовиться к более быстрым покрытиям и предотвращением возможных травм. Его тренер по физподготовке Пьер Паганини рассказывал, что из-за особенностей движения на грунте колено Роджера на нем особенно уязвимо.

***

О возвращении на грунт Федерер заявил сразу после Открытого чемпионата Австралии, где дошел до 1/8 финала, но уступил молодому Циципасу в четырех сетах. Готовиться к нему он начал сразу после Майами, где выиграл 101-й титул.

Для этого Роджер вместе с командой уехал в швейцарские горы, где адаптировался не только к глине, но и к возвышенности (Мадрид находится на высоте 667 метров над уровнем моря). «Теперь организм к этому привык, и когда он приедет в Мадрид, то быстро адаптируется. Если долго не играть на высоте, то уходит три-четыре дня на то, чтобы с ней разобраться», – объяснял это решение тренер швейцарца Иван Любичич.

А Паганини рассказывал Blick о том, как шла работа: «Он как ребенок, который отправляется в первую школьную поездку. Очень приятно видеть его энтузиазм, он положительно влияет на тренировки. Я думаю, что Роджер может добиться отличных результатов на любых покрытиях. Он выступает на каждом турнире как в первый и последний раз».

Первая тренировка в Мадриде началась не очень

Сейчас очень трудно представить, что Федерер покажет в Мадриде. С одной стороны, его атакующая игра больше подходит для быстрых покрытий, да и почти три года без выступлений на грунте не могли пройти бесследно. С другой, Роджер не раз отмечал, что вырос на грунтовых кортах, поэтому это покрытие для него во многом является родным. «Свой первый «Челленджер» я провел на глине, первый «Сателлит» провел на глине, первого соперника обыграл на глине. Грунт был для меня первым», – рассказывал швейцарец.

Результаты на грунте у него тоже не самые плохие. Свой первый «Мастерс» Федерер выиграл именно на грунте, уверенно обыграв в финале Гамбурга-2002 Марата Сафина. Потом швейцарец еще трижды становился там чемпионом, а всего выиграл 11 турниров на грунте, в числе которых шесть «Мастерсов» и «Ролан Гаррос»-2009. Кроме того он дважды обыгрывал Надаля, причем в Гамбурге-2007 прервал безумную 81-матчевую серию, по ходу которой испанец выиграл на грунте 81 матч подряд. И что еще важнее, Федерер четыре раза проигрывал в финале «Ролан Гаррос» – каждый раз Рафе. Гениальная игра Надаля вообще во многом помешала Федереру выступать на грунте также успешно, как и на других покрытиях.

Федерер, конечно, не король грунта, но учитывая его опыт и желание, мы можем ожидать от него хороших результатов. Первым соперником швейцарца станет Ришар Гаске. В личных встречах Федерер ведет 17:2, но оба поражения потерпел как раз на грунте.

Фото: Gettyimages.ru/Alex Pantling, Clive Brunskil, Michael Steele, Dennis Grombkowski, Scott Barbour / Stringer